ООД по развитию речи "Потерявшаяся сказка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Михайлова Оксана Викторовна

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_poteryavshayasya_skazka.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по развитию речи с использованием технологии наглядного моделирования в средней группе № 43 «Весёлые гномики»

«Потерявшаяся сказка».

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок, составление мнемотаблицы по сказке.

Задачи:

- обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;

-развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету);

- воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки;

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие,познавательно-речевое,художественно-эстетическое,физическое развитие.

Формы деятельности –совместная деятельность взрослого и детей

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, познавательная, физическая

Форма проведения: ситуация – игра

Техническое сопровождение: средства ТСО

Методы и методические приемы:

словесный, наглядный, игровой; организационный момент, воображаемая ситуация, проблемные ситуации, сюрпризные моменты.

Словарная работа:

обучать детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайка, зайчишка), подбирать прилагательные (волшебная, добрая и тд)

Оборудование и материалы:

-конверты с моделями на каждого ребенка, мнемотаблица и картинки с персонажами к ней, проектор, картинки мышки, собаки, лисы, медведя, волшебный рюкзачок, дорожки здоровья.

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Организационный момент. Мотивация

ОД начинается в группе, воспитатель говорит детям:

- Ребята сегодня к нам в садик приходила одна очень интересная сказка, но она заблудилась в наших коридорах и куда-то исчезла, хотите её найти и узнать что это за сказка? (ответы детей)

- Тогда,  я предлагаю нам с вами отправиться на поиски сказки, идём?

 Дети идут по коридору в поисках сказки и сказочных героев.  Заглядываем в музыкальный зал, спрашиваем: «Здравствуйте, а вы здесь сказку не встречали?», видим на экране заставку «Такие разные сказки» (проходим в зал)

Воспитатель обращает внимание детей на заставку, и говорит:

- Ребята посмотрите, да здесь очень много разных сказок, скорее всего и наша сказка где-то здесь прячется, но чтобы нам её найти нужно, отправиться в волшебный мир сказок.

- Вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса.

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

Вы хотите? Вы готовы? Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова. (Дети произносят волшебные слова)

Пальчиковая игра “Замок”

Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.)

Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)

Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)

Мы его покрутим, (крутим “замочек”)

А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)

Покачаем – раз, два, три.

Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)

Двери открываются, сказка начинается.

Слышится волшебный звук, в зале появляется волшебный рюкзачок, в котором находится игрушка зайца.

-Ребята, посмотрите, что это?

-Правильно, кто-то забыл волшебный рюкзачок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам вам пощупать, а вы попробуйте отгадать, что внутри рюкзака?

Дети ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто или что внутри. (внутри игрушка – зайка)

 Беседа:

- А как вы догадалась, что в рюкзаке спрятался зайка? (У него короткий хвост, длинные ушки)

Правильно, ребята! Это зайка, он прибежал к нам из сказки.

- Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? (трусишка, боязливый.)

-А как в сказках называют зайца? (зайчишка, зайка - побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка).

-Молодцы, ребята. Зайчик прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца? («Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».)

-Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но как же узнать, из какой сказки наш зайка?

Слышится чей-то волшебный голос: «Чтобы  сказку вам узнать нужно загадки разгадать!»

- Ой, кто это? Какие чудеса! Ну, что ж, загадки, так загадки, отгадаем ребята?

Презентация - загадки  «Герои сказок», на последнем слайде показана сказка «Заюшкина избушка»

- Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкина избушка» и это именно эта сказка сегодня приходила к нам, мы нашли её,  и зайчик прибежал к нам именно из неё, а знаете почему? (ответы детей) Потому что его очень обидела лиса, ой, кажется в рюкзаке ещё что-то есть. Воспитатель предлагает детям по-одному достать содержимое  рюкзака. (Картинки с изображением героев сказки – лиса, медведь, петух, собака, мышка).

-Ребята, как можно назвать лису ласково? (лиска, лисонька, лисичка)

- Назовите медведя ласково (мишка, мишенька, медвежонок)

- Софья, назови петуха ласково (петушок, петенька)

-Назовем собаку ласково (собачка, собачонка)

-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами видим?  А все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, мышка из другой сказки.)

- Правильно, ребята, зайка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с ним? Тогда встаем в круг.

Физкультминутка. (читают дети)

- Эй, ребята, что вы спите,

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса по лесу похаживает,

Шубу рыжую поглаживает.

- Заяц по лесу скакал,

Заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке,

Поднялись, как стрелки, ушки.

Зайчик прыгнул, повернулся,

И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,

Разминает Миша ноги,

На носочках он пошел,

И на пяточках потом.

Моделирование сказки:

-А пока мы отдыхали, зайка приготовил нам интересное задание, проходите скорее за столы.

У вас на столах лежат конверты, откройте их. Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (круги). Чем они отличаются? (цветом, размером). Назовите цвета (белый, серый, оранжевый, красный, коричневый).

Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета.

 Для зайчика, как вы думаете - какой? (белый). Почему?

 Оранжевый круг для (лисы). Почему? (лиса рыжая).

Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка»- собаке? (серый).

Медведю, какого цвета кружок, почему? (дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки).

 А что есть еще у вас на столах - избушки. Они разного цвета, почему? (лубяная – коричневого, а ледяная – синего).

Правильно ребята. А теперь мы с вами будем составлять, и рассказывать сказку, используя модели заместители. Я рассказываю сказку, а вы выкладываете модели заместители друг за другом. Будьте внимательны (рассказываю сказку, дети раскладывают модели)

СКАЗКА

Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная (дети ставят модели избушек). Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла.

А лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика.

Идет зайчик по дорожке и плачет,а навстречу ему собака:

– Гав, гав! Что, зайчик, плачешь?

– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная.

– Не плачь, зайчик! Я ее выгоню!

Пошла собака к избушке,и говорит:

- Гав-гав уходи лиса вон!

-А лиса с печки отвечает:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет. Ребята, покажите как зайка плачет (дети показывают как плачет заяц).

Навстречу ему медведь:

– О чём, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята?- лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!

– Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, косолапый, не выгонишь.

Подошли они к избёнке, Медведь как зарычит:

– Уходи, Лиса, вон из избушки!

А Лиса с печи как закричит (Что же кричит лиса Эллина?):

– Как выскочу, как выпрыгну, полетят  клочки по закоулочкам!

Медведь испугался и убежал. А как испугался медведь? (дети показывают)

Идет зайчик дальше по дорожке, плачет. Навстречу петух с косой:

– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!

– Нет, петух, не поможешь!

Кто ребята помогал зайке выгонять лису? (собака, медведь) Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не прогнал.

Подошли они к избёнке,

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон!

Лиса услыхала, испугалась и говорит:

– Одеваюсь.

Петух громче закричал, ребята помогайте мне:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

А лиса говорит (Саша помоги мне, что говорит лиса?):

- Шубу одеваю.

Петушок еще громче закричал, Богдан, помоги  петушку:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать. Во время рассказывания дети изображают: как плачет зайка, как собака испугалась лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче, проговаривают слова героев из сказки лисы, петушка.

-Ребята. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).

-Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунья, плутовка) - А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).

-Почему не помогли зайцу волк и медведь? (Волк и медведь струсили и убежали).

-Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).

-Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).

Ребята, посмотрите (воспитатель обращает внимание на мольберт, на котором, картинки-герои сказки расположены в хаотичном порядке, в виде мнемотаблицы), кажется что-то здесь не так (задумчиво). Предлагает составить изображения в правильном порядке. Посмотрите, ребята, что у нас получилось? (ответы детей)

-  Правильно! Это наша сказка, мы не только нашли её с вами, но и восстановили порядок.

Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем»

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем. И работать продолжаем.

- Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и помогали мне рассказывать сказку. Как она называется? («Заюшкина избушка»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей и картинок?

Дети выходят из-за столов и встают на коврик.

-Нужно выполнить еще одно задание. Впереди нас ждут три дороги.

По первой пойдем - к лягушкам в болото попадем.

По второй пойдем - к Бабе-Яге придем.

По третьей пойдем – сундучок сказочный найдем.

Какую дорогу выбираем? Тогда вперед!

Дыхательное упражнение

Мы шагаем друг за другом

Лесом и весенним лугом. Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите! (Вдох- выдох)

- А вот и волшебный сундучок! А что же внутри? угощение для детей)

Рефлексия.

-Ну, а нам пора прощаться.

И со сказкой расставаться.

Мы сказку нашли, и в сказку играли,

Ну и конечно немного устали.

Закончились наши большие дела,

И нам в детский сад возвращаться пора.

Звучит волшебная музыка.  Воспитатель:  «Вокруг себя ты повернись, скорее в садик возвратись»

Сегодня мы с вами искали потерявшуюся сказку, нашли её? (ответы детей), а что ещё мы нашли? -  «Волшебный рюкзачок», отгадывали загадки, изображали животных и совершили путешествие в сказочную страну, в которой, отыскали потерявшуюся  сказку «Заюшкина избушка»  и смогли ёё составить  и рассказать по моделям заместителям. Мне было очень интересно, а вам ребята? А теперь, подумайте, и ответьте мне,  в какую ещё сказку вы хотели бы попасть в следующий раз? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА СКАЗКА «

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТ...

Духовно-нравственное воспитание детей через сказку. Конспект открытого занятия по развитию речи "сказка "Репка"

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."В. А. Сухомлинский...

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию «Праздник сказки». Викторина по сказкам.

Данная образовательная деятельность   направлена на закрепление прочитанных сказок,  представления  детей о сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении с ...

Конспект по развитию речи "Сказка за сказкой"

Продолжать способствовать формированию интереса к литературным произведениям....

Занятие по развитию речи Сказка Д. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка»

Развитие речи. Старшая группа .Сказка Джанни Родари "Большая морковка" сопоставительный анализ с русской народной сказкой "Репка"Задачи:  - учить чувствовать и понимать сходст...

ООД Речевое развитие "Русские сказки (мини- викторина). Чтение сказки "Петушок и бобовое зернышко" 29.03.2021

Мини-викторина па русским сказкам и чтение сказки про петушка , который подавился бобовым зернышком....