План занятия по развитию связной речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хачатрян Диана Николаевна

Формировать умение с помощью картин пересказать рассксаз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_no_4.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2065»

ГБОУ Школа № 2065

Россия, 108819, г.Москва , г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8.  

ИНН 5003096290;    КПП 775101001;     ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (495)410-38-95;

email: 2065@edu.mos.ru;

web: www.sch2065tn.mskobr.ru

План занятия по развитию связной речи детей старшего возраста

Тема:  «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

                                                                        Подготовила и провела воспитатель:

                                                                        Хачатрян Диана Николаевна

                                                                       2021

Цель: формировать умение пересказывать содержание сказки с помощью картин. (Создание условий для развития связной речи.)

Задачи:

1.Обучающие задачи: формировать умение детей связно, последовательно рассказывать  сказку по картинкам, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.

 2.Развивающие задачи: совершенствовать  монологическую и диалогическую форму речи; побуждать детей давать ответы полными, распространёнными предложениями; развивать умение аргументировать свои высказывания.

3.Воспитательные задачи: воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, отзывчивость, готовность оказать помощь другу в трудную минуту; продолжать развивать интерес детей к художественной литературе; оценивать поступки литературных героев; формировать умение выслушивать друг друга, не перебивать.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Музыкальное развитие», «Чтение художественной литературы».

Активизация словаря: хвастливый, скорлупка, захлебнуться.

Средства реализации:  презентация, пошаговые картинки - иллюстрации к произведению В. Сутеева «Кораблик», сундучок, аудиозапись песни «Вместе весело шагать», видеопроектор, раскраски  с кораблём.

Предварительная работа: беседа о писателе-художнике В. Сутееве, чтение сказок В. Сутеева.

Ход занятия

I.Организационный момент.

Воспитатель:  Собрались все дети в круг
                           Я твой друг и ты мой друг.
                           Крепко за руки возьмёмся,
                           И друг другу улыбнёмся. (СЛАЙД 1)

Я вижу, что у вас отличное настроение. Давайте поздороваемся с гостями и подарим им свое хорошее настроение.

Дети: Здравствуйте. (дети здороваются с гостями, улыбаются им, присаживаются: осанка)

(Раздаётся голос лягушки) (СЛАЙД 2.)

Воспитатель: Ребята, кто это?

Дети: Лягушонок. (СЛАЙД 2, высвечивается лягушка)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, лягушонок веселый или грустный?

Дети: Лягушонок грустный.

Воспитатель:  А давайте попробуем развеселить лягушонка?

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Мы потянем и перестанем

И нисколько не устанем.

На полянке у пруда

В прятки началась игра.

И видны из-за кадушки

То слонёнок, то лягушка.

Каждый день, как и ребята,

Зубки чистят все зверята.

Вправо-влево щетка ходит,

Белизну зубам наводит.

Воспитатель: Лягушонка развеселить не получилось у нас. Что у него могло произойти?

Дети: Варианты ответов.

Лягушка: «Ква-ква! Ребята, помогите мне догнать моих друзей!

(СЛАЙД 3. Лягушонок исчезает с экрана, оказывается на столе (игрушка) рядом с воспитателем. У лягушонка книга В.Сутеева.)

(СЛАЙД 4. Вдали уплывает кораблик)

Воспитатель: Интересно, почему друзья не взяли лягушонка?

Дети: Варианты ответов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у лягушонка книга есть, возможно ответ мы найдем  в этой книге. (Воспитатель у лягушки берет книгу)

Это книга Владимира Сутеева. Ребята, мы уже знакомы с творчеством Владимира Сутеева, (СЛАЙД 5) с его сказками.

Воспитатель: Вспомните,  какие сказки Владимира Сутеева вы знаете?

Дети: «Кто сказал «мяу»?, «Разные колёса», «Под грибом», «Утёнок и цыплёнок», «Мышонок и Карандаш» и другие. ( СЛАЙД 6)

Воспитатель: Ребята, а сегодня мы познакомимся еще с одной интересной сказкой, называется «Кораблик». (СЛАЙД 7) Хотите послушать, о чем эта сказка?  Тогда вы слушайте внимательно, запоминайте, чтобы ответить на вопросы.  (Чтение сказки.  Экран во время чтения закрывается)

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы узнали из сказки. Я буду
задавать вопросы, а вы постарайтесь отвечать на них полными
предложениями и выбирайте  подходящую сюжетную  картинку, иллюстрирующую ответ.

(СЛАЙД 8, открывается постепенно. Таким образом, на доске появляется картинный план пересказа.)

Воспитатель: О ком рассказывается в этой сказке?

Дети: В этой сказке рассказывается о Лягушонке, Цыпленке, Мышонке, Муравье, Жучке.

Воспитатель: Куда пошли друзья? 

Дети: Друзья пошли на речку.

Воспитатель: Кто прыгнул в воду? Что он сказал?

Дети: Лягушонок сказал: «Давайте купаться» и прыгнул в воду.

Воспитатель: Почему остальные не стали купаться?

Дети: Они не умеют плавать.

Воспитатель: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как он стал хохотать?  

Дети: Лягушонок сказал: «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.  (В. ответ может прочитать из книги)

Воспитатель: Как отнеслись к словам Лягушонка друзья?

Дети: Друзья обиделись и начали думать.

Воспитатель: Что принёс Цыплёнок и Мышонок?

Дети: Цыплёнок принёс листочек, а Мышонок – Ореховую скорлупку.

Воспитатель: Что притащил Муравей? Жучок?

Дети:  Муравей         притащил соломинку,  Жучок – веревочку.

Воспитатель: Что построили друзья?  

Дети: Они построили кораблик.

Воспитатель: Как они строили кораблик?

Дети: Они строили кораблик вместе, дружно. В скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали.

Воспитатель: Что  они сделали потом?

Дети: Столкнули в воду его, сели и поплыли.

Воспитатель: Какими словами?

Дети: И не догонишь.

Воспитатель: Кто не принимал участие в строительстве корабля? 

Дети: Лягушонок не принимал участия в строительстве корабля.

Воспитатель: Лягушонок  какой в этой сказке?

Дети: Лягушонок  хвастливый, насмешливый, озорной.

Воспитатель: А его друзья какие?

Дети:  Друзья смелые, находчивые, трудолюбивые, дружные.

Воспитатель: Давайте с вами подберём похожие слова к слову “ДРУГ”. Дети: Друзья, дружочек, дружище, дружный, дружок, дружить, подружка, сдружиться, дружба.

Воспитатель: А теперь  представим, как путешествовали герои сказки. (экран на время физминутки закрывается)

Физкультминутка.

«Сели на кораблик ».
Сели на кораблик верные друзья  (
садимся на корточки),
Плыли, плыли, плыли в далекие края (
выполняем волнообразные движения руками),
Лягушонок смотрит –  раз и два (
подносим «бинокль» из рук к глазам с поворотом головы вправо, потом влево),
Не догнать кораблик (
поворачиваем голову вправо и влево несколько раз)
Ква-ква-ква (
подпрыгиваем на корточках и квакаем).

Воспитатель: Молодцы! Занимаем свои места.  Послушайте сказку еще раз. Потом мы попробуем ее пересказать, и понять, почему лягушонок остался один. (Повторное чтение)

Воспитатель: Молодцы, внимательно слушали. А теперь попробуйте
пересказать сказку «Кораблик». Вспомнить сказку и то, какие
события происходили в нём, нам помогут эти картинки (на доске
серия сюжетных картин - основа для пересказа).  Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно, а если разбить текст на части, то её можно пересказывать втроем,  даже вчетвером.  Давайте попробуем?

(СЛАЙД 8)  (Потом пересказывает 1-2 ребенка. Все дети вместе с воспитателем оценивают их пересказ.) (экран закрывается)

Воспитатель: Спасибо, ребята. Все хорошо пересказали. Чей пересказ ближе к тексту? Кто был более выразителен?

Воспитатель: Так почему же, ребята, лягушонок остался один?

Дети: Лягушонок обидел своих друзей; поступил некрасиво; не попросил прощения.

Воспитатель:  Ребята, а давайте мы передадим привет от лягушонка его друзьям. Внимательно следим за указкой. А теперь от друзей передадим привет лягушонку. (Зарядка для глаз)

Воспитатель: Бывает так, что мы иногда ссоримся со своими друзьями.  И тогда на помощь приходит «мирилка».

 Давайте повернёмся друг к другу лицом и покажем, как мы умеем мириться:

Мы не будем больше злиться,

Мы решили помириться,

Злюка, уходи от нас.

Мы опять друзья сейчас!

(первые две строчки дети сцепляются мизинчиками, на третью строчку как бы стряхивают с рук грязь, на четвертую – обнимаются).

Воспитатель: Ребята, что должен был сделать лягушонок, чтобы не поссорится с друзьями?

Дети: Лягушонок не должен был обижать своих друзей, не смеяться над ними.

Воспитатель:  А как теперь исправить ситуацию?

Дети: Он должен попросить прощения!

Воспитатель:  Научите лягушонка просить прощение.

Игра «Я бы сказал…..»

Варианты ответов детей: извините; простите меня; я был не прав, пожалуйста, извините меня; я понял, что был не прав,  я больше так не буду.

Воспитатель: Какие вы молодцы. Ребята, все это время лягушонок был рядом, и понял,  как он некрасиво поступил со своими друзьями.  

Лягушонок: Я понял! Понял, что надо помогать друзьям и поддерживать друг друга! Спасибо вам, ребята, побегу к друзьям! До свидания! (СЛАЙД 9)

Воспитатель: (уносит Лягушонка) До свиданья, лягушонок! Как хорошо, ребята, что у нас получилось помочь Лягушонку. Вы хорошо пересказывали сказку, и мы смогли догнать кораблик. Помашем нашим друзьям и пожелаем им счастливого плавания! (СЛАЙД 10) (экран закрыть)

Рефлексия.

Воспитатель: Из какой сказки к нам сегодня приходил в гости Лягушонок?

Дети: Лягушонок приходил в гости из сказки «Кораблик».

Воспитатель: Кто написал сказку «Кораблик»?

Дети: Эту сказку написал детский писатель Владимир Сутеев.

Воспитатель: Чем вам понравилась эта сказка? 

Дети: Эта сказка понравилась тем, что учит нас учит доброте, учит дружить, помогать другим, трудолюбию.

Воспитатель: Что в ней больше всего запомнилось?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А вспомните, ребята, из чего друзья сделали свой кораблик?

Дети: Друзья сделали свой кораблик из листочка, скорлупы, соломинки, веревочки.

Воспитатель: А я тоже сделала свой кораблик. (В. показывает бумажный кораблик). Посмотрите внимательно и скажите, пожалуйста, из чего я его сделала? Если кораблик из бумаги, то он какой?

Дети: Бумажный.

Воспитатель: А вы хотите тоже научиться делать такие же кораблики? Я вас обязательно научу.

Воспитатель: Вы сегодня отлично поработали на занятии. Я приготовила вам подарок: трафареты кораблика. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.  

Занятие кончается всем отдыхать пора,

А дружба продолжается, ура, ура, ура!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Заяц серый, куда бегал»

Программные задачи:  Учить детей придумывать сказки, развивать творческое воображение, связную речь. Активизировать словарь. Воспитывать желание придумывать свой сюжет сказки. Материал: Доск...

Конспект занятия по развитию связной речи «Зима» (старшая группа)

Цель: обучение детей составлению связного описательного рассказа по сюжетной картине.Задачи:- формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;- закреплять и расширять сло...

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Пересказ рассказа "В берлоге" (по Н. Сладкову).

Обучение последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, демонстрация наглядной модели "медвежонок"....

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе: «Овощи»

- обучать детей приемам правильного речевого поведения;- продолжать знакомить с овощами, их внешним видом, вкусовыми качествами, способами сбора осенью;- расширять пассивный и активный словарь, в...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации

Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...

Перспективный план занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР

Перспективный план занятий в старшей логопедической группе для детей с ТНР...