Картотека игр по речевому развитию с использованием ТРИЗ технологий
картотека по развитию речи (старшая группа)

Апатова Диана Расуловна

Картотека игр по речевому развитию с использованием ТРИЗ технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

Картотека игр по речевому развитию с использованием ТРИЗ технологий.

                                                                                                     

                   

                                                                        Апатова Д.Р                                                             

                                                                                                                             Технологическая карта №1

                         «По кругу»

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола. В руках воспитателя стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим:

«Шуба  пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть. из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок.

   

                                                                                                                                 Технологическая карта №2

                                    «Предложения по цепочке»

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку. Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя

слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.

 

                                                                                                                                     

                                                                                                                            Технологическая карта  №3

   «Антилогическое лото»

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: подготовить две группы карточек. Названия картинок

первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.

Ход игры:

Воспитатель поровну делит между игроками картинки первой группы. Они

раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы логопед перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос воспитателя: «Зачем шкафу клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и на каждую

интересную «изобретательскую идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д.

 

                                                                                                                        Технологическая карта   4      «Паровоз»

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.

Ход игры:

Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр

стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет

рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь,

потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой

«лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и

прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе,

потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку,

чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку,

прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет, почему она едет в

паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две

картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем

становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.

 

Технологическая карта

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с

использованием элементов ТРИЗ технологии.

Карточка №5

Необычные загадки

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.

Ход игры:

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих

названий картинок, логопед дает им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки –… глаза.

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка – молоток. И т.д.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить свои

указательные пальчики на соответствующую картинку и четко назвать ее.

Тот, кому удается сделать это раньше остальных, получает призовую фишку.

Игрок, набравший наибольшее количество фишек, начинает следующий тур,

в котором дети самостоятельно составляют аналогичные загадки. В этом туре

фишки не выдаются за правильные ответы, но первый разгадавший загадку

игрок получает право придумать следующую загадку.

 

Технологическая карта

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с

использованием элементов ТРИЗ технологии.

Карточка №6

Что таким бывает?

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола, на котором разложены картинки, иллюстрирующие

слова на заданный звук. Логопед задает вопрос, например: «Что бывает

волшебным? Синим?» и т.д., в зависимости от отрабатываемого звука.

Участники игры, используя картинки, составляют с заданными

прилагательными всевозможные словосочетания, за каждое из которых

получают призовые фишки: волшебная палочка, синяя сумка. Можно

усложнить на втором этапе задание, предлагая детям объяснить, почему тот

или иной предмет бывает именно таким, например: почему сумка именно

синяя? Какой она еще может быть? Выигрывает тот, кто наберет больше

всего фишек.

 

Технологическая карта

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с

использованием элементов ТРИЗ технологии.

Карточка №7

Запоминай-ка

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Воспитатель перетасовывает картинки и выкладывает их попарно перед игроками. Двум

участникам игры предстоит запомнить и назвать от десяти до двадцати (и более, по

возможности, конечно) пар картинок. Логопед предварительно объясняет детям, что

сделать это совсем не сложно, если «связывать» пары логически. Причем, чем забавнее и

образнее эта связь, тем она надежнее. Например: лошадь- велосипед; лошадь едет на

велосипеде. и т.д.

После того, как первый игрок вслух «свяжет» предложениями первые десять

(сколько сможет) пар слов, логопед предлагает второму игроку вспомнить, что лежит под

каждой картинкой. Второй игрок отвечает, например: под велосипедом – лошадь и т.д.

Проверяя правильность ответов, логопед показывает картинки каждой пары и меняет их

местами. Теперь первому игроку нужно восстановить в памяти пары картинок в обратном

порядке: под лошадью – велосипед и т.д.

.

 

Технологическая карта

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с

использованием элементов ТРИЗ технологии.

Карточка №8

Кто что делает?

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки на заданный звук

Ход игры:

В центре стола раскладываются картинки. Логопед задает вопрос, например:

«О ком или о чем можно сказать «идет?». Каждый игрок , используя

картинки, составляет с заданным глаголом словосочетание и объясняет его

значение. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает

обладатель наибольшего количества фишек. Глаголы: идет, летит, растет,

падают, стоят, сидят и т.д.

 

Технологическая карта

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с

использованием элементов ТРИЗ технологии.

Карточка №9

Игра «Полиномы фантазии»

Загадать любое слово из 3 букв. Д О М

Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)

Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов

(прилагательное или образованное от него наречие)

Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что

делает?». Составьте предложение из слов например в комбинации 2, 3, 1.

Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы,

оттолкнувшись от этих сочетаний.

 

Технологическая карта

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с

использованием элементов ТРИЗ технологии.

Карточка №10

Игра «Пароль»

Воспитатель говорит: «Я возьму с собой того, кто назовет мне сказку в

названии которой есть число».

Возможные варианты детей:

• Три медведя

• Три толстяка

• Волк и семеро козлят

• Белоснежка и семь гномов

• Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

• Дочь семилетка

• Семь Симеонов

• Три калача и одна баранка

• Мудрая девица и семь разбойников

•Али Баба и сорок разбойников

 

Технологическая карта

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с

использованием элементов ТРИЗ технологии.

Карточка №11

Игра «Угадай, чьи следы?»

Дети видят перед собой множество следов на «снежной дорожке».

Воспитатель предлагает угадать, чьи следы они видят:

• След медведя – медвежий след

• След птицы – птичий след;

• След зайца – заячий след

• След волка – волчий след

 

Технологическая карта

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с

использованием элементов ТРИЗ технологии.

Карточка №12

Игра «Аукцион»

Задание детям, назвать сказки, в которых (например, волк) является главным

героем.

Варианты ответов детей:

• Лисичка и Волк

• Волк, перепелка и дергун

• Иван-царевич и серый волк

• Волк и семеро козлят

• Колобок

• Теремок

• Рукавичка

• Три поросенка

• Красная Шапочка

 

Технологическая карта

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с

использованием элементов ТРИЗ технологии.

Карточка №13

Игра «Наоборот»

Игра с мячом, вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь

слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным

значением.

Добрый – злой

Трудолюбивый - ленивый

Вежливый - грубый

Грустный - веселый

Радостный – печальный

Сытый – голодный

Трусливый – храбрый

Вредный – полезный

Щедрый – скупой

Упрямый – покорный

 

Технологическая карта

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с

использованием элементов ТРИЗ технологии.

Карточка №14

Игра «Объяснялки»

Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить

объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог

начинает цепочку, дети продолжают.

Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.

- В саду стояла яблонька, на которой …

- Висели вкусные и спелые яблочки.

- Яблочки были спелые и поэтому сами …

- Сами падали на землю.

- Так как яблочки падали, бабушка…

- Бабушка их собирала.

- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…

- Варила вкусное варенье.

- Варенье было вкусное, поэтому…

- Внуки ели его прямо ложками..

 

Технологическая карта

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с

использованием элементов ТРИЗ технологии.

Карточка №15

Игра «Да-нетка» (линейная) (Метод контрольных вопросов)

Воспитатель предлагает детям среди 9 картинок угадать объект, который

находится в сундучке. Напоминает, что вопросы задаются такие, на которые

можно ответить либо «нет», либо «да». Задавайте умные, интересные

вопросы.

— Это живое? – Да.

— Живет в воде? – Нет.

— Живет на земле? – Да.

— Живет в лесу? – Нет.

— Живет дома? – Да.

— Это мама? – Нет.

— Это мальчик? – Да.

(Из коробки на наборное полотно выставляется графический рисунок

мальчика). Это мальчик Вова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в подготовительной группе «Гуси-лебеди»

Конспект поможет сформировать у детей умение творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе. «Времена года»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе. «Времена года» ...

НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ технологии "Метод каталога"

НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ технологии "Метод каталога"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности речевое развитие с использованием ТРИЗ технологии

quot;Сочинение новой сказки про Золушку" с использованием ТРИЗ технологии...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологии в подготовительной группе Игра «Что? Где? Когда?»

Данное занятие проводится с группой детей дошкольного подготовительного возраста....

конспект занятия по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологии "Лимерик"

Цель: Развивать у детей связную речь.Задачи:Образовательные: Упражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов; учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения; учить детей составл...

Технологическая карта непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» с использованием ТРИЗ-технологии "Лимерик".

Цель: Развивать у детей связную речь.ОбразовательныеРазвивающиеВоспитывающиеУпражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов; учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения; учит...