конспект занятия по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологии "Лимерик"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Соловьева Ксения Геннадьевна

Цель: Развивать у детей связную речь.

Задачи:

Образовательные: Упражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов; учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения; учить детей составлять четыре рифмующихся между собой предложения; учить детей создавать варианты рифмующихся текстов.

Развивающие: Развивать связную и монологическую речь, умение говорить предложениями; развивать логическое мышление; обогащать словарный запас.

Воспитывающие: Воспитывать способность чувствовать художественную выразительность слова, его точность, образность; воспитывать любовь к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе

«В поисках клада».

Цель: Развивать у детей связную речь.

Задачи:

Образовательные: Упражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов; учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения; учить детей составлять четыре рифмующихся между собой предложения; учить детей создавать варианты рифмующихся текстов.

Развивающие: Развивать связную и монологическую речь, умение говорить предложениями; развивать логическое мышление; обогащать словарный запас.

Воспитывающие: Воспитывать способность чувствовать художественную выразительность слова, его точность, образность; воспитывать любовь к родному языку.

Материал и оборудование: Конверт с письмом, разрезная картинка «Волшебник», магнитная доска, солнце, лучики от солнца, мяч, модель составления двустрочных рифмовок, схема составления рифмованного текста, модель составления лимериков, сундучок с кладом.

Предварительная работа: Дидактические игры: «Склад-несклад», «Загадки-добавлялки», «Кто больше подберёт красивых слов», «Отгадывание загадок», «Придумай рифмованные сточки», «Составь рифму», «Составляем лимерики», «Сочиняем разные лимерики».

Словарная работа: Закрепление понятия «рифма»; активизация словаря; подбор существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

Ход занятия

1. Вводная часть

Стук в дверь (приносят конверт).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим что там, (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).

- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём и тогда, может быть, узнаем от кого оно.

(Дети собирают картинки-пазлы на магнитной доске (на картинке изображен волшебник).

- Всё ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть.

(Воспитатель читает письмо).

«Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь скоро вы переходите в подготовительную группу, а некоторые из вас пойдут в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи».

2. Основная часть

Воспитатель: Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним отгадаем загадку

Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… 
Солнце.

- Посмотрите на доску, на ней солнышко (на магнитной доске изображение солнца и разбросанных в разные стороны лучей)

- Только почему оно грустное?

Дети: У него нет лучиков.

Воспитатель: Наш волшебник его заколдовал, а лучики разбросал в разные стороны. Чтобы солнышко освещало наш путь надо расколдовать лучики. Для этого мы должны выполнить задания.

(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку).

Первый лучик: Дидактическая игра: «Закончи строчку»

(игра с мячом – стоя в кругу)

Воспитатель: Ребята, я буду читать строчку, а вы должны ее закончит рифмованным словом.

1. В кладовой шуршала мышка-под сосной лежала…(шишка)

2. Капризуля наша Маша-у нее в тарелке …(каша)

3. Очень любят мыши сыр-в хорошем сыре много…(дыр)

4. Пишет мама письмо дочке-в конце рассказа ставит…(точку)

5. В КВН играли сутки-залу нравились все…(шутки)

6. Ребятня каникул ждет-лето красное…(идет)

7. Купил модный Клим жилет-приобрел в театр…(билет)

8. Мечтал о звездах старый барс-хотел он улететь на… (марс)

9. Темная настала ночка- засыпает моя…(дочка)

10. Рассек боксер ударом бровь-и сразу побежала…(кровь).

Воспитатель: Молодцы ребята. Справились с заданием. И первый лучик прикрепляется к нашему солнышку. Вам понравилась играть?

Второй лучик: Дидактическая игра: «Составь рифмованные строчки»

(стоя – опираемся на модель составления двустрочных рифмовок)

В: Я покажу и назову  два рифмующихся между собой слова, а вы должны составить из них две стихотворные строчки.( Если дети затрудняются, то первую строчку подсказывает воспитатель.)

Клубок – колобок

Дети: Бабушка потеряла клубок,

От дедушки убежал колобок.

Мак – рак

Дети: В саду растёт красный мак,

Он по цвету, как, рак.

Конфета – ракета

Дети: В вазе лежит конфета,

На фантике нарисована ракета.

Кошка - ложка

Дети: Под столом сидит кошка,

На столе лежит ложка.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень хорошо сочиняете двустрочные рифмовки. И поэтому второй лучик прибежал к солнышку.

Третий лучик: Дидактическая игра «Шаги сочинения рифмованных текстов»

(стоя вокруг стола – опираясь на схему составления рифмованного текста)

Воспитатель: Ребята, перед вами схема составления лимериков.

Воспитатель: Для того, чтобы составить лимерик, первый шаг - какой?

Дети: Первый шаг: надо выбрать героя или (объект).

Воспитатель: Какой - второй шаг?

Дети: Второй шаг: надо описать какой, он?

Воспитатель: Какой - третий шаг?  

Дети: надо подобрать его «дела»

Воспитатель: Какой - четвёртый шаг?  

Дети: ещё нужна рифма, чтобы получилось складно

Воспитатель: Какой - пятый шаг?

Дети: своеобразный вывод                                                                            

Воспитатель: очень хорошо ребята. И вот третий лучик прибежал к солнышку.

А теперь ребята давайте немного отдохнем и проведем разминку.

Физкультминутка под музыку «Солнышко лучистое».

Ну вот ребята, мы немного отдохнули. Готовы отправится дальше собирать наши лучики.

Четвертый лучик: «Сочиняем разные лимерики».

(сидя на стульчиках – опираясь на модель составления лимериков)

Воспитатель: Ребята, давайте сочиним небылицу про мышек.

Подберите к слову - «мыши», складное слово.

Дети: «мыши - крыши»

Воспитатель: «Наше стихотворение может начинаться со слов «Жил – был».

Дети: Жили-были мыши

У кота на крыше

Воспитатель: Что мыши могли делать на крыше?

Дети: жить, спать, есть, пищать……

Воспитатель: давайте придумаем рифму к слову «пищать».

Дети: спать, мешать……

Воспитатель: составляем следующую строчку со словом пищать.

Дети: Всю ночь они пищали

Воспитатель: что мешали мыши делать коту?

Дети: спать, играть….

Воспитатель: сочиняем следующую строчку

Дети: Спать ему мешали.

Воспитатель: и подведем итог.

Дети: Вот такие не хорошие были мыши.

Воспитатель: ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось

Жили-были мыши

У кота на крыше.

Всю ночь они пищали -

Спать ему мешали,

Вот такие не хорошие были мыши.

Ребята как вы думаете получилось у нас сочинить лимерик? (ответы детей). Я тоже думаю, что получилось. И четвертый лучик отправляется к солнышку.

Воспитатель: Ребята, вот и прошли мы почти все испытания, остался последний лучик, посмотрим, что же на нем написано:
"Ребята! Вы просто молодцы! Раз вы нашли это послание, значит, вы справились со всеми моими заданиями. Ну а теперь внимание! Чтобы найти клад, вы должны сделать 2 шага вперёд, 3 шага влево, и т.д.

С наилучшими пожеланиями. Волшебник".

(Один ребенок идет, следуя инструкции воспитателя, и находит клад. Там лежат шоколадные монетки).

3. Итог занятия

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, напомните мне, что мы сегодня делали на занятии? Какое испытание вам понравилось больше всего? Кто сегодня хорошо занимался? Вы все сегодня меня порадовали, все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию с использованием речедвигательных упражнений

Занятие по развитию речи сиспользованием речедвигательных упражнений...

Конспект занятия по речевому развитию с использованием приёмов сказкотерапии в подготовительной группе «Злой принц»

Увлекательное путешествие в сказку с использованием приёмов сказкотерапии и театролизованной деятельности, которое помогает детям быть добрее и внимательнее к своим сверстникам....

Конспект занятия по речевому развитию с использованием мнемотехнологии в подготовительной группе "Поход с Иванушкой в тридевятое царство"

Данное занятие помогает развивать связную речь, последовательно передавать содержание сказки с опорой на мнемотаблицу...

Конспект занятия по речевому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий

Конспект занятия по речевому развитию по теме "Зима.Зимние забавы"....

Конспект занятия по речевому развитию с использованием театрализованной деятельности в младшей группе «Земляничка» Тема «Колобок»

Цель: способствовать развитию речи детей через театрализованную деятельность.Задачи:-обогащать словарь детей прилагательными;-активизировать словарь детей;-учить детей соотносить слова со своими ...