Конспект занятия по речевому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Высотина Виктория Васильевна

Конспект занятия по речевому развитию по теме "Зима.Зимние забавы". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zima.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий

Тема «Зима. Зимние забавы»

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о зиме.  Закрепление в речи существительного с обобщающим значением зима, уточнение и расширение словаря по теме (снег, лед, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в форме единственного числа именительного падежа).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, физиологического дыхания, конструктивного праксиса, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания. Воспитание нравственно-эстетических чувств в общении с природой.

Оборудование. Комочки ваты, картина М. Пишвановой «В зимнем парке»[1], сборные снеговики для наборного полотна и магнитной доски, изображение недорисованного снеговика по числу детей, контейнер с карандашами, игрушки для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики, программно-дидактический комплекс «Логомер-2», плоскостные изображения снеговиков.

Ход занятия

  1. Организационный момент. [Развитие длительного ротового выдоха. Тонкой моторики. Развитие зрительного внимания, совершенствование навыка дифференциации основных цветов. Объявление темы занятия.]

     Кладу на стол перед каждым из детей плоскостное изображение         снеговика.

- Можно сесть тому, у кого снеговик с желтой метлой.

Ребенок садится.

-Теперь можно сесть тому, у кого снеговик с красным ведром на голове.

Таким образом садятся все дети.

- Дети. Не случайно я приготовила для вас эти картинки. Наступила зима. На улице много снега.  Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, о том, что происходит в природе зимой, чем занимаются зимой на прогулке дети.

2.  Упражнение с массажным мячиком «Я круги снежком катаю….»      

3. «Дорисуй снеговика». [Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).]

Раздаю рисунки, на которых снеговик нарисован частично и точечным пунктиром. Ставлю на стол контейнер с цветными карандашами.

- Посмотрите снеговик не дорисован. Его нужно дорисовать. Возьмите синий карандаш и обведите комки, из которых он сделан. Сначала обведите верхний комок, потом — средний, затем — нижний. Наконец обведите ноги снеговика.

Дети рисуют. Когда каждый из них справится с заданием, продолжаю.

- Что у снеговика будет черным/ красным? (Черным карандашом снеговику нужно нарисовать глазки-угольки и ротик, а красным — нос-морковку.) А вот ведро на голове снеговика вы можете нарисовать любым карандашом. Какие ведра у вас получились?

4.  Подвижная игра «Снежная баба». [Развитие общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением].

Сегодня из снежного мокрого кома

Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком.

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот,

«Рисуют» руками в воздухе три круга, начиная с маленького.

Никто не проедет, никто не пройдет,

Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»

Идут по кругу, взявшись за руки, последние слова произносит один ребенок, сидящий в центре круга.

5. Беседа по картине «В зимнем парке». [Уточнение и расширение словаря по теме «Зима», развитие диалогической речи.]

Приглашаю  детей к экрану, на котором выставлена  картина.

- Кто нарисован на этой картине? Начните со слов «на картине...»

( На картине нарисованы дети.)

- Куда они пришли?

( Они пришли в парк.)

- Что делает девочка в синей шапочке?( Она лепит снеговика.)

- Что делает мальчик?( Он катается на лыжах.)

- Что есть у девочки в красном комбинезоне?( У нее есть санки.)

- Кто пришел с ней? (Собака.)

- Какое время года на картине? (Зима.)

- Почему вы так думаете? (Везде лежит снег.)

- Какой снег? (Белый, холодный, мокрый, пушистый.)

- Правильно. Молодцы! Пушистый белый снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов. На улице холодно, поэтому дети тепло одеты. У детей румяные щечки. Прилетели снегири. На рябине сидит синичка. Как вы думаете, детям нравится гулять ?

6. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционного праксиса. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада всех групп звуков.]

Приглашаю детей к зеркалам и предлагаю выполнить гимнастику для язычка.

7. Упражнение «Что прячет снег?». [Развитие физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи с использование программно-дидактический комплекса «Логомер-2»]

- Приглашаю детей встать в круг и даю каждому из них по комочку ваты, предлагая положить его на ладонь, расположенную на уровне рта на расстоянии не более 10 см.

-  Сделайте вдох и подуйте на «снежок», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Упражнение выполняется 1-2-раза

Далее приглашаю детей к интерактивной доске и предлагаю узнать что прячет снег.

8. Упражнение «Собери снеговика». [Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики.]

Достаю  контейнеры с деталями для сборки снеговиков.

-  Сегодня мы с вами рисовали снеговиков, рассматривали снеговиков, делали упражнение «Снежная баба», а сейчас и предлагаю вам собрать снеговиков из тех деталей, которые лежат и контейнерах. Мальчики будут собирать снеговиков на магнитной доске, а девочки — на наборном полотне.

9. Окончание занятия.


[1] См.: Круглый год. Демонстрационные картины. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)

Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...

«В гости к солнышку» Конспект занятия по физическому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в младшей группе

Создание положительного эмоционального настроя детей, через здоровьесберегающие технологии....

конспект занятия по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологии "Лимерик"

Цель: Развивать у детей связную речь.Задачи:Образовательные: Упражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов; учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения; учить детей составл...

Конспект занятия по речевому развитию (с использованием ТРИЗ- технологий) На тему: «Путешествие по сказкам»

Образовательная программа: МДОУ «Детский сад №72»Цель: создать условия для закрепления знаний детьми сказок и их названий.Задачи:• формировать умение называть героев сказок по ил...

Конспект занятия по познавательному развитию, с использованием здоровьесберегающей технологии кинезеологии "Весна пришла"

Конспект занятия по познавательному развитию, с использованием здоровьесберегающей технологии кинезеологии...