Конспект НОД « Что мы знаем о зиме»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Давыдова Вера Васильевна

Цель:  Закрепить  знания  детей  о зиме,  с использованием музыки и художественного слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_znaem_o_zime.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект    НОД

 «Что мы знаем о зиме»

Для детей подготовительной  к школе  группы.

Цель:  Закрепить  знания  детей  о зиме,  с использованием музыки и художественного слова.

Задачи:   Расширять  и закреплять знания детей  о зиме, о зимних явлениях.  Обогащать и активизировать словарный запас, формировать связную речь коммуникативные навыки,

Развивающие: Развивать мыслительные операции, любознательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, творческую активность,  фантазию.

Воспитательные:  Воспитывать эстетические эмоции и переживания, интерес к художественному слову, музыке.  Формировать бережное отношение к  красоте  зимней  природы.

Предварительная работа:  Беседа о зиме,  закрепление названий зимних явлений, просмотр видеофильмов  и иллюстраций  по теме «Зима».  Экскурсия в лес. Заучивание стихов о природе, пословиц, поговорок, загадок, чтение художественной литературы.

Словарная работа:   Лютовей,  студень,  стукайло, кожух, и. т.д.

                                           Ход занятия

Дети входят в зал.  (Зал оформлен под лесную зимнюю поляну)

Логопед. Добрый день ребята! Сегодня наш музыкальный зал неслучайно превратился в лесную поляну. Я знаю, что вы настоящие знатоки природы и поэтому через несколько минут  я открываю заседание клуба «Хочу все знать» А о чем пойдет речь в нашем клубе, отгадайте.

Загадка.    

Ежегодно приходят к нам в гости:

один седой, другой молодой,

третий скачет, а четвертый плачет?   (Времена года)

Кто напомнит мне времена года? (Ответы детей)

О каком времени года мы будем с вами вести сегодня разговор, вы догадайтесь сами. Слова  – отгадки мы будем записывать вот в эти клеточки.  (На мольберте кроссворд)

Вот вам первая загадка:

Ни начала, ни конца.

Но знают все и млад и стар,

что она огромный шар. (Земля)

Логопед.      В народе еще говорят так:   «Никого не родила, а все матушкой зовут» Вот вам ребята первая отгадка.  Вписываю слово «земля»  горизонтально, в первую строку кроссворда. Первую  букву  каждого отгаданного слова будем выделять красным цветом.

А теперь послушайте вторую загадку:

Не колючий, светло – синий, называем его …. (Иней).

Логопед: Ребята,  как вы думаете, на что похож иней?  Где вы видели иней?  (Ответы детей).

Кто из вас  знает загадки  об  инее?    (Дети загадывают загадки)

Логопед,   Вот мы с вами и вторую загадку отгадали, вписываю слово «иней»  во вторую строку по горизонтали.

Теперь загадка      музыкальная.  (Звучит  вальс «Снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского/)

Ребята, о чем рассказала вам  эта музыка, что вы представили? (Метель).  Вот и третью загадку вы отгадали. Вписываю слово «метель» в третью строку по горизонтали.

Логопед. Ребята, нам осталось    отгадать четвертую загадку. Как вы думаете, как называется профессия людей, выступающих перед нами в театре, на сцене?

Молодцы!  Отгадали и последнюю загадку,  Вписываю слово «артисты» в последнюю  строку по горизонтали.

Логопед.  Посмотрите на разгаданный кроссворд  и прочитайте слово,  составленное из красных букв по вертикали.  (Дети читают слово «Зима»)

Логопед. Ребята,  о каком времени года мы будем беседовать с вами? ( О зиме)

Логопед.  Вам нравится зима? Э то волшебное время года.   Давайте споем песню « Что нам нравится зимой» (Дети поют песню,  выполняя  движения  катания на лыжах, бросания снежков).

Логопед в это время переодевается в костюм зимы, выходит к детям.

Я зима метелица, в гости к вам пришла.

Кто любит мой пушистый снег,   узоры на окне?

Кто любит санок быстрый бег? Кто радуется мне?

Дети. Мы любим зимушка тебя, твой иней и ледок.

И снег пушистый на ветвях  и  санки и каток.

Зима.     Добиралась я к вам с большим трудом,  сквозь дремучие леса, сквозь глубокие снега, по заснеженным полям,  на трех белых конях – моих зимних братьях. Может кто-то из вас догадался, кто же мои братья? Давайте послушаем песню о них.  (Звучит  отрывок  из песни  «Три белых коня»)

Зима. Ребята, вам понравилась песня о моих зимних братьях месяцах? (Обращаю внимание детей на картины о зиме.)  Скажите,  зима,  какая она? Какими красками художница природа рисует зиму?  Давайте попробуем соединить краски музыки с красками этих красивых картин. Может быть, кто-то вспомнит строки из стихотворений подходящие к этим картинам. (Дети читают стихи о зиме).

Зима. Знаете ли вы ребята, что в декабре самые тусклые, темные дни.  Звучит музыка  Чайковского «Времена года»

Мало света в декабрьскую зиму,

воздух темен и нечист

Не подняться даже дыму

Так он грузен и смолист.

Зима.  Декабрь – студень, студенец,  лютовей,   он начинает зиму. Вспомните, ребята, как мы еще называем  декабрь?

Дети. Стужайло.

Звучит музыка

Зима.  Да, декабрь – стужайло, на всю зиму землю студит. Это огромный седовласый старик, у него в руках волшебный посох. Взмахнет он  один раз посохом и ударит им о землю. Поднимется метель, кружится по земле поземка, дует и воет ветер-ветрище. (Пауза). Ребята, давайте вспомним загадки о ветре.   (Дети загадывают).

Зима.  С давних времен  люди наблюдали за состоянием погоды  и могли определить по зимним признакам, каким,   например,  будет лето.    Люди всегда относились серьезно к приметам и верили  в них. Давайте и мы вспомним  народные приметы о зиме.  (Ответы детей)

Зима. Ребята, русский народ, даже слагал пословицы о  приметах: «Без примет хода нет»; «На природу  -  посевную блюди»;   «Не примечать, хлебушка не едать»

Зима. Дети, а пословицы и поговорки обо мне вы знаете?   (Ответы детей).

Зима. Я тоже знаю загадку.

Глянешь – летает,

На нос присядет,

Сразу растает.   (Снежинка)

Зима. Как  вы думаете,  ребята,  откуда берутся снежинки?

(Возможные  ответы)

Зима. Я знаю, что Настя знает     красивое  стихотворение  о снежинке.  Послушаем её.

Зима.   Что бы образ зимы подольше  остался в вашей памяти,  давайте вырежем  красивые снежинки  и украсим на  Новый Год  нашу группу.  Звучит музыка «Вальс снежных хлопьев»

Зима.  Какие у вас красивые снежинки получились.

(Дети кладут снежинки на поднос)

Зима. Вот мы и побеседовали с вами о красавице русской зиме. Я увидела   ребята, что вы   очень любите это прекрасное время года зимушку-зиму. Вы много рассказали о ней стихов,  и знаете пословицы, поговорки и зимние  приметы. Что бы подольше образ зимы оставался в вашей памяти, постарайтесь  дома нарисовать  яркую нарядную, сверкающую зиму,  или наоборот,  суровую, притихшую, затаившую перед снежной бурей.  Из ваших   работ мы составим выставку.

Итог: Спасибо,  ребята за активное участие, за то, что мы  погрузились вместе с вами в этот чудесный и  сказочный мир волшебницы зимы.

Вышел месяц молодой

Зажег  звезды чередой.

И пришла пора прощаться

 Хоть и жаль нам расставаться.

 (Дети поют песню «Зимушка   хрустальная»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей I младшей группы «Что мы знаем о зиме»

Конспект занятия по ознакомлениюс окружающим для детей  I младшей группы «Что мы знаем о зиме»Программное содержание:          1. Образова...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Что мы знаем о зиме"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий....

конспект занятия по развитию речи в средней группе " Что мы знаем о зиме"

Цели:1. Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд,2. Развивать связную речь и формировать словарь по...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя тему: «Что мы знаем о зиме»

Конспект подгруппового интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя с использованием ИКТ  на лексическую тему: «Зима. Зимние забавы»  для детей подготовительной группы...

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Что мы знаем о зиме»

Конспект открытого  занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий.Тема: «Что мы знаем о зиме»...

конспект НОД "Что мы знаем о зиме?"

конспект занятия "Что мы знаем о зиме?"...

Конспект занятия "Что мы знаем о зиме"

Занятие направлено на закрепление изученного ранее материала по теме "Зима"....