конспект НОД "Что мы знаем о зиме?"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Ашурок Анастасия Владимировна

конспект занятия "Что мы знаем о зиме?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_ashurok.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему:

«Что мы знаем о зиме»

Цель: обобщать и систематизировать знания детей о зиме, признаках зимы.

Задачи:

ОО «Развитие речи»:  уточнять, расширять и активизировать словарь по теме зима, совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать прилагательных и существительных), закреплять умение подбирать родственные слова, развивать связную речь, развивать мелкую моторику,

ОО «Познавательное развитие»: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в команде.

ОО «Физическое развитие»: развивать координацию движений с речью.

ОО «художественно – эстетическое развитие»: формировать умение составлять коллаж из картинок соответствующих времени года.

Оборудование:  компьютер с возможностью воспроизвести презентацию, компьютерная презентация по теме, игрушечный снежный ком, картинки для составления коллажа (изображение зимних забав), cода, пена для бритья, таз, копировальная бумага, листы белой бумаги, тонкие палочки, магнитная доска, карточки-кирпичики для постройки крепости, «Зимние виды спорта», белый лист для коллажа, клей, коробка посылка.

Предварительная работа: Д/и «Доскажи словечко», «найди причину», «Угадай по описанию» (О видах спорта), «Виды спорта», отгадывание загадок по теме, заучивание стихотворения по теме, решение проблемных ситуаций по теме «Почему хрустит снег»,  чтение художественной литературы «Два мороза», «Морозка», «снежная королева»,  «Мороз-Иванович», рассматривание плакатов «Зимние забавы», «Зима в лесу», рисование «Зимние забавы», аппликация «Мы на прогулке», проведение викторины «Здоровье и спорт», работа с родителями, спортивный праздник «Папа мама я спортивная семья».

Ход занятия:

Орг.момент:  

Логопед: Здравствуйте дети, я  получила необычное послание из далекой страны. Давайте посмотрим на экран (на экране появляется видеописьмо).

«Здравствуйте ребята! Меня зовут Джинни. Я из далекой жаркой Африки, где круглый год светит солнце, а вокруг пальмы на которых растут бананы и кокосы! У нас все время годы похожи друг на друга. Но я слышала, что в России совсем другая зима»

Вот как я ее представляю (появляется картинка нелепица)

Воспитатель: Все ли правильно на этой картинке.

Логопед: что вы видите на картинке и скажите, как же должно быть на самом деле? (ответы детей)

Основная часть:

логопед:  Ребята, а я хочу проверить, как вы знаете приметы зимы. В этом упражнении нужно подобрать нужное слово и построить предложение, например «летом жарко, а зимой бывает холодно»

Осенью листопад, а зимой бывает снегопад,

Летом льет дождь, а зимой падает снег,

Весной снег тает, а зимой снег лежит,

Весной лес просыпается, а зимой лес спит,

Летом растут грибы, а зимой растут сугробы,

Летом катаются на велосипеде, а зимой катаются на лыжах, санках,

Весной насекомые выползают, а зимой прячутся.

Молодцы, ребята!

На экране появляется продолжение видеописьма. «надеюсь вы расскажите мне о настоящей зиме. жду вашего ответа. Ваш друг, Джинни»

Воспитатель: Дети, а для того, что бы Джинни было легче запомнить о нашей зиме, мы соберем для нее посылку с зимними картинками. В  свободное время она может поиграть с ними или показать своим друзьям. А вот и первая картинка, которую мы положим в посылку для Джинни. Что на ней нарисовано (картинка зима в лесу)

(играет музыка «мы лепили снежный ком») воспитатель проводит  игру-иммитацию «Снежный ком»

Логопед: Джинни рассказала вам, что в Африке все времена года похожи друг на друга, а значит, что у них зима такая жаркая же как и лето и совсем не снежная. А какая же зима у нас в России мы расскажем поиграя в игру «снежный ком». Нужно будет передавать по кругу «снежный ком», и подставлять к слову зима, какая, например «ЗИМА КАКАЯ? (холодная)» (злая, лютая, суровая, снежная, нарядная,  долгая, длинная, белоснежная)

Логопед: Вот какая разная у нас зима в России. Как много слов вы могли подобрать.

(на нашем экране появилась еще одна зимняя картинка, которую мы отправим Джинни. Что на ней изображенно?) (на картинке дети играют в снежки)

3. придумываем родственные слова

Воспитатель: да, ребята всем вам нравится снежная зима! (появляется зима на экране)

Снег белый, пушистый, красивый. Не было бы без него вашей любимой забавы – игры в снежки. А вот интересно есть ли у слова «снег» родственники?

Давайте проверим! Я буду начинать фразу, а вы ее хором заканчивайте.

Тихо, тихо, как во сне падает на землю   (снег)

С неба все скользят пушинки_ серебристые …снежинки

Вот веселье для ребят все сильнее …снегопад

Все бегут вперегонки, все хотят играть в …снежки

Словно в белый пуховик нарядился…снеговик

Рядом снежная фигурка- это девочка….снегурка

На снегу то посмотри с красной грудкой …..снегири

(на экране появляется коллаж из названных слов)

Логопед: Ребята, вы красивые составили  предложения со словами,которые относятся к зиме (снег, снегорад, снежинки, снеговик, снегири)

А какой один и тот же звук встречается в этих словах? (звку с)

Правильно, звук С

Определите, где его место (в начале, середине, конце…еще раз повторяет цепочку слов)

А теперь , давайте  проверим этот звук гласный или согласный, звонкий или глухой? (проверяем прикладываем пальцы на горло проверяем)

Сейчас покажите на пальчиках какой буквой он обозначается (буквой С)

На какой предмет эта буква похожа? (месяц)

Воспитатель:  ребята  у нас появляется еще одна картинка для посылки Джинни. Что на ней изображено (картинка-снегири на деревьях)

4.физминутка

Логопед: мы знаем много зимних разминок. сейчас мы покажем как радуемся морозной зиме. Проговаривайте слова и выполняйте движения вместе со мной.

Вдоль по улице метелица метет,

Скоро все она дорожки заметет,

Ой, жги, жги, жги, говори,

Скоро все она дорожки заметет.

Запрегем-ка мы все  в сани лошадей.

В лес поедем за дровами поскорей

Ой, жги, жги, жги, говори,

В лес поедем за дровами поскорей.

Топорами мы ударим дружно в раз,

Только щепки по лесу полетят.

Ой, жги, жги, жги, говори,

Только щепки по лесу полетят.

А с дровами мы тихонечко пойдем

И мороз теперь не страшен ты для нас,

Ой, жги, жги, жги ,говори,

И мороз теперь не страшен ты для нас.

Молодцы ! и наша посылка,для Джинни пополняется еще одной зимней картинкой. Что здесь нарисованно? (сугробы)

5 эксперимент.

Воспитатель: ребята скажите, что является главным в зиме? Да это Снег-это главный атрибут зимы, но к сожалению не во всех городах и странах зимы снежные. Кто-то его вообще не видел, как наша знакомая Джинни, но его обожают все.

Я вам сегодня предлагаю приготовить " домашний" снег. Он очень похож на натуральный- хрустящий, липкий, рассыпчатый. Плюс нашего "домашнего" снега в том, что он не холодный и нам не понадобятся варежки!

Для этого нам понадобится: 1 пачка соды пищевой и 1 баллончик пены для бритья .

Все ингредиенты смешиваем, не торопимся, постепенно размешивая всю массу- снег должен лепится, хрустеть, чуть липнуть к рукам.

Я вам предлагаю поиграть в наш «домашний снег» и слепить для Джинни в посылку снеговиков.

Под музыку ребята лепят снеговиков из «домашнего» снега.

Воспитатель: Ребята, вы любите чудеса? Я вам  предлагаю написать секретное письмо, а секрет – в том, что писать мы будем не карандашом, а палочкой.

Хотите попробовать?

(перед каждым ребенком лежит копировальная бумага, обычная белая бумага и маленкая палочка)

Подумайте на чем вы любите кататься зимой и напишите это  секретное слово, а потом поменяйтесь друг с другом письмами и прочтите. (дети пишут слова обмениваются)

-очень хорошо! Вот еще одна картинка для нашей посылке. Что на ней нарисовано? (картинка где дети катаются на санках)

6. командная игра с карточками о зимних видах спорта, зимние забавах.

воспитатель: как много всего интересного вы уже рассказали о зиме.

А давайте вспомним, о том, что зимой можно не только резвиться на снегу, и весело играть, но и серьезно заниматься спортом.

-сейчас мы будем друг другу загадывать загадки о зимних видах спорта.

(дети в командах совещаются педагоги ведут речевую работу команды представляют свои загадки, объясняя другая команда принимает ответ)

Молодцы. Настоящие знатоки зимних видов спорта. А вот и очередная картинка для нашей Джинни. О чем она? (дети катаются на лыжах)

7 снежная крепость.

Воспитатель: как же весело играть зимой на улице.

Я хочу предложить вам построить крепость: из таких ледяных кирпичиков. Подберите кирпичики так, чтобы они подходили друг к другу и надежно соединялись. Тогда вы сможите прочитать на них зимние слова (зима, санки,каток, морозы,горка)

Молодцы! Вот какую прочную крепость нам удалось выстроить.

Логопед: ребята, вы составили слова которые относятся к зиме.

Теперь давайте эти слова разделим на слоги.

Сколько слогов в слове зима?

А в следующем задании нужно показать (сколько гласных букв? Сколько согласных в слове зима).  дети графически изображают кружочками красного и синего цвета.

На экране появляется последняя картинка дети строят зимний городок.

8. отправляем Джинни видео письмо.

Логопед: Ребята вы хорошо справились и наша посылка уже наполнена картинками о зиме для Джинни. Теперь она точно будет знать какая же зима у нас в России.

Воспитатель: а у меня идея давайте составим для Джинни новую правильную картинку о зиме и отправим ее (дети составляют коллаж приклеивая каждую картинку. Ребята еще раз рассказывают о каждом признаке зимы)

Логопед: картина готова! Какая она получилась красочная и веселая. и думаю нам не обойтись без маленького волшебства .сейчас наша картинка оживет. мы тоже отправим видео письмо Джинни. (дети смотрят на экран)

Спасибо  ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знаем, помним, гордимся"

Посвящается людям, отдавшим свою жизнь за спасение Отечества и в честь которых названы улицы нашего города. Памяти павших, - будьте достойны!...

«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»

Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах.Зайцы бывают разные......

Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»

Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная  практика) для детей подготовительной группы....

Квест-игра "Иди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что."

Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности....

это интересно: Что мы знаем и не знаем о Covid-19?

буклеты для родителей: гигиена при гриппе, короновирусной инфекции и ОРВИ, новый короновирус страшнее прошлых инфекций, памятка по профилактике короновируса, что такое короновирусы...

Творческий проект "Знай свой край люби и знай"

Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....