Обучение слоговому строению слова.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пахоменко Ксения Николаевна

Тема занятия: Обучение слоговому строению слова.

Тип занятия: повторение ранее приобретённых знаний.

Возрастная группа: старшая группа.

Цель занятия: создать условия для обучения слоговому строению слова детей дошкольного возраста.

Задачи занятия:

Обучающие задачи: - Познакомить с термином «слог».

- Обучать определять количество слогов в слове.

- Продолжать обучать составлять и анализировать предложения, устанавливать последовательность слов в предложении.

Развивающие задачи: - Развивать способность называть слова с заданным слогом.

- Развивать фонематический слух у детей.

Воспитывающие задачи: - Воспитывать умение слушать друг друга.

- Воспитывать усидчивость, внимание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Тема занятия: Обучение слоговому строению слова.

Тип занятия: повторение ранее приобретённых знаний.

Возрастная группа: старшая группа.

Цель занятия: создать условия для обучения слоговому строению слова детей дошкольного возраста.

Задачи занятия: 

Обучающие задачи: - Познакомить с термином «слог».

- Обучать определять количество слогов в слове.

- Продолжать обучать составлять и анализировать предложения, устанавливать последовательность слов в предложении.

Развивающие задачи: - Развивать способность называть слова с заданным слогом.

- Развивать фонематический слух у детей.

Воспитывающие задачи: - Воспитывать умение слушать друг друга.

- Воспитывать усидчивость, внимание.

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Методы и приемы: наглядный: показ, демонстрация иллюстраций.

Словесный: чтение стихов, постановка проблемного вопроса, беседа с предметными картинками.

Практический: пальчиковая игра «Апельсин»; д\и «Раздели слова на слоги».

Словарная работа: Ввести в активный словарь детей следующие слова: слово, слог.

Предварительная работа: Знакомство с гласными звуками и буквами, их артикуляцией; беседы; знакомство со словами действиями, словами-признаками предметов; дидактические игры «Четвертый лишний», «Узнай гласный звук», «Слушай и отгадывай», решение ребусов.

Материал (ы), оборудование: магнитная доска; предметные картинки (дом, мяч, кот, рыба, сани, гуси, машина, корова, ворона); бутафорский апельсин, который делится на дольки.

Ход:

Этапы/ Методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Время

1 этап

- Подготовительный

Организационно – мотивационный

Словесный метод Наглядный метод

- Ребята скажите, а с каким настроением вы шли сегодня в детский сад?

Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего дня у вас было хорошее и бодрое настроение!

Я думаю, в этом поможет нам солнышко (иллюстрация).

Солнце на небе проснулось. Нам, ребята, улыбнулось.

-Давайте и мы, подарим свои улыбки друг другу.

Заходят в группу, садятся на стульчики (отвечают на вопросы воспитателя).

Дарят друг другу улыбки.

2 минуты

2 этап - Основной

Постановка проблемы

Ознакомление с материалом

Практическое решение проблемы

Словесный метод

Наглядный метод

Практический метод

-Ребята, посмотрите, что это?

- Я вам хочу предложить попробовать разделить на части дом (креплю к магнитной доске порезанную предметную картинку-дом).

- Молодцы!

- А теперь давайте, вспомнить стих про апельсин, и расскажем его.

Золотистый апельсин,

Словно солнца младший сын!

Посмотри, как разделён

Весь на доли солнцем он.

Раздели его на всех!

Всё на всех! Всегда на всех!

Солнечную теплоту!

Солнечную доброту!

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

(таблица 1).

- Ребята, на что мы делили апельсин и дом?

- Мы с вами выяснили, что предметы можно делить на части.

- Подумайте, а слово делится на части? Совершенно верно. Слово делится на части. И эти части называются - слоги. Слово делится на части, как на дольки апельсин. (Обращаю внимание на магнитную доску, где заранее прикреплены предметные картинки).

- Ребята, перед вами картинки, мы их сейчас рассмотрим, назовём словом, а затем посчитаем количество слогов в каждом из них.

- Давайте вспомним нашу подсказку, чтобы легче было считать.

- Все вместе: измерить любое слово — да это проще простого! Сколько слогов в нём надо узнать — хлопать в ладоши пора начинать!

Необходимые предметные картинки указаны в разделе «Материал».

Д/и «Раздели слова на слоги» (таблица 2).

Делят дом на части.

Видят на столе бутафорский апельсин.

Рассказывают стих.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Дети учувствуют в

беседе, отвечают на

вопросы.

Дети слушают воспитателя, рассматривают картинки.

Дети заинтересованы,

готовы к д/и.

15 минут

3 этап - Заключительный

 Словесный метод

- Ребята, чему мы учились на занятии? (Делить слова на слоги, различать слова и слоги).

- Кому из вас требовалась помощь при выполнении задания?

- Какое задание было для вас трудным?

- Почему?

- Кто без ошибок справился со всеми заданиями?

- Прикрепите на «Дерево успехов» свой осенний листок – красный – всё получилось, жёлтый – не всё получилось.

Активное участие детей, отвечают на вопросы воспитателя.

3 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со слоговым строением слов и словесным ударением

Слог – минимальная произносительная единица. Иначе говоря, деление слова на слоги (в отличии от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений. Обнаружить слог, познакомиться с делен...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

Методическая разработка: Подготовка детей к обучению грамоте "Ознакомление со звуковым строением слова"

В статье узнаете о сущности подготовки детей к обучению грамоте; о развитиии фонематического слуха и фонематического восприятия и его влияния на овладение навыкам чтения. О задачах и содержании подгот...

Презентация: "Работа над слоговой структурой слова. Слова vıı типа слоговой структуры.

Данная презентация создана  для работы над слоговой структурой слов 7 типа на этапе словосочетаний и предложений....

Дидактические игры и упражнения по формированию умений звукового и слогового анализа слов, строения предложений для подготовительной группы.

Список игр для подготовительной группы по формированию умений звукового и слухового анализа слов и строения предложений....