Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи ознакомлению детей со слоговым строением слова «Знакомство со слогами» средняя группа
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

    Куткина Светлана Вячеславна

    Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл znakomstvo_so_slogami.docx19.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи ознакомлению детей со слоговым строением слова «Знакомство со слогами» средняя группа.

    Программное содержание:

    1. Развивать умение делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков и т. д.) .

    2. Развивать умение определять количество слогов в слове и их последовательность. Познакомить с понятием "начало" и "конец" слова.

    3. Научить определять местонахождение ударного слога в двусложных и трехсложных словах.

    4. Развивать и закреплять навык составления слова из заданных слогов.

    5. Развивать умение подбирать слова по одному данному слогу, а также находить слова, начинающиеся с последнего слога заданного слова

    6. Воспитывать внимание детей к слову;

    7. Воспитывать желание отвечать на вопросы.

    Словарная работа: Ввести в активный словарь детей следующие слова: слово, слог.

    Последовательный ход занятия:

    – Здравствуйте, ребята! Отгадайте, кого я называю: садитесь на места те, чьи имена состоят из стольких частей, сколько хлопков я сделаю. Например, По – ли - на. Сколько хлопков я должна сделать? Верно, три. Давайте посчитаем: раз, два, три. Ясно, ребята? (называю всех детей). Молодцы, никого я не забыла назвать? Хорошо, сели красиво, спинки держим прямо, ноги ставим вместе, ручки на коленки, глазки на меня. Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Верно, Катя, письмо. Это письмо принёс почтальон. Вам интересно узнать, что в нём? Сейчас посмотрим. Ой, как много здесь картинок. Я каждому из вас раздам несколько, а вы отберёте те, названия которых состоят из двух частей. Давайте, попробуем. Миша, покажи свою картинку. Что изображено?

    Дети: Лиса.

    - Ещё раз повторим: Ли - са. Состоит из двух частей?

    Дети: Да.

    - Хорошо, Маша, что у тебя нарисовано?

    Маша: Кошка.

    - Как произнесём?

    Дети: Кош – ка.

    - Тоже из двух частей?

    Дети: Да.

    - Никита, покажи и назови свою картинку?

    Никита: Лес.

    - Состоит из двух частей, ребята?

    Дети: Нет, из одной части.

    - Ребята, вы обратили внимание, что слова произносятся не сразу, а по частям, да? Есть у нас в языке слова, состоящие из одной, двух, и даже трёх частей. Эти самые части можно по-другому назвать: «Слог». Давайте дружно повторим: «СЛОГ». Значит, в слове лиса сколько слогов? Да, два. А в слове лес? Один. Молодцы. А сейчас я предлагаю вам отправиться в магазин, где продают много игрушек. Вы же любите игрушки? Да, посмотрите, как их много. Но нам нужны только купить те, в названии которых определенное количество слогов. Например, два. Какие это игрушки, подумайте? Выйди, Настя, и назови нам их. Так: кук – ла, ю – ла, миш – кА. Молодец, садись на мето. А теперь найдите игрушки из трёх слогов. Пожалуйста, Миша.

    Миша: Ма – ши – на, мат – рёш – ка.

    - Молодец, у нас остались дом и мяч. Они состоят из скольких слогов, Костя?

    Костя: Из одного.

    - Все согласны с Костей? Хорошо, вот и сходили в магазин. Но, ребята, ведь у нас группе и до новых игрушек, были свои, так ведь? Посмотрите вокруг, и назовите мне предметы с определенным количеством слогов. Итак, сначала с одним слогом (с двумя, с тремя). Умнички, вот как много мы предметов отыскали вокруг себя! А из его состоят названия этих предметов, Ксюша?

    Ксюша: Из слогов.

    - Правильно. а теперь мы с вами поиграем в интересную игру. Она называется «Перевёртыши». Слушайте, пожалуйста, внимательно: у каждого из вас на столе лежат карточки со слогами. Все видят? Это карточки со слогами, из которых вам надо составить сначала одно слово, потом, переставив слоги, другое. Начинай, Полина.

    Полина: Сосна.

    - А как ещё можно переставить слоги, чтобы получилось другое слово, Полина?

    Полина: Насос.

    - Умничка, теперь всем понятно, как мы будем играть. Хорошо, Следующий кто желает составить слова – перевёртыши? Пожалуйста, Марина.

    Марина: Весна. Навес.

    - Молодец, правильно, ребята? Наташа, продолжай.

    Наташа: Банка. Кабан.

    - Верно, Оля, какие у тебя слова поучились?

    Оля: Нитка, ткани. (и т. д. спрашиваю оставшихся детей)

    - Молодцы, не правда ли, интересная игра? Да, мы в неё и в следующий раз поиграем. А пока я буду показывать картинку и называть первый слог и а вы, внимательно подумав, конец слова. Все готовы? Итак: Лож - …

    Дети: … Ка.

    - Ка – …

    Дети: … Ша.

    - Ре - …

    Дети: … Ка (и т. д.)

    - А теперь то же задание, только с последним слогом. Будьте внимательны, хорошо?

    - … Ка

    Дети: Бел - ка.

    -. Ма.

    Дети: Ма - ма.

    - … Ле.

    Дети: По – ле. (и т. д.)

    - Умнички, всё правильно, а теперь немножко отдохнём. Встали. Мы очень много разговаривали, и наши язычки устали, да, ребята?

    Язычок на спортплощадке

    Занимается зарядкой

    Хотя это нелегко,

    Потянулся высоко,

    Наклонился низко,

    Поднялся быстро

    Очень ловко скачет.

    1-2-3-4-5-6-7-8-9-10.

    - Молодцы, сели на места. Ребята, а вы заметили, что слоги в словах звучат неодинаково - один из слогов произносится более протяжно. Давайте произнесём слово «мама» (умышленно усиливаю голосом и более протяжно произношу первый слог, задерживая указку в начале графического изображения слова и более отрывисто - второй слог). Как мы произнесли первый слог? Да, протяжно. Посмотрите ещё раз: этот слог у нас находится в начале нашей схемы. А второй слог как мы произнесли? Да, быстро, отрывисто. А где у нас будет находится второй слог? Правильно, в конце схемы, то есть вот здесь. Это понятно? Замечательно, давайте вы ещё раз произнесёте слово «мама» а я покажу его указкой на схеме. Я правильно показала? Да, я не ошиблась. А теперь давайте составим ещё какие-нибудь слова по данной схеме. Кто самый смелый? Выходи, Костя. Твоя задача: придумать слово, назвать его и показать на схеме, понятно? (вызываю ещё одного-двух детей). Молодцы, сели на места. Ребята, на тот слог, который мы произносим протяжно, ставится ударение. Давайте найдём такие слоги в наших именах. Итак, произнесём имя «Са – ша». На какой слог будет падать ударение? На первый: СА. Хорошо, а теперь по цепочке, начиная с Кати, каждый из вас будет называть своё имя и говорить, на какой слог ставится ударение. Притом этот слог нужно выделить интонацией, ясно? Итак, Катя, начинай. Молодцы, ребята, теперь все знают, на какой слог у каждого из вас в имени падает ударение? А у меня на какой слог падает?

    Дети: На первый.

    - Правильно, а теперь я буду вам загадывать загадки, а вы, разумеется, будете их отгадывать. Отгаданные слова мы будем делить на слоги по данной схеме и ставить в них ударение, хорошо? Итак, слушайте внимательно:

    Он большой, как футбольный мяч

    Если спелый – все довольны,

    Так приятен он на вкус,

    И зовут его …

    Дети: Арбуз.

    - Выходи к доске, Катя. Ребята, тебе будут произносить по слогам, а ты будешь указкой показывать.

    Дети: Ар – буз.

    - Катя правильно показала? Хорошо, где поставим ударение?

    Катя: На второй слог.

    - Молодец, следующая загадка

    Пышный хвост торчит с верхушки.

    Что за странная зверюшка?

    Щелкает орехи мелко.

    Ну, конечно, это …

    Дети: Белка (вызываю ребёнка к доске)

    - Молодцы, ребята, на этом мы заканчиваем сегодняшнее занятие. Оно вам понравилось? С чем мы сегодня познакомились? Верно, со слогом, или слогами. Слова состоят из слогов, да? В какие игры мы играли? Какая из них вам больше понравилась? Мне тоже понравилось занятие. Особенно хочу похвалить Катю, Костю, которые сегодня очень хорошо занимались. Спасибо, до свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему "Зимующие птицы".

    Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему "Зимующие птицы". Конструкт занятия позволит расширить знания детей о зимующих птицах, а также будет способствовать развитию речи дет...

    Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники «Путешествие по сказке «Гуси-Лебеди»» Средняя группа.

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей  Калининского района...

    Конспект занятия по развитию речи для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет «Игры со словами»

    совершенствовать речевое развитие детей, учить  сочинять сказки с опорой на заданное слово; объяснять значение пословиц...

    Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста 5 года жизни (средняя группа) Тема: «В гостях у сказки «Колобок»

    Программное содержание: Учить выделять и называть характерные признаки персонажей сказки «Колобок». Вспомнить и закрепить последовательность действий героев сказки с помощью моделей.С...

    Конспект занятия по развитие речи "Ознакомление детей с комнатным растением - фикусом"

    Конспект занятия по развитию речи "Ознакомление детей с комнатным растением - фикусом"....

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Чтение небылиц. Дидактические игры со словами»

    Занятие по развитию речи для детей старшей группыТема: Чтение небылиц. Дидактические игры со словами.Цель: Сформировать у детей представления о действительности и выдумках. Задачи: Обра...