Конспект занятия по развитию речи для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет «Игры со словами»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Лоскутова Лариса Николаевна

 

совершенствовать речевое развитие детей, учить  сочинять сказки с опорой на заданное слово; объяснять значение пословиц;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

                             МБДОУ «ЦРР – д/с №16»Родничок»

                     Конспект занятия по развитию речи

             в группе общеразвивающей направленности

                                для детей 6-7 лет

                             «Игры со словами»

                                                воспитатель Лоскутова Л. Н.

                                                    г. Моршанск

Цель: совершенствовать речевое развитие детей.

Задачи:

- продолжать учить детей подбирать слова – антонимы к данным; учить  сочинять сказки с опорой на заданное слово; объяснять значение пословиц;

- развивать умение воспроизводить содержание пословиц; группировать слова по определённому признаку; подбирать слова – определения к объекту  по смыслу;

- развивать внимание, логическое и творческое мышление, навыки связной речи;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, сочувствие, умение прийти на помощь.

Основная область:

- речевое развитие.

Интегрируемые области:

- познавательное развитие;

- физическое развитие;

- социально – коммуникативное развитие;

- художественно – эстетическое развитие.

Предварительная работа:

-  чтение народных и авторских сказок;

- словесно – дидактические игры;

- использование методов ТРИЗ на занятиях и в свободной деятельности;

- сочинение новых сказок и творческое интерпретирование знакомых произведений;

- работа с мнемотаблицами;

- знакомство с малыми фольклорными произведениями – пословицы, поговорки;

- придумывание историй на основе опорных слов;

- рисование по сюжетам сказок.

 Материалы и оборудование:

- компьютер, проектор, экран;

- подборка слайдов с элементами анимации и звуковым сопровождением;

- мнемотаблицы;

- корзина, мяч.

Ход

Дети входят в зал, садятся на стулья полукругом.

Воспитатель:

-  Дети, мы с вами часто путешествовали по сказкам, а сегодня герои сказок сами решили нас навестить. Встречайте первую гостью.

(на экране появляется Красная Шапочка)

Красная Шапочка:

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада встрече с вами. Слышала, что вы много знаете и умеете, и решила предложить поиграть со мной.                                  

Игра называется «Продолжай». 

  Я буду называть вам слово, а вы должны подумать и назвать подходящие по смыслу слова – определения, по очереди передавая друг другу корзину для сбора слов. Готовы? Тогда начинаем игру.

 Красная Шапочка:                                            Дети:

Лес--------------------- большой, тёмный, красивый, сосновый, зелёный…

Облако -------------- белое, лёгкое, воздушное, пушистое, маленькое…

Мама----------------- добрая, ласковая, нежная, родная, любимая, красивая…

Цветок--------------- яркий, красивый, душистый, большой, красный…

Яблоко------------- круглое, ароматное, сладкое, сочное, румяное, гладкое…

Мяч----------------- резиновый, круглый, разноцветный, большой, футбольный…

Красная Шапочка:

- Вы молодцы, много интересных слов в корзину собрали. С вами интересно, но мне пора навестить свою любимую бабушку. До свидания, ребята.

(на экране лес)

Воспитатель:

- Смотрите, к нам спешит следующая гостья. Будьте с ней осторожнее.

(на экране появляется  Баба Яга)

Баба Яга:

-  Ну, здравствуйте, детишки – девчонки и мальчишки! Что, испугались? Да ладно уж, не бойтесь. Я сегодня пришла не пугать, а с вами играть. Играть вы, наверное, все любите. Вот и хочу я проверить вашу сообразительность.

Игра называется «Скажи наоборот»                      

Становитесь все в круг, а воспитатель пусть возьмёт мяч, вам бросает и слова потруднее называет. Вы по очереди мяч ловите и в ответ быстро называйте слово с противоположным значением. А я буду вас внимательно слушать да ошибки считать.

Воспитатель:

- Ребята, будьте внимательны, как бы чего не произошло. Начинаем игру.

Воспитатель:                       Дети:

Высокий--------------    низкий

Далеко----------------   близко

Мягкий----------------   твёрдый

Зима------------------     лето

Много---------------     мало

Старый--------------     молодой

Жарко----------------    холодно

Заснуть--------------   проснуться

Дать-------------------  взять

Слева------------------   справа

Трудиться-------------  лениться

Смеяться--------------  плакать

Говорить--------------  молчать

Тихо----------------   громко

Купить-------------  продать

Светлый----------  тёмный

Баба Яга:

- Какие внимательные! Ни разу не ошиблись. Ох, задержалась я у вас, а мне в лес давно пора. До свиданья, детвора!

(дети садятся)

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! И с этим заданием вы хорошо справились. А вот и ещё один сказочный гость.

(на экране появляется Кот в сапогах)

Кот:

- Приветствую вас, мои юные друзья! Я, как известно, кот не простой, а очень даже сообразительный. А всё потому, что с раннего детства на народной мудрости воспитывался, много пословиц и поговорок разных знаю. Хочется мне узнать, а вам они знакомы? Предлагаю поиграть со мной.

Игра называется «Восстанови пословицу»

Я буду говорить начало пословиц, а вы продолжение. Согласны? Тогда начинаем.

Кот:                                                      Дети:

Без труда…                        не вытянешь и рыбку из пруда.

Сделал дело,…                  гуляй смело.

Нет друга - ищи,…              а нашёл - береги.

Семь раз отмерь,…            один отрежь.

Любишь кататься,…            люби и саночки возить.

В гостях хорошо,…              а дома лучше.

Поспешишь -…                    людей насмешишь.

Не зная броду,…                не суйся в воду.

Как аукнется,…                   так и откликнется.

Кот:

- Вижу, много вы пословиц знаете. А вот попробуйте объяснить значение такой пословицы: «Век живи – век учись».

Дети:

- Это значит, что невозможно сразу всё знать и уметь. Люди всю свою жизнь узнают что – то новое, нужное, интересное, чему – то учатся, становятся умнее.

Кот:

- Да, это вы совершенно точно подметили. Чувствую, что вас на мякине не проведёшь. Ну, а пока прощаюсь с вами, до новой встречи!

Воспитатель:

- Не успел уйти Кот в сапогах, а на пороге уже новая гостья, встречайте.

(на экране Снежная Королева)

Снежная Королева:

- Шлю вам свой ледяной привет! Давненько я в гостях не бывала, не веселилась. Надеюсь, вы меня сегодня порадуете, а не то – берегитесь! Придумала я интересную забаву – новую игру.

Игра называется «Только такие слова».

Становитесь в круг, берите мяч. Вы будете ударять мячом о пол и произносить «белое» слово, потом передавать мяч соседу справа, он назовёт своё «белое» слово. И так, пока все играющие не назовут слова. Только помните – слова не должны повторяться.

(дети встают в круг)

Дети:

Снег,  вата,  зима,  иней,  облако,  мороженое,  сахар,  соль,  молоко,  сметана, творог,  сливки,  яйцо.

Снежная Королева:

- Как много слов вы назвали! А теперь прошу вас назвать мои любимые «холодные» слова, и как можно больше.

Дети:

- Зима, ветер, вьюга, град, пурга, метель, буран, снег, лёд, иней, мороз, холод, снеговик, ледышка, холодильник, сосулька, мороженое, сугроб, льдина, айсберг, Северный полюс, вечная мерзлота.

Снежная Королева:

- Ах, как хорошо! Порадовали вы меня сегодня, так замечательно поморозили душу, спасибо. А теперь пора мне в своё снежное королевство возвращаться. Прощайте.

(дети садятся полукругом)

Воспитатель:

- Вы, ребята, такие молодцы! Я очень волновалась, ведь неизвестно, чего можно ожидать от таких сказочных гостей. Смотрите – ка, снова гостья  на пороге.

(на экране Мальвина)

Мальвина:

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада встрече с вами, и, надеюсь, что вы мне поможете. Я хотела сочинить новую сказку, но это оказалось совсем непросто, ведь моя сказка необычная – она «Голубая». Все знают, что голубой – мой любимый цвет, вот и сказку я решила придумать цветную, но у моей сказки есть пока только начало. Вот оно:

- На берегу голубой речки, на голубом холме стоял чудесный голубой домик. Небо над ним тоже было голубое-голубое.

- Вот пока и всё, что я смогла придумать. А что дальше – не знаю, вот и прошу у вас помощи.

Воспитатель:

- Что ж, ребята, давайте поможем Мальвине. Согласны?  (дети соглашаются)

(сказку сочиняют с помощью мнемотаблиц)

Дети:

«Голубая сказка»

- На берегу голубой речки, на голубом холме стоял чудесный голубой домик. Небо над ним тоже было голубое-голубое. Недалеко от домика находился красивый голубой лес. Вокруг росло множество голубых цветов – незабудки, васильки, колокольчики, анютины глазки, ирисы. Над ними порхали голубые стрекозы и красавицы-бабочки, в небе летали голубые птички. Около домика стояли голубые качели и голубая скамеечка.                                                     А жила в этом домике очень красивая девочка с голубыми глазами и волосами. Звали её Мальвина. Она очень любила голубой цвет, поэтому всё, что её окружало, было голубым. Мальвина носила одежду и обувь только голубого цвета, завязывала голубые ленты на волосах, вся мебель и посуда в её доме тоже были голубыми.                                                  Мальвина была очень доброй и весёлой  девочкой. Каждое утро она бежала купаться в голубой речке, потом собирала голубику в голубом лесу.  Придя домой, она пила чай из голубой чашки, брала голубую лейку и шла поливать свои любимые цветы. Потом  Мальвина каталась на качелях и пела весёлые песенки.                                                                                                                 И все, кто проходил или проезжал мимо, с удовольствием отдыхали на голубой скамеечке, угощались голубикой, слушали песенки и любовались на это голубое чудо.

Мальвина:

- Ой, какая замечательная, необыкновенная сказка у вас получилась, вы – настоящие сказочники. Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. Поспешу теперь к своим сказочным друзьям, расскажу им новую сказку. До свидания.

Воспитатель:

- Вот такие гости у нас сегодня побывали, каждый со своим заданием, со своей игрой. Вы успешно с ними справились, молодцы.                                        А теперь представьте, что могло бы произойти, если бы вы не выполнили задания Бабы Яги и Снежной Королевы, не помогли бы Мальвине?

Дети:

- Я думаю, что Баба Яга рассердилась бы и стала вредничать, а Снежная Королева могла бы вообще всех заморозить. А Мальвина осталась бы без «голубой» сказки и расстроилась.

- А мне кажется, что Баба Яга могла бы разозлиться и перепутать все сказки. Снежная Королева могла бы устроить вечную зиму. Мальвина стала бы плакать и наплакала бы целое голубое море слёз. Тогда могло бы случиться наводнение.

Воспитатель:

- Как интересно вы рассказываете. Хорошо, что вы такие дружные и сообразительные.  Я вами горжусь. Спасибо вам большое.

Использованная литература:

Синицына Е. И. «Игры и упражнения со словами», серия «Дошкольное образование», Юнвест, Москва, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по рассказу Н. Калининой «Разве так играют?»

Программное содержание. Связная речь. Учить детей пересказывать текст, интонацией передавая особенности персонажей.Словарь. Учить называть действия, характеризующие определенный предмет.Грамматика. Уп...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Необыкновенное путешествие в город «Красивых слов»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Необыкновенное путешествие в город «Красивых слов»»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Вежливость и вежливые слова».

Цель: формирование культуры общения.Задачи:- воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться.-  формировать у девочек и мальчиков умение общаться м...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осенние листочки» «Учимся, играем, речь развиваем».

Цель: формировать умения составлять связный рассказ об осени с опорой на картинки символы.Задачи:-обобщение о признаках осени и представления о её характерных особенностях;-создать условия для пр...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Дидактические игры со словами. Чтение небылиц»Цель. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение.Задачи.Учить...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ. Пересказ отрывка рассказа Н.Н. Носова «Как Незнайка совершал хорошие поступки» при помощи мнемотаблицы.

Конспект занятия по развитию речи (ОО Речевое развитие) в подготовительной группе №6.Выполнила воспитатель: Гладких Мария Николаевна.Тема: Пересказ отрывка рассказа Н.Н. Носова «Как Незнай...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога)

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему:«Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин.(по выбору педагога)...