Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Чтение небылиц. Дидактические игры со словами»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тимонова Екатерина Владимировна

Занятие по развитию речи для детей старшей группы

Тема: Чтение небылиц. Дидактические игры со словами.

Цель: Сформировать у детей представления о действительности и выдумках.

 

Задачи:

 

Образовательные: Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, отличать действительность от вымысла

 

Развивающие: Развивать внимание, память. Развивать у детей воображение, фантазию. Развивать словарный запас детей.

 

Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за достижения сверстников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Чтение небылиц. Дидактические игры со словами»

Занятие по развитию речи для детей старшей группы

Тема: Чтение небылиц. Дидактические игры со словами.

Цель: Сформировать у детей представления о действительности и выдумках.

Задачи:

Образовательные: Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, отличать действительность от вымысла

Развивающие: Развивать внимание, память. Развивать у детей воображение, фантазию. Развивать словарный запас детей.

Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за достижения сверстников.

                                      Ход занятия

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Предложить ребенку начать наше занятие начнем с игры. Я сейчас прочитаю отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Радость».

Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким медом потекли.

Спросить ребенка понравилось, стихотворение? Какое интересное стихотворение, а вы ничего необычного не заметили (Ответ  ребенка) Правильно на березах не растут апельсины, на осинах не растут апельсины, вороны не поют соловьями и ручьи не бывают медовыми. Автор этого стихотворения написал о том, чего в жизни не бывает. А если в жизни не бывает того, о чем пишем, как мы называем такие стихи? (Небылицы). Молодцы, правильно. Это небылицы.

А вы знаете, что небылицы люди придумывали на Руси уже давно. Раньше не было ни телевизоров, ни компьютеров, а после тяжелой полевой работы людям хотелось отдыхать, веселиться. Они сочиняли разные смешные истории. Потом, позже, их рассказывали уже скоморохи на ярмарках. Вы знаете, кто такие скоморохи?Скоморохи играли на музыкальных инструментах (балалайка, бубен, водили с собой медведя. Так они веселили народ.

Предложить ребенку послушать еще один отрывок из стихотворения Л. Станчева «Это правда или нет?»

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет.

Задать ребенку вопрос: Что, необычного вы заметили в этом стихотворении? (Ответ ребенка)

Ребята, давайте немного разомнемся.

Физкультминутка.

Старый заяц сено косит (косят сено,

А лиса сгребает (сгребает).

Муха сено к возу носит (несет, делает шаги,

А комар кидает (кидает).

Довезли до сеновала (руками крутят колеса).

С воза муха закричала (головой крутит):

-На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду (шагает на месте,

Ноженьку сломаю (прыгают 4 раза,

Буду я хромая (хромает).

.

Дидактическая игра «Что не так?».

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла фикус на окне.

Вопросы.

Какие действующие лица в стихотворении?

Кто ехал на коне?

Кого вел Ваня? Как вел?

Что делала старушка?

Где стоял фикус? Что такое фикус? Что в стихотворении не так? (Все правильно, здесь нет вымысла).

Предложить ребенку это стихотворение перестроить в небылицу. Как? (Мы так переставим слова, так запутаем, чтобы получилось смешно). Как же здесь можно перепутать героев и их действия? (Пробуют переставить местами героев, рассказывают получившуюся небылицу).

Ехал фикус на коне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне.

Спросить ребенка: А такое бывает в жизни? Что получилось? (Небылица)

Интересно придумывать из стихов запутанные истории? А хотите сами сочинить небылицу? Для этого я дам вам наборы картинок.

родитель(к ребенку):

Вы запомнили, как составить небылицу? Как? Сейчас вы в парах составите по одной небылице (составляют, рассказывают).

Небылицы могут получиться разные. Например, такие:

1 Собака садится играть на гармошке.

2. Ныряют в аквариум рыжие кошки.

3. Внучкина бабушка в куклы играет.

4. Цветы малышей поливают из лейки.

5. На сосне растет картошка.

Спросить ребенка Интересно составлять небылицы? Чем они интересны? (Смешные) .Зачем составляли небылицы? (Веселиться).

Итог занятия

Что вы делали на занятии? (Познакомились с небылицами,составляли небылицы).

Скажите, как нужно составлять небылицы? (Неправильно говорить предложение, чтобы получилось то, чего на свете быть не может).

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\s1200.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»

Аннотация   Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "МЫ ЗНАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО  РАЗВИТИЮРЕЧИ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ   СТАРШЕЙ   ГРУППЫ"МЫ   ЗНАЕМ   РОДНОЙ    ЯЗЫК"....

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Чтение сказки «Слепая лошадь»

Цель: подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения....

План-конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «ПРЕДЛОГИ. МАЛЕНЬКИЕ СЛОВА»

План-конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме «ПРЕДЛОГИ» может быть использован как учителями-логопедами, так и воспитателями....

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе на тему "Дидактическая игра "Дети играют в кубики"

Область образования: ПознаниеРаздел: развитие речиТема: Д/и «Мы играем в кубики».Цель: Рассказ по картине «Дети играют в кубики».Задачи: Учить детей составлять последовательный...