Педагогическая находка на тему: «Песочная сказка как компонент речевого творчества детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи

Кучерова Наталья Александровна

   Ни для кого ни секрет, что развитие речи является особенно актуальной проблемой современного общества. Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Березка»

Рыбновский муниципальный район Рязанской области

Педагогическая находка на тему:

«Песочная сказка

как  компонент речевого творчества детей дошкольного возраста»

Автор:

                                                   Кучерова Наталья Александровна

воспитатель высшей кв. категории

                                                    МБДОУ «Детский сад №5 «Березка

г. Рыбное.2022

   Ни для кого ни секрет, что развитие речи является особенно актуальной проблемой современного общества. Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.

Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.

     Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назревает вопрос о совершенствовании эффективных приемов и средств педагогического воздействия на речь ребенка.

     Многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребёнка.

     Используя в своей работе различные технологии, я обратила внимание на положительное воздействие игр с песком на развитии речи моих детей. Благодаря такому приему можно создать условия, необходимые для речевого развития; с помощью простых и обычных материалов, создавать и рассказывать сказки на песке.     Так у меня родилась идея использовать игровую технологию с песком как один из компонентов развития речи, а в частности речевого творчества детей.

Появилась моя педагогическая находка «Песочная сказка как компонент речевого творчества детей».

     Всем известно, что летом дети очень любят играть в песочнице, придумывая сказки, строят целые города, подводный мир и много чего интересного.

     Сказка, как средство воздействия на ребенка, часто обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. А если сказку совместить с песочной терапией, то воспитательный момент станет наиболее эффективнее.  «Сказка на песке» это сочетание двух технологий: сказкотерапии и песочной терапии для детей. Кроме того, рисуя на песке, дети вырабатывают мелкую моторику рук, что необходимо для развития речи. У детей развивается абстрактное мышление и пространственное восприятие, совершенствуется мастерство речи, потому что каждый раз придумываются новые истории.

     

К. Д. Ушинский сказал: «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для
маленьких детей наилучшая игрушка - это куча песка».  Работу с песком можно реализовать по - разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре.  Что может быть ближе, чем игра в песок?

     Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в ходе развивающих и обучающих занятий, в том числе и в речевом творчестве.

 

     В качестве основной цели определила формирование оптимальных условий для развития у детей речетворческих способностй через песочные сказки. Для ее реализации поставила задачи:

  1. Формировать у детей навыки связной речи в процессе игр с песком. Вовлечь детей в активное речевое общение, стимулировать использование различных речевых конструкций в процессе составления сказок.
  2. Развивать мелкую моторику, воображение, творческий потенциал в процессе вовлечение в практическую деятельность.
  3. Вызывать положительные эмоции, удовольствие от игр с песком в совместной деятельности с другими детьми.

     Моя работа по созданию песочных сказок состоит из нескольких этапов:

Вводный (мотивация и идея), основной (сюжет) и заключительный (подведение итогов и анализ детской деятельности.).

Такое деление довольно условное, но мне представляется разумным и целесообразным, исходя из опыта организации занятий.

     1 этап. Вводная часть своего рода организационный момент - позволяет ввести ребенка в учебную задачу, замотивировать его на деятельность и придумать идею (название сказки, персонажи, место). Сегодня мы можем оказаться в горах, завтра на морском дне, а через неделю мы, как Незнайки полетим на Луну.

    Важно представить детям свободу для творческого выражения, давая возможность работать детям в микрогруппах. Здесь же целесообразно вспомнить правила поведения в песочнице.

     2 этап. Основной – сюжет и воплощение сказки на песочную поверхность.. Данный этап для детей достаточно сложен, так как не все дети обладает необходимыми умениями, чтобы развить сюжет сказки всецело (сразу). Поэтому в помощь детям для создания сюжета используются элементы мнемотехники.

     Завершающий этап – готовая сказка и подведение итогов.

     На этом этапе мы проводим анализ детской деятельности, с целью выявить результаты проделанной работы. Ставим новые задачи на перспективы.

     Рисование на специальном песочном столе, на котором можно создавать изображения круглый год, да еще и подсвечивать сказки – новый и одновременно простой вид деятельности дошкольников, доступный почти каждому ребенку. А для педагога – это еще один способ понять чувства малыша.

     В своей работе я попыталась показать, как с помощью совмещения двух технологий рисования и речетворчества можно интересно и увлекательно обучать дошкольников.

     А результатом своей целенаправленной работы считаю и тот факт, что мои воспитанники стали с интересом и вниманием заниматься, научились сами создавать новые песочные сказки.

     По результатам мониторинга на начало года и промежуточным результатам в середине года видна положительная динамика речевого художественно-эстетического развития детей, произошли изменения в процентном соотношении.  Результаты перед вами на экране.

     У ребят заметно улучшилась речь, увеличился объем высказываний, и словарный запас, дети могут назвать свойства, качества, признаки и действия предмета, а главное начинают строить связные высказывания грамматически правильно. 

    Пальчики стали более увереннее, снизилась мышечная напряженность, что говорит о развитии мелкой моторики рук. В дальнейшем это будет благотворно влиять на освоение чтения и письма при подготовке к школе.

          Одно из направлений моей работы - организация
целенаправленного взаимодействия с педагогами и специалистов ДОУ. Я охотно делюсь своим опытом работы – провожу мастер-классы, консультации, открытые просмотры в рамках данной деятельности.

     Активизация деятельности родителей – залог успешности моей работы по развитию речи дошкольников.
    Организационными формами работы с родителями являются индивидуальные и групповые консультации, демонстрация и объяснение средств, методов и
приемов работы по развитию речи с использованием песка, доступных для проведения в домашних условиях; предоставление в пользование картотеки игр и упражнений по данной теме; буклеты.

     В перспективе планирую обогатить предметно-пространственную развивающую среду новыми дидактическими играми и пособиями, в частности приобрести кинетический песок, чтобы наши сказки стали цветными и объемными.

Внедрить данную технологию в образовательную систему района через проведение мастер-классов, открытых просмотров.

Создать видеотеку «Пескосказки».

Опубликовать опыт работы в интернет-ресурсах.


 

Песок – символ времени, он утекает сквозь пальцы, но твердеет, застывая в куличиках и замках. И мои воспитанники подобны песчинкам в песочных часах моей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект на тему: «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Театрализованное занятие с использованием ширмы, кукол, кукол-перчаток. Сначала дети встречаю Мишку и рассказывают ему потешки. Далее  в гости к ребятам по  очереди приходят  кошка, соб...

«Педагогическая находка - выход из сложной ситуации в воспитании детей дошкольного возраста»

Одно из решений капризности и непослушности детей в дошкольном возрасте...

Презентация "Песочная сказка как компонент речевого творчества детей дошкольного возраста"

Создание оптимальных условий для развития у детей речетворческих способностй через песочные сказки....

Педагогическая находка «Игры на формирование воздушной струи у детей дошкольного возраста»

Привлечь внимание общественности к проблеме речевых нарушения у детей дошколного возраста, к важности у детей выразительной и четкой речи, в частности формирования у них воздушной струи...

Окружной конкурс профессионального мастерства «Педагогическая находка – 2024» Номинация Конкурса: «Лучшая педагогическая практика для педагогов в познавательно - речевом развитии детей дошкольного возраста» (старшая группа)

Цель  пособия: развитие речи дошкольников, внимания, зрительного восприятия и мелкой моторики.  Пособие многофункционально, оно решает ряд коррекционно – развивающих задач....

Моя педагогическая находка «Нетрадиционные техники в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Нетрадиционные техники в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»...