Игровой тренинг для родителей "Речевичок»
материал по развитию речи (старшая группа)

Гришаева Людмила Михайловна

Цель: повышение компетентности родителей в области речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

• дать рекомендации по речевому развитию дошкольников;

• показать практические приемы и игры, способствующие речевому развитию ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1СЛАЙД

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РЕЧЕВИЧОК»

2 СЛАЙД

Цель: повышение компетентности родителей в области речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

• дать рекомендации по речевому развитию дошкольников;

• показать практические приемы и игры, способствующие речевому развитию ребенка.

Дата проведения:        28.01.2020.

Место проведения:     музыкальный зал ДОУ

Организаторы мероприятия:

                      Копайгородская Татьяна Онуфриевна   (воспитатель)

                      Жданкина Лилия Михайловна                (воспитатель)

Гришаева Людмила Михайловна           (учитель – логопед)

Предварительная работа:

  • Изготовление приглашений детьми для родителей  на игровой тренинг «Речевичок».
  • Составление памяток для родителей.

План мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Рефлексия.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование, презентация;
  • ткань размером 2*2,  надувной мяч средних размеров, музыкальное сопровождение для игры  «Мяч радости»;
  • сообщение логопеда по теме мероприятия;
  • картинки к артикуляционной гимнастике, музыкальное сопровождение;
  • напечатанные слова (пень, кочерга, помидор, яйцо, пальто, носки, гнездо, уши);
  • картинки -  фразеологизмы;
  • кубики, крупные бусины, деревяные ложки;
  • предметные картинки, мелкие игрушки;
  • серии сюжетных картинок на каждого родителя;
  • музыкальное сопровождение, слайд презентации  и мяч - колобок для рефлексии;
  • памятки для родителей.

Ход мероприятия:

  • Организационный момент «Мяч радости»

  • Теоретическая часть

Добрый вечер, дорогие родители группы «Колобок»!

Мне представилась такая возможность – посвятить вас в вопросы речевого развития детей. Рассмотрим такое понятие, как устная речь.

Устная речь – это форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).  

Устная речь включает в себя:

  • Звукопроизношение.
  • Фонематика.
  • Лексико – грамматический строй речи.
  • Словарь.
  • Связная речь.
  • Мелкая моторика.

Звукопроизношение.

Это процесс  образования речевых звуков, который осуществляется дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным  отделами речевого аппарата при регуляции центральной нервной системы.

Фонематика.

Включает в себя фонематический слух и фонематическое восприятие. Фонематический слух – это способность выделять, различать звуки речи. К началу 3-го года жизни ребёнок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Фонематический слух – это основа для понимания сказанного. Например: коза-коса, бочка-почка, дом-ком.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова, то есть «Сколько слогов в слове?» «Какой гласный в начале слова?»

Лексико – грамматический строй речи.

Это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Сформирован грамматический строй речи только тогда, когда ребёнок в полной мере использует все части речи. Это и есть нечто иное как словоизменение и словообразование.

Словарь.

Словарь ребёнка может быть количественным и качественным. Количественный словарь – это рост словарного запаса. А качественный словарь – это  развитие самого словаря, то есть насколько ребёнок владеет значениями слов. Дошкольный возраст – это период быстрого обогащения словаря.

Связная речь.

Связная речь – это умение излагать свои мысли живо, последовательно, не отвлекаясь  на лишние детали. Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух формах: диалог и монолог. Связная речь отражает все достижения ребёнка в плане лексико – грамматического строя, фонематического восприятия, словарного запаса и звукопроизношения.

  • Практическая часть (демонстрация игр и упражнений)

Учитель – логопед: Людмила Михайловна

  • Чтобы научить правильно произносить звуки родного языка необходимо тренировать артикуляционный аппарат. В этом помогают определенные упражнения для губ, щёк, языка. Покажу один из приёмов, который мы применяем в работе с детьми.

(Показ логопедом  и выполнение родителями комплекса артикуляционных упражнений с музыкальным сопровождением)

  • Совершенствование фонематического восприятия у детей, то есть умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Приведу в качестве примера игру  «Поймай звук».

(Хлопни в ладоши если услышишь звук – ш -)

Воспитатеь: Татьяна Онуфриевна

  • Формируя у детей лексико – грамматический строй речи, можно применять такую игру как  «Посчитаем».

(Родителям предлагаются напечатанные слова, которые нужно просчитать до пяти и правильно произнести окончания слов. Например, Одна ель, две ели, три ели, четыре ели, пять елей).

  • Образные выражения в картинках также очень интересны детям. Дети усваивают переносный смысл слов, учатся понимать и применять их.

(Родителям предложены картинки, на которых изображены фразеологизмы. Требуется обьяснить, истолковать пословицы).

Учитель – логопед: Людмила Михайловна

  • Следующее упражнение направлено на еревянныхе темпо – ритмической организации слова. Это воспроизведение различного ритмического рисунка (на слух, с помощью зрительного подкрепления – выкладывание этого рисунка).

(Родителям предлагается выложить кубики или крупные бусины в различных вариантах ритмического рисунка и воспроизвести их с помощью музыкальных еревянных ложек).

  • Предлагаю вам игру «Пять слов». На первых этапах разучивания этого упражнения можно использовать зрительное подкрепление в виде картинок или игрушек.

(Родители называют предметные картинки или игрушки, затем проигрывают игру на слух).

Воспитатеь: Татьяна Онуфриевна

  • Развивая связную речь,  важно поддерживать диалог ребёнка. Это могут быть простые ситуации дома, на улице. Например, - А в люке живут черепашки – Нинзя?  - А что было бы, если  Колобок не покатился по торопинке?

(Родителям предлагается ответить на вопросы, тем самым простроить диалог).

  • Кинезиологические  упражнения способствуют развитию речи ребёнка. Например, упражнение «Кулак, ребро, ладонь», «Ухо – нос».

(Родителям предлагаются выполнить упражнения).

Учитель – логопед: Людмила Михайловна

  • Связную речь хорошо развивают такие упражнения как составление рассказов по серии картинок, либо просто по сюжетной картинке из какой либо книги.

(Родителям предлагаются серии сюжетных картинок, по которым они составляют короткие рассказы).

4 СЛАЙД

  • Рефлексия  «Незаконченное предложение».

(Родители приглашены в круг. Воспитатель  бросает  в руки мяч каждому из родителей и произносит фразу:

- сегодня я узнал …

- было очень трудно …

- было интересно …

- сегодня я понял, что…

- теперь я могу …

- я научился …

- я попробую …

Уважаемые родители! Наша встреча подошла к концу. Мы рады были поделиться с вами своим опытом. Думаем,  что все предложенные игры и упражнения пригодятся вашим детям в формировании правильной, красивой устной речи.

Памятка для родителей по развитию речи детей

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.



Предварительный просмотр:

1СЛАЙД

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РЕЧЕВИЧОК»

2 СЛАЙД

Цель: повышение компетентности родителей в области речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

• дать рекомендации по речевому развитию дошкольников;

• показать практические приемы и игры, способствующие речевому развитию ребенка.

Дата проведения:        28.01.2020.

Место проведения:     музыкальный зал ДОУ

Организаторы мероприятия:

                      Копайгородская Татьяна Онуфриевна   (воспитатель)

                      Жданкина Лилия Михайловна                (воспитатель)

Гришаева Людмила Михайловна           (учитель – логопед)

Предварительная работа:

  • Изготовление приглашений детьми для родителей  на игровой тренинг «Речевичок».
  • Составление памяток для родителей.

План мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Рефлексия.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование, презентация;
  • ткань размером 2*2,  надувной мяч средних размеров, музыкальное сопровождение для игры  «Мяч радости»;
  • сообщение логопеда по теме мероприятия;
  • картинки к артикуляционной гимнастике, музыкальное сопровождение;
  • напечатанные слова (пень, кочерга, помидор, яйцо, пальто, носки, гнездо, уши);
  • картинки -  фразеологизмы;
  • кубики, крупные бусины, деревяные ложки;
  • предметные картинки, мелкие игрушки;
  • серии сюжетных картинок на каждого родителя;
  • музыкальное сопровождение, слайд презентации  и мяч - колобок для рефлексии;
  • памятки для родителей.

Ход мероприятия:

  • Организационный момент «Мяч радости»

  • Теоретическая часть

Добрый вечер, дорогие родители группы «Колобок»!

Мне представилась такая возможность – посвятить вас в вопросы речевого развития детей. Рассмотрим такое понятие, как устная речь.

Устная речь – это форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).  

Устная речь включает в себя:

  • Звукопроизношение.
  • Фонематика.
  • Лексико – грамматический строй речи.
  • Словарь.
  • Связная речь.
  • Мелкая моторика.

Звукопроизношение.

Это процесс  образования речевых звуков, который осуществляется дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным  отделами речевого аппарата при регуляции центральной нервной системы.

Фонематика.

Включает в себя фонематический слух и фонематическое восприятие. Фонематический слух – это способность выделять, различать звуки речи. К началу 3-го года жизни ребёнок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Фонематический слух – это основа для понимания сказанного. Например: коза-коса, бочка-почка, дом-ком.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова, то есть «Сколько слогов в слове?» «Какой гласный в начале слова?»

Лексико – грамматический строй речи.

Это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Сформирован грамматический строй речи только тогда, когда ребёнок в полной мере использует все части речи. Это и есть нечто иное как словоизменение и словообразование.

Словарь.

Словарь ребёнка может быть количественным и качественным. Количественный словарь – это рост словарного запаса. А качественный словарь – это  развитие самого словаря, то есть насколько ребёнок владеет значениями слов. Дошкольный возраст – это период быстрого обогащения словаря.

Связная речь.

Связная речь – это умение излагать свои мысли живо, последовательно, не отвлекаясь  на лишние детали. Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух формах: диалог и монолог. Связная речь отражает все достижения ребёнка в плане лексико – грамматического строя, фонематического восприятия, словарного запаса и звукопроизношения.

  • Практическая часть (демонстрация игр и упражнений)

Учитель – логопед: Людмила Михайловна

  • Чтобы научить правильно произносить звуки родного языка необходимо тренировать артикуляционный аппарат. В этом помогают определенные упражнения для губ, щёк, языка. Покажу один из приёмов, который мы применяем в работе с детьми.

(Показ логопедом  и выполнение родителями комплекса артикуляционных упражнений с музыкальным сопровождением)

  • Совершенствование фонематического восприятия у детей, то есть умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Приведу в качестве примера игру  «Поймай звук».

(Хлопни в ладоши если услышишь звук – ш -)

Воспитатеь: Татьяна Онуфриевна

  • Формируя у детей лексико – грамматический строй речи, можно применять такую игру как  «Посчитаем».

(Родителям предлагаются напечатанные слова, которые нужно просчитать до пяти и правильно произнести окончания слов. Например, Одна ель, две ели, три ели, четыре ели, пять елей).

  • Образные выражения в картинках также очень интересны детям. Дети усваивают переносный смысл слов, учатся понимать и применять их.

(Родителям предложены картинки, на которых изображены фразеологизмы. Требуется обьяснить, истолковать пословицы).

Учитель – логопед: Людмила Михайловна

  • Следующее упражнение направлено на еревянныхе темпо – ритмической организации слова. Это воспроизведение различного ритмического рисунка (на слух, с помощью зрительного подкрепления – выкладывание этого рисунка).

(Родителям предлагается выложить кубики или крупные бусины в различных вариантах ритмического рисунка и воспроизвести их с помощью музыкальных еревянных ложек).

  • Предлагаю вам игру «Пять слов». На первых этапах разучивания этого упражнения можно использовать зрительное подкрепление в виде картинок или игрушек.

(Родители называют предметные картинки или игрушки, затем проигрывают игру на слух).

Воспитатеь: Татьяна Онуфриевна

  • Развивая связную речь,  важно поддерживать диалог ребёнка. Это могут быть простые ситуации дома, на улице. Например, - А в люке живут черепашки – Нинзя?  - А что было бы, если  Колобок не покатился по торопинке?

(Родителям предлагается ответить на вопросы, тем самым простроить диалог).

  • Кинезиологические  упражнения способствуют развитию речи ребёнка. Например, упражнение «Кулак, ребро, ладонь», «Ухо – нос».

(Родителям предлагаются выполнить упражнения).

Учитель – логопед: Людмила Михайловна

  • Связную речь хорошо развивают такие упражнения как составление рассказов по серии картинок, либо просто по сюжетной картинке из какой либо книги.

(Родителям предлагаются серии сюжетных картинок, по которым они составляют короткие рассказы).

4 СЛАЙД

  • Рефлексия  «Незаконченное предложение».

(Родители приглашены в круг. Воспитатель  бросает  в руки мяч каждому из родителей и произносит фразу:

- сегодня я узнал …

- было очень трудно …

- было интересно …

- сегодня я понял, что…

- теперь я могу …

- я научился …

- я попробую …

Уважаемые родители! Наша встреча подошла к концу. Мы рады были поделиться с вами своим опытом. Думаем,  что все предложенные игры и упражнения пригодятся вашим детям в формировании правильной, красивой устной речи.

Памятка для родителей по развитию речи детей

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

значения игровой деятельности в речевом развитии ребенка

рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых....

Использование игр и игровых упражнений в речевом развитии дошкольников

Использование игр экологического содержания, дидактического пособия для развития речи дошкольников....

Игровые методы коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В дошкольном детстве ведущим видом деятельности является игра. В логопедической работе также используются игровые методы и приёмы для коррекции речевых нарушений у дошкольников. В данной работе предла...

Значение игровой деятельности в речевом развитии детей.

В статье описывается опыт работы в младших группах. Какие методы и приемы можно применять в занятиях с детьми по развитию речи....

"Использование игровых упражнений в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста"

Работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности....

Информация для родителей «Игровые упражнения по речевому развитию детей «Русские народные сказки»

Информация для родителей «Игровые упражнения по речевому развитию детей  «Русские народные сказки»...

Игровой тренинг для родителей "Речевичок"

Повышение в компитентности родителей в облости речевого развития детей старшего дошкольного развития....