Использование игр и игровых упражнений в речевом развитии дошкольников
материал по теме

Беленькова Елена Владимировна

Использование игр экологического содержания, дидактического пособия для развития речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Беленькова Елена Владимировна

   воспитатель высшей квалификационной категории.

    МБДОУ  детский сад № 7

    общеразвивающего вида г. Мончегорска

 Использование игр и игровых упражнений в речевом развитии дошкольников.

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

    Одной из задач нашего ДОУ является интеграция различных видов деятельности в работе по формированию экологической культуры, поэтому использую  дидактические игры и упражнения с экологической направленностью: «Опиши цветок», «Узнай по описанию», «Что изменилось?», «Что было сначала, что будет потом?». Оформляю дидактические игры на закрепление представлений обо всем  живом на земле: «Дикие и домашние животные», «Где, что растет?», «Когда это бывает?», «Поваренок», «Пищевая цепочка» и т.д.  

С помощью дидактических игр экологического содержания закрепляю представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи. Используемые мною приемы обогащения и активизации словаря, целенаправленные беседы о природе, использование произведений искусства (живопись, художественная литература) оказывают серьезное влияние при составлении детьми сюжетных и описательных рассказов. Для продуктивности своей работы,   оформила картотеку с играми и упражнениями с грамматическим содержанием:

  1.  на образование форм глаголов,  
  2.  на соотношение названий животных и их детенышей,      
  3.  на формирование звуковой культуры речи.  

В утренние и вечерние часы совместной деятельности педагога и детей использую словесные дидактические игры «Доскажи словечко», «Сочини сказку», «Придумай рифму», в процессе которых дети активно приобретают литературный опыт при создании собственных рассказов, сказок и загадок, а также дидактическое пособие «Логокуб», с помощью которого провожу игры на формирование фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова («Определи первый звук в слове», «Найди свою картинку»), формирование связной речи («Составление предложений», «Где что находится?»), познавательных процессов («Разложи по местам», «Что лишнее?»), лексико-грамматического строя речи («Назови одним словом», «Подбери по форме»). Использую в работе экологическое пособие -  многофункциональное панно «Играем вместе», которое включает в себя ряд различных дидактических игр, как на развитие разных сторон речи, так и закрепление знаний об окружающей действительности.

   Наша группа принимала участие в федеральном эксперименте по предшкольной подготовке. Идеи из конспектов занятий данного эксперимента помогли превратить панно – дерево, уже созданное в нашей группе, в развивающий речевой уголок. На этом панно, мы с детьми размещали детали одежды, сюжетные и предметные картинки, позже стали помещать буквы на липучках, которые помогали ребятам отрабатывать навыки звуко-буквенного анализа, а также умения делить слова на слоги.

Считаю, что одним из важнейших условий развития речи является развитие слуха, поэтому применяю в своей работе  такие дидактические игры: «Где позвонили?», «Угадай, на чем играю?», «Чей голос?», « Кто позвал мишку?» и т.д., а правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Вдох и плавный выдох создают условия для непрерывного звучания голоса, для перехода от громкой речи к тихой, и наоборот, в результате этого применяю игры на различение высоты голоса «Кто кричит?», «Теремок», «Колобок», а также использую игры на поддувание – дети строят из кирпичиков ворота, на столе и играют шариком, задувая его в ворота соперника.

Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стихотворение, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру,  я  сама четко и выразительно прочитываю  относящийся к ней стих. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха и во время игры читать его сами.  

Я часто наблюдаю, как детям сложно согласовать свои желания друг с другом, договориться о том, как и чем они будут играть. Поэтому, включаю детей в совместную творческую деятельность, используя следующие   задания:

  1.  соберите на двоих одну картинку,
  2. постройте вместе машинку из кубиков.

      Большое внимание уделяю работе с родителями: подготавливаю для них консультации на данную тему, провожу собрания «Играем пальчиками», «Развитие речи – важнейшее условие умственного развития», «Как общаться с ребенком», знакомлю с дидактическими играми по развитию речи на данный возраст, даю рекомендации как в совместной деятельности, игре можно развивать речь своих детей.

В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения.

Игра является неотъемлемой частью жизни ребенка-дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях

На мастер-классе педагогом предложенны задания: соединить ритм произносимых слов с музыкально-ритмическими движениями, речевые игры с музыкальными инструментами, активное слушание, упражнения на разви...

"Использование игровых упражнений в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста"

Работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности....

Использование игровых упражнений в речевом развитии воспитанников младшего дошкольного возраста.

Работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности....

Использование игровых упражнений в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

В статье рассматриваються варианты использования некоторых игровых упражнений, которые можно использовать в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста....

"Использование игровых упражнений в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности...

Использование игровых упражнений в речевом развитии воспитанников младшего дошкольного возраста.

Работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности....

«Использование многофункциональных учебно-игровых пособий для речевого развития дошкольников в работе учителя - логопеда»

Долгосрочный проект с детьми группы компенсирующей направленностиТема: «Использование многофункциональных учебно-игровых пособий для речевого развития дошкольников в работе учителя - логопеда&ra...