«За лесами, за горами» по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»
план-конспект занятия по развитию речи

Изикеева Анастасия Александровна

конструкт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_zanyatiya_ershov_.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конструкт непосредственно образовательной деятельности

Тема: «За лесами, за горами» по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»  

Возрастная группа: старшая группа

Форма совместной деятельности: квест - игра

Форма организации: групповая

Цель: создание условий для речевого развития детей и постижения особенностей родного языка средствами квест технологии по мотивам сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок»

Задачи: 

Образовательные:

 создать условия для восприятия детьми авторских выразительных средств;

способствовать совершенствованию наглядно-образного мышления (разрезные картинки) и развития логического мышления (последовательные картинки);

развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение, эмпатию, артистические способности;

продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;

Развивающие: 

закрепить значения устаревших слов (почивальня, басурман, городничий, малахай, стремянной, седмица-неделя, красно платье, плошка)

способствовать формированию выразительности речи;

способствовать развитию коммуникативных умений детей (обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами).

развивать мыслительные операции: (воображение, память, внимание, логику, умение рассуждать);

Воспитательные:

воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу высказывать свою точку зрения; проявляет положительные эмоции.

Средства: 

наглядные: портрет П.П.Ершова

мультимедийные: экран и проектор, презентация с заданиями.

 Предварительная работа: чтение сказки П. Ершова «Конек-Горбунок», просмотр мультфильма «Конек-горбунок», рассматривание иллюстраций по сказке А. Власовой, беседа по сюжетам сказки, заучивание отрывков сказки, рисование главных героев сказки, слушание музыкальных произведений Р. Щедрина к балету «Конек-горбунок»

 Информационные источники:   https://docviewer.yandex.ru 

Ход непосредственно образовательной деятельности

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  совместной деятельности

Деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1 Этап.  Мотивация к деятельности

Цель.

Мотивировать детей на совместную деятельность.

   Воспитатель с детьми заходит в музыкальный зал. На экране изображено колесо фортуны.

- По-моему, нас здесь ждёт что-то интересное, необычное. Как вы думаете? Я права?

- А как вы догадались, что нас ждет.

- А куда мы отправлялись с помощью колеса?

- Вы готовы к новым  приключениям?

 Организует размещение детей в музыкальном зале, эмоционально включает действие.

Отвечают на вопросы

Произносят : «раз, два, три, колесо, крути!»

Слушают запись

Сосредотачивают внимание.

Отвечают на вопрос

Размышляют.

 

Проявляет готовность к действию, принимает живое заинтересованное участие, откликается на эмоции близких людей.

2 Этап.

Поиск, решение задачи, проблемы.

Цель.

Актуализировать знания детей. Выявление «знания-незнания» Стимулирование общения, любознательности детей. Создание ситуации выбора. Поддержание детской инициативы Поиск ответа на вопрос, решения проблемы. 

Вращается колесо и останавливается на картинке по сказке П. Ершова  «Конёк –Горбунок»

- И где мы с вами сегодня будем искать приключения?

- За горами, за лесами, за широкими морями против неба – на земле, жил старик в одном селе. А кто написал эту сказку?

- А кто скажет, кто же главный герой этой сказки?

- Вы хотели бы попасть в эту сказку? Если да, то, можем произнести сказочное заклинание

 Задает вопросы.

Слушает ответы детей.

Фиксирует ответы детей.

Активизирует познавательную деятельность, внимание детей. Уточняет ответы детей.

 

Отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт.

Решают интеллектуальную задачу.

 

Умеют слушать взрослого и сверстника.

Активно участвуют в общении с педагогом.

Проявляют интерес к познавательной деятельности.

3.Этап

Работа в группе

Цель: решение

Предстоящей проблемы

 Звучит сказочная музыка, появляется письмо от Ивана

 «Помогите, мне, пожалуйста. Бывший главный конюх изменил ход сказки, и из-за этого конец сказки может быть другим. Помогите сохранить сказку такой, какой написал её автор».

-  Кто мне может объяснить, о чем сказал Иванушка?  Вы сможете помочь Ивану?

«Что бы помочь, вам надо выполнить задания. Но сначала вспомните, какие приключения происходили в сказке».

- Разделитесь на три команды по названию сюжетов сказки.

  Первое задание от Ивана. «Сложите мозаику с картинкой из сказки Конёк-Горбунок».

- Готовы все команды?

- Какие слова произносил Конек-горбунок, помогая Ивану в его приключениях?

- Тогда приступайте! Чья команда будет готова, дайте знать.

-  Дети, скажите, какой сюжет из сказки на вашей картинке?    

После представления картинок на слайдах появляется неправильная хронология картинок из сюжета сказки.

- Посмотрите на экран и расскажите, что было сначала, что потом.

(на экране появляются три буквы О, Р, В)

- Ребята, что бы это значило?

 - Назовите их.

 -  Сколь букв не хватает что бы разгадать слово.

  Следующее задание от Ивана «У меня есть следующее задание. В сказке Конёк-Горбунок есть устаревшие слова, т. е. слова которые мы не употребляем в современном русском языке. Разгадайте значения слов, которые употреблялись в старину, а как сейчас».

 -почивальня-спальня,

-басурман-иноземец,

-городничий-начальник города,

-малахай-тёплая меховая шапка

-стремянной-конюх-слуга

-седмица-неделя

-красно платье-нарядное, красивое

-плошка-плоский и круглый сосуд

 Ай, да, молодцы!!!

На экране появляется буква (Ш)

- Молодцы. Посмотрите на экран. Сколько букв не хватает?

 - Выполните последнее задание от Ивана. Готовы?

 - Скажите о ком или о чём эти строки.

(воспитатель читает строки из сказки для каждой команды)

 (на экране появляется буква Е)

-Что же это за слово? Ершов – автор сказки Конёк-Горбунок

- Правильно. Молодцы!

 

Задает вопросы

 Активизирует познавательную деятельность детей. Уточняет ответы

   наблюдает за детьми во время выполнения задания;   предоставляет возможность для сотрудничества с детьми; советует, поддерживает.

 

способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникшие проблемы; наблюдает за детьми во время выполнения задания; предоставляет достаточно времени для изучения с ними объектов, явлении, наблюдений, экспериментов; предоставляет возможность для сотрудничества с детьми; вовлекает в совместную деятельность, совместное планирование; способствует групповой работе детей; предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение; советует, поддерживает.

Отвечают на поставленный вопрос

Рассматривают иллюстрации

Работают все вместе, проявляют заботу друг о друге; проявляют способность к критическому мышлению, наблюдают, делают выводы

Отгадывают загадки

хорошо выражает свои мысли; начатое дело доводит до конца; умеет наблюдать,  умеет следовать правилам; умеет подбирать необходимый материал для работы.

4 Этап.

Результат деятельности и рефлексия.

Цель.

Подвести детей к осознанию своей деятельности, самооценке её результатов.

- Теперь благодаря вам сюжет сказки останется такой, каким её написал автор П. Ершов.

- Вот мы и помогли Ивану. И почему у вас это получилось?

 - А чем закончилась сказка?

Задает вопросы.

Выслушивает ответы всех детей.

Побуждает ребят к анализу деятельности.

Отвечают на вопросы.

Рассуждают.

Активно участвуют в диалоге.

Высказывают свое мнение.

Осуществляют анализ.

Умеют делиться с воспитателем и другими детьми своими впечатлениями.

5 Этап.

Открытость

Цель: продолжение работы вне занятия

И сейчас я вам предлагаю нарисовать понравившийся сюжет из сказки «Конёк – Горбунок»

показ воспитателя Обсуждает с детьми продолжение работы в разных формах самостоятельной и совместной деятельности.

Соглашаются с воспитателем.

Проявляют заинтересованность. Выражает искреннее восхищение, подводит итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукольный спектакль по сказке П.П. Ершова "Конек-Горбунок"

Звучит «Музыка к сказке» (автор неизвестен), перед ширмой стоит домик, открываются ставни и в окошке появляется сказительница Сказительница: За горами, за лесами, за широкими морями,...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...

Музыкально- театрализованное представление по сказке П.Ершова "Конек - Горбунок"

Сценарий  музыкально - театрализованного представления  для детей подготовительной группы "Конек - Горбунок" по сказке П.Ершова....

Литературная викторина по сказке П.П. Ершова "Конек - Горбунок"

Викторина, состоящая из 3 туров для старших дошкольников....

Анализ сказки Ершова «Конек горбунок»

Некоторые исследователи, проводя анализ, называли сказку Ершова «Конек-Горбунок» «мужицкой», сопровождая такое определение разными оценочными акцентами. Но, конечно же, такой х...

Творческий проект по П.П.Ершову "Конек-Горбунок"

Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных, художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творч...

«В гостях у сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»»

Конструкт непосредственно образовательной деятельности с детьми 6 года жизни по речевому развитию «В гостях у сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»»...