Дополнительная программа профилактика дисграфии
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Тарабара Маргарита Петровна

«Дисграфия никогда не возникает «из ничего»!

Необходимость профилактики специфических нарушений процесса чтения и письма возникла на основании обследования письменных работ учащихся начальных классов. Выяснилось, что дети, имеющие общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте чаще других допускают специфические ошибки, осложняющие усвоение учебной программы. Понимание этого обстоятельства говорит о том, что профилактические мероприятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, еще задолго до начала обучения ребенка грамоте. И основные усилия здесь должны быть направлены на «выравнивание западающих звеньев», то есть на устранение уже имеющихся предпосылок дисграфии. Если это будет сделано в дошкольном возрасте, то в дальнейшем не придется говорить о преодолении самой дисграфии и дислексии, поскольку для ее возникновения просто не останется почвы.»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_programma_2022.docx94.54 КБ

Предварительный просмотр:

Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение

«Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения»

ОБСУЖДЕНА и принята

на педагогическом совете

ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН»

Протокол №

от «    » августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН»

_________________ Т.В. Соловей

 от «    » августа 2022 г. №

                                

Дополнительная общеобразовательная программа по профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

Срок реализации: 1 год

Автор составитель:

учитель-логопед

отделения социального обслуживания

несовершеннолетних и семей с детьми

Тарабара Маргарита Петровна

г. Выборг

2022


Содержание

1.        Комплекс основных характеристик программы:        2

1.1.        Пояснительная записка.        2

1.2.        Цели и задачи программы        3

1.3.        Содержание программы        5

1.3.1.        Учебный план        8

1.3.2. Учебно-тематическое планирование        12

1.4. Планируемые результаты программы        22

2.        Комплекс организационно-педагогический условий        23

2.1.        Календарный учебный график        23

2.2.        Условия реализации программы        27

2.3.        Формы аттестации        28

2.4.        Оценочные материалы        29

2.5.        Методические материалы        29

2.6.        Список литературы        31

ПРИЛОЖЕНИЕ 1        32


  1. Комплекс основных характеристик программы:
  1. Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа по развитию интеллектуальных способностей и профилактике дисграфии детей старшего дошкольного возраста (ДОП) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ.

• «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.

• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

• Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16

Направленность. Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей, а также развития интеллектуальных способностей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р. И. Лалаева, В. А. Ковшиков, И. Н. Садовникова, И. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко, А. Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы в школьном возрасте.

К старшему дошкольному возрасту дети овладевают не только устной, но и предпосылками письменной речи. Согласно научным исследованиям Р. Е. Левиной, чтение и грамотное правописание являются не столько результатом усвоения правил, сколько прочностью его базы. Для проведения эффективной работы с детьми при коррекции специфических нарушений письменной речи логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы (пропедевтика), комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок. Одним из форм проведения пропевдической работы являются занятия в рамках дополнительной образовательной программы.

Пропедевтические занятия способствуют освоению коммуникативной функцией русского языка, а затем и развитию творческих способностей ребенка на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей развитию речи с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как изобразительная деятельность, конструирование и др.

Актуальность программы:

Современные тенденции развития российского образования сопровождаются все возрастающими требованиями к будущим первоклассникам. Останавливая свое внимание на категории детей, посещающих логопеда и проанализировав имеющиеся литературные источники, можно отметить тесную взаимосвязь между наличием в дошкольном периоде коррекционных проблем и возникающими нарушениями письма в школьном периоде обучения

Из всего сказанного можно сделать вывод, что для того, чтобы дети успешно овладели навыками письма и чтения в школьном возрасте необходима дополнительная системная помощь при коррекции речи и всех психомоторных функций ребенка. Поэтому возникла необходимость создания программы, отвечающей современным требованиям и направленной на решение обозначенных проблем.

Новизна программы:

Профилактика коррекции специфических нарушений письменной речи у старших дошкольников организуется по следующим направлениям (компонентам к овладению письмом):

- развитие интеллектуальных способностей;

- готовность к фонематическому анализу и синтезу;

- зрительно - пространственное восприятию;

- графомоторные умения.

К этой системе коррекционно-развивающего воздействия, с целью эффективности, включено еще одно важное направление работы по интегрированному межполушарному взаимодействию. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.

  1. Цели и задачи программы

Цель – развитие интеллектуальных способностей и предупреждение нарушений чтения и письма.

Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:

  1. Образовательных:

-формирование словаря;

- формировать умения и навыки соотносить звуки с буквами и символами;

-формировать навыки различать буквы изолированно;

-формирование и развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза;

-формирование и развитие пространственных и временных представлений;

формирование и развитие графических навыков и умений;

  2.Коррекционно-развивающих:

- развитие познавательных интересов;

- развитие межполушарного взаимодействия;

- развитие мыслительных операций;

- развитие зрительного восприятия и представления;

- развитие зрительного анализа и синтеза;

- развитие зрительно-моторных координаций;

-развитие речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения;

- развитие дифференциации смешиваемых по оптическим признакам звуков;

- уточнение и развитие объема зрительной памяти.

     

  3. Воспитательных:

-воспитание трудолюбия, дисциплинированности, сосредоточенности, аккуратности;

-воспитание воли, терпения, настойчивости;

-воспитание культуры общения, поведения, коммуникабельности, сострадания, коллективизма и чувства товарищества.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.

Развитие интеллектуальных способностей и предупреждение дисграфиии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие высших психических функций, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственых представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомторных навыков. Эту работу с детьми целесообразно проводить в игровой форме с интеграцией межполушарного взаимодействия.

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии в дошкольном возрасте является своевременной, носит развивающий пропедевтический характер, оказывает влияние на развитие познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование ВПФ, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Использование в программе специально подобранных заданий и упражнений, игр позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия. Под влиянием выполняемых заданий происходят положительные изменения, формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и пространственная координация, повышаются возможности произвольного внимания, самоконтроля, улучшается усидчивость, развивается зрительно-моторная координированность, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальцы, появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений.

Занятия по также способствуют воспитанию у дошкольников личностных качеств: умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения заданий, стремиться к достижению поставленной цели.

Программа составлена на основе комплекта пособий, предназначенных для работы с детьми при оптической форме дисграфии и развития межполушарного взаимодействия у детей.

  1. Содержание программы

1-й этап. Организационный.

Цели и задачи

  1. Проведение первичного обследования.
  2. Планирование работы. Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование

(первичное и углубленное).

2-й этап. Подготовительный.

Цели и задачи

1.Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

- Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

- Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.

1. Развитие зрительного анализа и синтеза.

2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

3. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

  1. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
  2. Развитие зрительно-моторных координации.

Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, подгрупповых занятий по альбому 1.

3-й этап. Основной.

Цели и задачи

1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

- Дифференциация гласных букв:

а) изолированно (написание);

б) в слогах и в словах.

- Дифференциация гласных и согласных букв:

а) изолированно;

б) в слогах и словах.

- Дифференциация согласных:

а) изолированно;

б) в слогах и в словах;

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.

4-й этап. Заключительный.

Цели и задачи

1. Закрепление полученных навыков.

2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

Для лучшего усвоения образа букв предлагается:

- ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить

по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);

- конструировать и реконструировать буквы из элементов

(В. А. Ковшиков);

- ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

- проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Программа рассчитана на 1 год обучения и предусматривает проведение занятий продолжительностью 30 мин. с детьми в возрасте (6-7 лет). Во время занятий делаются перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.

Продолжительность учебного года

30 недель

Общее количество часов

28 часов

Набор и формирование группы

С 01.09.2022

По 15.09.2022

Начало занятий

01.09.2022

Окончание занятий

20.05.2023

Каникулы зимние

31.12.2022

10.01.2023

Каникулы летние

01.06.2023

31.08.2023

Продолжительность занятия

30 мин

Организационная форма

Подгрупповая

Количество детей в группе:

4-5 человек

Аудиторные занятия

Два раза в неделю,

продолжительностью 30 мин

Форма обучения

Очная

Продолжительность реализации программы – 8,5 месяцев (с середины сентября по май). Что составляет 28 часов: из них теоретических 4 часа 30 минут, практических 23 часа 30 минут.  Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня.

 

  1. Учебный план

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Формы аттестации/

контроля

2-й этап. Подготовительный

1

Развитие зрительного гнозиса: восприятия цвета.

30

5

25

Диагностика. Наблюдение.

2

Развитие зрительного гнозиса: восприятия цвета.

30

5

25

3

Развитие зрительного гнозиса: восприятия формы.

30

5

25

4

Развитие зрительного гнозиса: восприятия формы.

30

5

25

5

Развитие зрительного гнозиса: восприятия размера и величины.

30

5

25

6

Развитие зрительного гнозиса: восприятия размера и величины.

30

5

25

7

Развитие буквенного гнозиса: восприятия цвета букв.

30

5

25

8

Развитие буквенного гнозиса: восприятия цвета букв.

30

5

25

9

Развитие буквенного гнозиса: восприятия формы, размера и величины предметов и букв.

30

5

25

10

Развитие буквенного гнозиса: восприятия формы, размера и величины предметов и букв.

30

5

25

11

Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв.

30

5

25

12

Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв.

30

5

25

13

Развитие зрительного анализа и синтеза.

30

5

25

14

Развитие зрительного анализа и синтеза.

30

5

25

15

Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): запоминания формы предметов.

30

5

25

16

Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): запоминания формы предметов.

30

5

25

17

Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): запоминания цвета.

30

5

25

18

Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): запоминания цвета.

30

5

25

19

Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): запоминания последовательности и количества букв и предметов.

30

5

25

20

Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): запоминания последовательности и количества букв и предметов.

30

5

25

21

Формирование пространственного восприятия и представлений: ориентировка в схеме собственного тела.

30

5

25

22

Формирование пространственного восприятия и представлений: ориентировка в схеме собственного тела.

30

5

25

23

Формирование пространственного восприятия и представлений: дифференциация правых и левых частей предмета.

30

5

25

24

Формирование пространственного восприятия и представлений: дифференциация правых и левых частей предмета.

30

5

25

25

Формирование пространственного восприятия и представлений: ориентировка в окружающем пространстве.

30

5

25

26

Формирование пространственного восприятия и представлений: ориентировка в окружающем пространстве.

30

5

25

27

Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

30

5

25

28

Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

30

5

25

29

Развитие зрительно-моторных координаций.

30

5

25

30

Развитие зрительно-моторных координаций.

30

5

25

3-й этап. Основной

31

Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

30

5

25

Диагностика. Наблюдение.

32

Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

30

5

25

33

Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

30

5

25

34

Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

30

5

25

35

Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

30

5

25

36

Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

30

5

25

37

Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

30

5

25

38

Дифференциация гласных букв (о-а)

30

5

25

39

Дифференциация гласных букв (о-а)

30

5

25

40

Дифференциация гласных букв (о-а)

30

5

25

41

Дифференциация гласных букв (и-у)

30

5

25

42

Дифференциация гласных букв (и-у)

30

5

25

43

Дифференциация гласных букв (и-у)

30

5

25

44

Дифференциация гласных и согласных букв (и-ш)

30

5

25

45

Дифференциация гласных и согласных букв (и-ш)

30

5

25

46

Дифференциация гласных и согласных букв (с-е)

30

5

25

47

Дифференциация гласных и согласных букв (с-е)

30

5

25

48

Дифференциация согласных букв (б-д)

30

5

25

49

Дифференциация согласных (п-т)

30

5

25

50

Дифференциация согласных (п-т)

30

5

51

Дифференциация согласных (л-м)

30

5

25

52

Дифференциация согласных (л-м)

30

5

25

53

Дифференциация согласных (к-н)

30

5

25

54

Дифференциация согласных (ш-щ)

30

5

25

55

Дифференциация согласных (ц-щ)

30

5

25

4-й этап. Заключительный.

56

Закрепление полученных навыков.

30

0

30

Диагностика.

Всего:

28 ч.

4 ч. З0мин.

23 ч. 30 мин


1.3.2. Учебно-тематическое планирование

Занятие №1. Тема: Развитие зрительного гнозиса.

Цель: закрепление знания цветов и оттенков (12 шт.), развитие зрительного внимания, памяти, ритмико-темповое восприятие. Развитие межполушарного взаимодействия (РМВ).

Теория: восприятие цвета.

Практика: игровые упражнения, пальчиковая гимнастика «2 дятла», РМВ - «Два дятла» в рабочей тетради.

Занятие №2. Тема: Развитие зрительного гнозиса.

Цель: закрепление знания цветов и оттенков (12 шт.), развитие зрительного внимания, памяти, ритмико-темповое восприятие. Развитие межполушарного взаимодействия (РМВ).

Теория: восприятие цвета.

Практика: игровые упражнения, пальчиковая гимнастика «2 дятла», РМВ - «Два дятла» в рабочей тетради.

Занятие №3. Тема: Развитие зрительного гнозиса.

Цель: закрепить знания о формах (5 шт), сравнивать форму предметов; видеть геометрические фигуры в форме предметов, продолжать учить ориентироваться в окружающем пространстве. РМВ.

Теория: восприятие формы.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 1), пальчиковая гимнастика «Рыбки», РМВ- «Рыбки-подружки» в рабочей тетради.

Занятие №4. Тема: Развитие зрительного гнозиса.

Цель: закрепить знания о формах (5 шт), сравнивать форму предметов; видеть геометрические фигуры в форме предметов, продолжать учить ориентироваться в окружающем пространстве. РМВ.

Теория: восприятие формы.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 1), пальчиковая гимнастика «Рыбки», РМВ- «Рыбки-подружки» в рабочей тетради.

Занятие №5. Тема: Развитие зрительного гнозиса.

Цель: закреплять знания о величине предметов (4 последовательно уменьшающихся (увеличивающихся) величин), закреплять умение сравнивать группы предметов, видеть геометрические фигуры в форме предметов. РМВ.

Теория: восприятие размера и величины.

Практика: Игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» № 1 тема 2), пальчиковая гимнастика «Черепашки», РМВ- «Черепашки» в рабочей тетради.

Занятие №6. Тема: Развитие зрительного гнозиса.

Цель: закреплять знания о величине предметов (4 последовательно уменьшающихся (увеличивающихся) величин), закреплять умение сравнивать группы предметов, видеть геометрические фигуры в форме предметов. РМВ.

Теория: восприятие размера и величины.

Практика: Игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» № 1 тема 2), пальчиковая гимнастика «Черепашки», РМВ- «Черепашки» в рабочей тетради.

Занятие №7. Тема: Развитие буквенного гнозиса.

Цель: видеть цвет букв и название в разных шрифтах. РМВ.

Теория: восприятие цвета букв.

Практика: игровые дидактические задания (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 6), физкультминутка «Пофыркай», РМВ- «Ночь» в рабочей тетради.

Занятие №8. Тема: Развитие буквенного гнозиса.

Цель: видеть цвет букв и название в разных шрифтах. РМВ.

Теория: восприятие цвета букв.

Практика: игровые дидактические задания (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 6), физкультминутка «Пофыркай», РМВ- «Ночь» в рабочей тетради.

Занятие №9. Тема: Развитие буквенного гнозиса.

Цель: закреплять умение сравнивать группы предметов по разным признакам; умение устанавливать соответствие между заданным параметром и предметом. РМВ.

Теория: восприятие формы, размера и величины предметов и букв.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 1-3) п/игра «Кошки-мышки», РМВ – «Кошки-мышки» в рабочей тетради.

Занятие №10. Тема: Развитие буквенного гнозиса.

Цель: закреплять умение сравнивать группы предметов по разным признакам; умение устанавливать соответствие между заданным параметром и предметом. РМВ.

Теория: восприятие формы, размера и величины предметов и букв.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 1-3) п/игра «Кошки-мышки», РМВ – «Кошки-мышки» в рабочей тетради.

Занятие №11. Тема: Развитие буквенного гнозиса.

Цель: закрепить знания об элементах букв; умение устанавливать соответствие между элементами букв и целыми буквами. РМВ.

Теория: дифференциация расположения элементов букв.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы».№1 тема 6) пальчиковая игра «Мышки», РМВ – «Мышкин сыр» в рабочей тетради.

Занятие №12. Тема: Развитие буквенного гнозиса.

Цель: закрепить знания об элементах букв; умение устанавливать соответствие между элементами букв и целыми буквами. РМВ.

Теория: дифференциация расположения элементов букв.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» .№1 тема 6) пальчиковая игра «Мышки», РМВ – «Мышкин сыр» в рабочей тетради.

Занятие №13. Тема: Развитие зрительного анализа и синтеза.

Цель: продолжать учить выделять из окружающих предметов определенные характеристики: цвет, величина, форма. РМВ.

Теория: операции зрительного анализа и синтеза

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 1-3), подвижная игра «Муха, оса, стрекоза паутинка», РМВ – «Паутинка» в рабочей тетради.

Занятие №14. Тема: Развитие зрительного анализа и синтеза.

Цель: продолжать учить выделять из окружающих предметов определенные характеристики: цвет, величина, форма. РМВ.

Теория: операции зрительного анализа и синтеза

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 1-3), подвижная игра «Муха, оса, стрекоза паутинка», РМВ – «Паутинка» в рабочей тетради.

Занятие №15. Тема: Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса).

Цель: развитие мыслительных операций, умения ориентироваться на листе бумаги. РМВ.

Теория: формы предметов.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы №1 тема 1-3), пальчиковая игра «Сосчитай», РМВ – «Пес и кошка» в рабочей тетради.

Занятие №16. Тема: Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса).

Цель: развитие мыслительных операций, умения ориентироваться на листе бумаги. РМВ.

Теория: формы предметов.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы №1 тема 1-3), пальчиковая игра «Сосчитай», РМВ – «Пес и кошка» в рабочей тетради.

Занятие №17Тема: Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): запоминания цвета.

Цель: развитие психофизических процессов: зрительной памяти, внимания. РМВ.

Теория: цвета.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы №1 тема 1-3), пальчиковая игра «Пчелки и медвежата», РМВ – «Пчелки и медвежата» в рабочей тетради.

Занятие №18Тема: Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): запоминания цвета.

Цель: развитие психофизических процессов: зрительной памяти, внимания. РМВ.

Теория: цвета.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы №1 тема 1-3), пальчиковая игра «Пчелки и медвежата», РМВ – «Пчелки и медвежата» в рабочей тетради.

Занятие №19. Тема: Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): запоминания последовательности и количества предметов.

Цель: развитие психофизических процессов: зрительной памяти, внимания. РМВ.

Теория: последовательность предметов, действий. 

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 1-3), «Посмотри и нарисуй», пальчиковая игра «Козочки», РМВ – «Козочки бодаются» в рабочей тетради.

Занятие №20. Тема: Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): запоминания последовательности и количества предметов.

Цель: развитие психофизических процессов: зрительной памяти, внимания. РМВ.

Теория: последовательность предметов, действий. 

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 1-3), «Посмотри и нарисуй», пальчиковая игра «Козочки», РМВ – «Козочки бодаются» в рабочей тетради.

Занятие №21. Тема: Формирование пространственного восприятия и представлений. ориентировка в схеме собственного тела.

Цель: формирование и развитие пространственных и временных представлений; РМВ.

Теория: схема тела.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 4-5), глазодвигательная игра «Внимательный котенок», РМВ – «Бабочки и котята» в рабочей тетради.

Занятие №22. Тема: Формирование пространственного восприятия и представлений. ориентировка в схеме собственного тела.

Цель: формирование и развитие пространственных и временных представлений; РМВ.

Теория: схема тела.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 4-5), глазодвигательная игра «Внимательный котенок», РМВ – «Бабочки и котята» в рабочей тетради.

Занятие №23. Тема: Формирование пространственного восприятия и представлений.

Цель: формирование и развитие пространственных и временных представлений; РМВ.

Теория: дифференциация правых и левых частей предмета.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы». №1 тема 4-5), игровое упражнение «Нарисуй правильно», дыхательная гимнастика «Морской ветер», РМВ – «Морская история» в рабочей тетради.

Занятие №24. Тема: Формирование пространственного восприятия и представлений.

Цель: формирование и развитие пространственных и временных представлений; РМВ.

Теория: дифференциация правых и левых частей предмета.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы». №1 тема 4-5), игровое упражнение «Нарисуй правильно», дыхательная гимнастика «Морской ветер», РМВ – «Морская история» в рабочей тетради.

Занятие №25. Тема: Формирование пространственного восприятия и представлений.

Цель: формирование и развитие пространственных и временных представлений, развитие правильной, точной речи. РМВ.

Теория: ориентировка в окружающем пространстве.

Практика: Игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 4-5), подвижная игра с мячом «Цирк», РМВ – «Тигры-футболисты» в рабочей тетради.

Занятие №26. Тема: Формирование пространственного восприятия и представлений.

Цель: формирование и развитие пространственных и временных представлений, развитие правильной, точной речи. РМВ.

Теория: ориентировка в окружающем пространстве.

Практика: Игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 4-5), подвижная игра с мячом «Цирк», РМВ – «Тигры-футболисты» в рабочей тетради.

Занятие №27. Тема: Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

Цель: формирование и развитие пространственных и временных представлений, развитие правильной, точной речи. РМВ.

Теория: пространственные признаки предметов.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 3-5), игровые упражнения «Скажи правильно», пальчиковая игра с прищепками «Крокодилы-зубастики», РМВ – «Крокодилы» в рабочей тетради.

Занятие №28. Тема: Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

Цель: формирование и развитие пространственных и временных представлений, развитие правильной, точной речи. РМВ.

Теория: пространственные признаки предметов.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 3-5), игровые упражнения «Скажи правильно», пальчиковая игра с прищепками «Крокодилы-зубастики», РМВ – «Крокодилы» в рабочей тетради.

Занятие №29. Тема: Развитие зрительно-моторных координации.

Цель: формирование и развитие графических навыков и умений на основе пространственных ориентировок. РМВ.

Теория: графический диктант.

Практика: Игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 3-5), «Игра на зрительное внимание «Прицелься», РМВ – «Охота на уток» в рабочей тетради.

Занятие №30. Тема: Развитие зрительно-моторных координации.

Цель: формирование и развитие графических навыков и умений на основе пространственных ориентировок. РМВ.

Теория: графический диктант.

Практика: Игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 3-5), «Игра на зрительное внимание «Прицелься», РМВ – «Охота на уток» в рабочей тетради.

Занятие №31. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

Цель: продолжать учить графическому изображению звуков. РМВ.

Теория: перевод фонемы в графему.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 6);

а) пальчиковая игра «Найди нужное зернышко», РМВ – «Курочки» в рабочей тетради.

б) Игра на формирование фонематического слуха «Оркестр», РМВ – «Концерт» в рабочей тетради.

Занятие №32. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

Цель: продолжать учить графическому изображению звуков. РМВ.

Теория: перевод фонемы в графему.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 6);

а) пальчиковая игра «Найди нужное зернышко», РМВ – «Курочки» в рабочей тетради.

б) Игра на формирование фонематического слуха «Оркестр», РМВ – «Концерт» в рабочей тетради.

Занятие №33. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

Цель: продолжать учить графическому изображению звуков. РМВ.

Теория: перевод фонемы в графему.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 6);

а) пальчиковая игра «Найди нужное зернышко», РМВ – «Курочки» в рабочей тетради.

б) Игра на формирование фонематического слуха «Оркестр», РМВ – «Концерт» в рабочей тетради.

Занятие №34. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

Цель: продолжать учить графическому изображению звуков. РМВ.

Теория: перевод фонемы в графему.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 6);

а) пальчиковая игра «Найди нужное зернышко», РМВ – «Курочки» в рабочей тетради.

б) Игра на формирование фонематического слуха «Оркестр», РМВ – «Концерт» в рабочей тетради.

Занятие №35. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

Цель: продолжать учить графическому изображению звуков. РМВ.

Теория: перевод фонемы в графему.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 6);

а) пальчиковая игра «Найди нужное зернышко», РМВ – «Курочки» в рабочей тетради.

б) Игра на формирование фонематического слуха «Оркестр», РМВ – «Концерт» в рабочей тетради.

Занятие №36. Тема: Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков. РМВ.

Теория: различие одной буквы от другой.

Практика: Игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 6);

а) подвижная игра «Собачки», РМВ – «Гаечка и Кнопочка» в рабочей тетради;

б) упражнение на выработку плавной воздушной струи «Ветерок», РМВ – «Парашютисты» в прописи.

Занятие №37. Тема: Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков. РМВ.

Теория: различие одной буквы от другой.

Практика: Игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1 тема 6);

а) подвижная игра «Собачки», РМВ – «Гаечка и Кнопочка» в рабочей тетради;

б) упражнение на выработку плавной воздушной струи «Ветерок», РМВ – «Парашютисты» в прописи.

Занятие №38. Тема: Дифференциация гласных букв (о-а).

Цель: учить сравнивать буквы о-а. РМВ.

Теория: различия гласных букв а-о. 

Практика: Игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №2, «Коррекция оптической дисграфии» занятие 1), пальчиковая гимнастика «Мишки», РМВ – «Медвежонок и мяч» в прописи.

Занятие №39. Тема: Дифференциация гласных букв (о-а).

Цель: учить сравнивать буквы о-а. РМВ.

Теория: различия гласных букв а-о. 

Практика: Игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №2, «Коррекция оптической дисграфии» занятие 1), пальчиковая гимнастика «Мишки», РМВ – «Медвежонок и мяч» в прописи.

Занятие №40. Тема: Дифференциация гласных букв (о-а).

Цель: учить сравнивать буквы о-а. РМВ.

Теория: пропущенные буквы а-о. 

Практика: Игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №2, «Коррекция оптической дисграфии» занятие 1), пальчиковая гимнастика «Мишки», РМВ – «Медвежонок и мяч» в прописи.

Занятие №41. Тема: Дифференциация гласных букв (и-у).

Цель: учить сравнивать буквы и-у. РМВ.

Теория: различия гласных букв и-у.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №2, «Коррекция оптической дисграфии» занятие 3).

а) Игра «Машинки», РМВ – «Машины на мосту» в прописи.

б) Игра на слуховое внимание «Повтори за мной», РМВ – «Волшебная дорожка» в прописи.

Занятие №42. Тема: Дифференциация гласных букв (и-у).

Цель: учить сравнивать буквы и-у. РМВ.

Теория: различия гласных букв и-у.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №2, «Коррекция оптической дисграфии» занятие 3).

а) Игра «Машинки», РМВ – «Машины на мосту» в прописи.

б) Игра на слуховое внимание «Повтори за мной», РМВ – «Волшебная дорожка» в прописи.

Занятие №43. Тема: Дифференциация гласных букв (и-у).

Цель: учить сравнивать буквы и-у. РМВ.

Теория: пропущенные буквы и-у.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №2, «Коррекция оптической дисграфии» занятие 3).

а) Игра «Машинки», РМВ – «Машины на мосту» в прописи.

б) Игра на слуховое внимание «Повтори за мной», РМВ – «Волшебная дорожка» в прописи.

Занятие № 44. Тема: Дифференциация гласных и согласных букв (и-ш).

Цель: учить сравнивать буквы и-ш. РМВ.

Теория: различие гласной от согласной.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №2, «Коррекция оптической дисграфии» занятие 7), пальчиковая игра «Рыбки», РМВ – «Аквариум для рыбок» в прописи.

Занятие № 45. Тема: Дифференциация гласных и согласных букв (и-ш).

Цель: учить сравнивать буквы и-ш. РМВ.

Теория: различие гласной от согласной.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №2, «Коррекция оптической дисграфии» занятие 7), пальчиковая игра «Рыбки», РМВ – «Аквариум для рыбок» в прописи.

Занятие №46. Тема: Дифференциация гласных и согласных букв (с-е).

Цель: учить сравнивать буквы с-е. РМВ.

Теория: различие гласной от согласной.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №2, «Коррекция оптической дисграфии» занятие 23), игра «Назови предметы по цветам радуги», РМВ – «Радуга» в прописи.

Занятие №47. Тема: Дифференциация гласных и согласных букв (с-е).

Цель: учить сравнивать буквы с-е. РМВ.

Теория: различие гласной от согласной.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №2, «Коррекция оптической дисграфии» занятие 23), игра «Назови предметы по цветам радуги», РМВ – «Радуга» в прописи.

Занятие №48Тема: Дифференциация согласных (б-д)

Цель: учить сравнивать буквы б-д, п-т. РМВ.

Теория: различие согласных звуков.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №2, «Коррекция оптической дисграфии» занятие 9 и 11), пальчиковая игра на внимание «Повтори за мной», РМВ – «Помоги рыбкам» в прописи.

Занятие №49Тема: Дифференциация согласных (п-т)

Цель: учить сравнивать буквы б-д, п-т. РМВ.

Теория: различие согласных звуков.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №2, «Коррекция оптической дисграфии» занятие 9 и 11), пальчиковая игра на внимание «Повтори за мной», РМВ – «Помоги рыбкам» в прописи.

Занятие №50Тема: Дифференциация согласных (п-т)

Цель: учить сравнивать буквы б-д, п-т. РМВ.

Теория: различие согласных звуков.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №2, «Коррекция оптической дисграфии» занятие 9 и 11), пальчиковая игра на внимание «Повтори за мной», РМВ – «Помоги рыбкам» в прописи.

Занятие № 51. Тема: Дифференциация согласных (л-м).

Цель: учить сравнивать буквы л-м. РМВ.

Теория: различие согласных звуков.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №2, «Коррекция оптической дисграфии» занятие 13). Игра «Кто знает больше слов со звуком …», РМВ – «Лабиринт» в прописи.

Занятие № 52. Тема: Дифференциация согласных (л-м).

Цель: учить сравнивать буквы л-м. РМВ.

Теория: различие согласных звуков.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №2, «Коррекция оптической дисграфии» занятие 13). Игра «Кто знает больше слов со звуком …», РМВ – «Лабиринт» в прописи.

Занятие № 53. Тема: Дифференциация согласных. ( к-н)

Цель: учить сравнивать буквы к-н. РМВ.

Теория: различие согласных звуков.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №2, «Коррекция оптической дисграфии» занятие 15), пальчиковая игра «Бабочка», РМВ – «Гусеница» в прописи.

Занятие №54. Тема: Дифференциация согласных. (ш-щ)

Цель: учить сравнивать буквы ш-щ, ц-щ. РМВ.

Теория: различие согласных звуков.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №2, «Коррекция оптической дисграфии» занятие 17 и 21), игра м/п «Лес», РМВ – «Ежики спешат домой» в прописи.

Занятие №55. Тема: Дифференциация согласных. (ц-щ)

Цель: учить сравнивать буквы ш-щ, ц-щ. РМВ.

Теория: различие согласных звуков.

Практика: игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №2, «Коррекция оптической дисграфии» занятие 17 и 21), игра м/п «Лес», РМВ – «Ежики спешат домой» в прописи.

Занятие № 56. Тема: Закрепление полученных навыков.

Цель: закреплять умения в дифференциации букв.

Практика: Игровые упражнения (Альбом «Учусь не путать буквы» №1-2, «Коррекция оптической дисграфии» занятие 1-24), пальчиковая игра «Рисунок», РМВ – «Натюрморт» в прописи.

Викторина «Театр букв»

1.4. Планируемые результаты программы

1. Предметные результаты:

•развитие зрительного восприятия;

• развитие буквенного гнозиса;

• развитие операций зрительного анализа и синтеза;

• объем зрительной памяти;

• развитие пространственного восприятия и представления;

•развитие речевых средств, отражающих зрительно-пространственных отношений;

•развитие зрительно-моторных координаций;

•умения различать смешиваемые по оптическим признакам изолированные буквы;

2. Метапредметные результаты:

•Познавательные универсальные учебные действия (УУД) –воспитанники научатся анализу и синтезу объектов, выбору оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

•Регулятивные УУД –воспитанники будут совершенствовать навык волевой саморегуляции.

•Коммуникативные УУД –воспитанники будут совершенствовать потребность в общении со взрослыми и сверстниками, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

3. Личностные результаты

•Личностные УУД –воспитанники будут совершенствовать положительное отношение к познавательным и учебным мотивам.

  1. Комплекс организационно-педагогический условий
  1. Календарный учебный график

Месяц

Число

Время

Форма

Количество минут

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Развитие зрительного гнозиса: восприятия цвета.

Кабинет логопеда

Диагностика. Наблюдение.

2

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Развитие зрительного гнозиса: восприятия цвета.

Кабинет логопеда

3

Октябрь

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Развитие зрительного гнозиса: восприятия формы.

Кабинет логопеда

4

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Развитие зрительного гнозиса: восприятия формы.

Кабинет логопеда

5

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Развитие зрительного гнозиса: восприятия размера и величины.

Кабинет логопеда

6

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Развитие зрительного гнозиса: восприятия размера и величины.

Кабинет логопеда

7

Ноябрь

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Развитие буквенного гнозиса: восприятия цвета букв.

Кабинет логопеда

8

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Развитие буквенного гнозиса: восприятия цвета букв.

Кабинет логопеда

9

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Развитие буквенного гнозиса: восприятия формы, размера и величины предметов и букв.

Кабинет логопеда

10

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Развитие буквенного гнозиса: восприятия формы, размера и величины предметов и букв.

Кабинет логопеда

11

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв.

Кабинет логопеда

12

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв.

Кабинет логопеда

13

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Развитие зрительного анализа и синтеза.

Кабинет логопеда

14

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Развитие зрительного анализа и синтеза.

Кабинет логопеда

15

Декабрь

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Уточнение и расширение объема зрительной памяти (зрительного мнезиса): запоминания формы предметов.

Кабинет логопеда

16

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Уточнение и расширение объема зрительной памяти (зрительного мнезиса): запоминания формы предметов.

Кабинет логопеда

17

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Уточнение и расширение объема зрительной памяти (зрительного мнезиса) запоминание цвета.

Кабинет логопеда

18

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Уточнение и расширение объема зрительной памяти (зрительного мнезиса) запоминание цвета.

Кабинет логопеда

19

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Уточнение и расширение объема зрительной памяти (зрительного мнезиса): запоминания последовательности и количества букв и предметов.

Кабинет логопеда

20

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Уточнение и расширение объема зрительной памяти (зрительного мнезиса): запоминания последовательности и количества букв и предметов.

Кабинет логопеда

21

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Формирование пространственного восприятия и представлений: ориентировка в схеме собственного тела.

Кабинет логопеда

22

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Формирование пространственного восприятия и представлений: ориентировка в схеме собственного тела.

Кабинет логопеда

23

Январь

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Формирование пространственного восприятия и представлений: дифференциация правых и левых частей предмета.

Кабинет логопеда

24

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Формирование пространственного восприятия и представлений: дифференциация правых и левых частей предмета.

Кабинет логопеда

25

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Формирование пространственного восприятия и представлений: ориентировка в окружающем пространстве.

Кабинет логопеда

26

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Формирование пространственного восприятия и представлений: ориентировка в окружающем пространстве.

Кабинет логопеда

27

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

Кабинет логопеда

28

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

Кабинет логопеда

29

Февраль

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Развитие зрительно-моторных координаций.

Кабинет логопеда

30

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Развитие зрительно-моторных координаций.

Кабинет логопеда

31

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

Кабинет логопеда

32

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

Кабинет логопеда

33

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

Кабинет логопеда

34

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

Кабинет логопеда

35

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

Кабинет логопеда

36

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Кабинет логопеда

37

Март

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Кабинет логопеда

38

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Дифференциация гласных букв (о-а)

Кабинет логопеда

39

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Дифференциация гласных букв (о-а)

Кабинет логопеда

40

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Дифференциация гласных букв (о-а)

Кабинет логопеда

41

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Дифференциация гласных букв (и-у)

Кабинет логопеда

42

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Дифференциация гласных букв (и-у)

Кабинет логопеда

43

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Дифференциация гласных букв (и-у)

Кабинет логопеда

44

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Дифференциация гласных и согласных букв (и-ш)

Кабинет логопеда

45

Апрель

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Дифференциация гласных и согласных букв (и-ш)

Кабинет логопеда

46

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Дифференциация гласных и согласных букв (с-е)

Кабинет логопеда

47

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Дифференциация гласных и согласных букв (с-е)

Кабинет логопеда

48

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Дифференциация согласных букв (б-д)

Кабинет логопеда

49

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Дифференциация согласных букв (п-т)

Кабинет логопеда

50

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Дифференциация согласных букв (п-т)

Кабинет логопеда

51

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Дифференциация согласных букв (л-м)

Кабинет логопеда

52

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Дифференциация согласных букв (л-м)

Кабинет логопеда

53

Май

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Дифференциация согласных букв (к-н)

Кабинет логопеда

54

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Дифференциация согласных букв (щ-ш)

Кабинет логопеда

55

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Дифференциация согласных букв (ц-щ)

Кабинет логопеда

56

16.00

16.30

Подгрупповая

30 мин

Закрепление полученных навыков

Кабинет логопеда

  1. Условия реализации программы

Научно-технические средства:

• «Коррекция оптической дисграфии» Мазанова Е.В. адаптированная к дошкольному возрасту) методические рекомендации и конспекты фронтальных коррекционных занятий;

• учебно-методические пособия 1 (комплект рабочих тетрадей для детей Мазанова Е.В. «Учусь не путать буквы» в двух частях).

• учебно-методические пособия 2 (комплект рабочих тетерадей: Трясорукова Т.П. « Развитие межполушарного взаимодействия у детей. « Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Прописи», «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Рабочая тетрадь»)

Формы реализации программы:

Все формы носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи двух и более образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности.

Реализация программы осуществляется в:

-совместной деятельности логопеда с детьми (организованной образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах);

-самостоятельной деятельности детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах детской деятельности:

-игровая (игра с правилами и другие виды игры);

-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

-познавательно-исследовательская), а также восприятие художественной литературы и фольклора;

-изобразительная (рисование),

-музыкальная (музыкально-ритмические движения),

-двигательная (овладение основными движениями).

Образовательная деятельность в режимных моментах осуществляется в следующих формах:

• Различные виды гимнастики: пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная, нарушений осанки

• Подвижные игры и упражнения, игры малой подвижности

• Беседы

• Сочинение сказок, рассказов, небылиц

• Дидактические игры

• Игровые обучающие ситуации

• Занимательные викторины

  1.  Формы аттестации

Результативность усвоения программы отслеживается в ходе проведения диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития процессов:

1. особенности внимания;

2. особенности памяти;

3. особенности мышления;

4. особенности зрительного восприятия;

5. исследования зрительно-пространственного гнозиса;

6. динамический праксис;

7. состояние мелкой моторики.

Критерии оценки мониторинга.

Высокий уровень - ребенок правильно выполняет все задания по всем критериям.

Средний уровень – ребенок правильно выполняет более 50% всех заданий.

Низкий уровень – ребенок правильно выполняет менее 50% всех заданий.

Задания и пробы для обследования подобраны таким образом, чтобы в процессе диагностической работы выявился уровень развития ребенка по разным блокам (Блок исследования психических функций, исследование моторики). Этот принцип подбора материала позволяет проводить исследование с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Все результаты заносятся в таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации.

Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).

Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года), в форме итоговых игровых занятий (конец года).

Формы подведения итогов реализации ДОП.

• Интегрированные

  1. Оценочные материалы

• Начальный- с целью определения уровня развития детей.

• Текущий контроль - с целью определения степени усвоения детьми материала.

• Итоговый контроль - с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

Условия реализации программы

Научно-технические средства:

• «Коррекция оптической дисграфии» Мазанова Е.В. адаптированная к дошкольному возрасту) методические рекомендации и конспекты фронтальных коррекционных занятий;

• учебно-методические пособия 1 (комплект рабочих тетрадей для детей Мазанова Е.В. «Учусь не путать буквы» в двух частях).

• учебно-методические пособия 2 (комплект рабочих тетерадей: Трясорукова Т.П. « Развитие межполушарного взаимодействия у детей. « Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Прописи», «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Рабочая тетрадь»)

  1. Методические материалы

Научно-технические средства:

  • «Коррекция оптической дисграфии» Мазанова Е.В. (адаптированная к дошкольному возрасту) методические рекомендации и конспекты фронтальных коррекционных занятий;
  • учебно-методические пособия 1 (комплект рабочих тетрадей для детей Мазанова Е.В. «Учусь не путать буквы» в двух частях).
  • учебно-методические пособия 2 (комплект рабочих тетрадей: Трясорукова Т.П. « Развитие межполушарного взаимодействия у детей. « Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Прописи», «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Рабочая тетрадь»)

На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт детей, как они это делали; вызывать ребенка для показа всем детям.

Технологии:

  • Игровое обучение
  • Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии: упражнения, направленные на совершенствование общего моторного развития (игры с мячом, коррекционные игры из «Психогимнастики», развитие чувства равновесия и координации движений), пальчиковая гимнастика и упражнения для развития кистей рук.
  • Принцип индивидуального подхода.
  • Педагогика сотрудничества

Методы:

  • Наглядный (методы иллюстрации и демонстраций);
  • Словесный (беседа, пояснение, вопросы, обсуждение жизненных наблюдений, ситуаций)
  • Практический – проведение различных видов игр, упражнений, выполнение работы в рабочих тетрадях, исследование.

Средства:

  • Учебно-методические пособия
  • Наглядные пособия
  • Комплекты рабочих тетрадей

Тематика занятий строится с учётом интересов воспитанников и уровня самостоятельности.
В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности и творчества.

Методические рекомендации к занятиям.

Работа по развитию интеллектуальных способностей и профилактике тесно связано с задачами сенсорного развития детей, развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности и формирования целостности картины мира, расширения их кругозора. Перечисленные задачи способствуют реализации образовательной области «Познание», которая направлена на достижение цели развития у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.

  1.  Список литературы
  1. Мазанова Е.В. «Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал для проведения обследования в подготовительной к школе группе ДОУ», Москва, Издательство ГНОМ, 2014.
  2. Мазанова Е.В. «Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Речевая карта для проведения обследования в подготовительной к школе группе ДОУ», Москва, Издательство ГНОМ, 2014.
  3. Мазанова Е.В. «Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов», Москва, Издательство ГНОМ, 2014.
  4. Мазанова Е.В. «Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал для проведения обследования в подготовительной к школе группе ДОУ», Москва, Издательство ГНОМ, 2014.
  5. Мазанова Е.В. «Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии», Москва, Издательство ГНОМ, 2006.
  6. Мазанова Е.В. «Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии», Москва, Издательство ГНОМ, 2006.
  7. Трясорукова Т.П. « Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Рабочая тетерадь»,Серия «Школа развития», Ростов-на Дону, «Феникс» 2013.
  8. Трясорукова Т.П. « Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Прописи»,Серия «Школа развития», Ростов-на Дону, «Феникс» 2013
  9. Трясорукова Т.П. «Игры и задания по развитию внимания. Интегрированные занятия для детей дошкольного возраста», Серия «Школа развития», Ростов-на Дону, «Феникс» 2013.
  10. Трясорукова Т.П.: Игры и упражнения для развития памяти и речи

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тесты для диагностики

Тесты, методические указания и картинный материал для проведения обследования речи детей используются из «Обследования речи детей 6-7 лет с ОНР (подготовительной к школе группе ДОУ» Мазановой Е. В.

1. Особенности внимания изучаются по следующим критериям:

  • устойчивость;
  • переключаемость;
  • распределяемость;
  • рассеянность.

2. Особенности памяти изучаются по следующим критериям:

  • скорость запоминания;
  • объем запоминания;
  • точность восприятия;
  • точность воспроизведения.

3. Особенности мышления изучаются по следующим критериям

  • анализ и синтез;
  • классификация;
  • понимание инструкции;
  • симультанный гнозис.
  1. Особенности зрительного восприятия изучаются по следующим критериям:
  • цвет;
  • форма;
  • величина.
  1. Исследования зрительно-пространственного гнозиса изучаются по следующим критериям:
  • ориентировка на собственном теле;
  • ориентировка в пространстве;
  • складывание разрезных картинок;
  • складывание фигур из палочек.
  1. Динамический праксис изучаются по следующим критериям:
  • воспроизведение ритмов;
  • воспроизведение ударов;
  • кулак-ребро-ладонь
  1. Состояние мелкой моторики изучаются по следующим критериям:
  • завязывание узла, бантика;
  • рисование предметов;
  • «Замок»;
  • «Кулак-ладошка».

Критерии оценки мониторинга.

Высокий уровень - ребенок правильно выполняет все задания по всем критериям.

Средний уровень – ребенок правильно выполняет более 50% всех заданий.

Низкий уровень – ребенок правильно выполняет менее 50% всех заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

Материал включает в себя актуальные вопросы по классификации, профилактике и преодолению различных видов дисграфии. В статье приведены примеры игр, игровых упражнений и игровых приемов. которые помогу...

Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5 – 7 лет с нарушением речи.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе....

Конспект группового занятия по дополнительной образовательной программе "Театральная деятельность как средство коррекции и профилактики дисграфии" для детей дошкольного возраста

Тема 17: Грамматическая тема: "Слова – признаки".Лексическая тема: "Дикие животные".Цель: Знакомство  со словами, обозначающими признак предмета....

Конспект группового занятия по дополнительной образовательной программе "Театральная деятельность как средство коррекции и профилактики дисграфии" для детей дошкольного возраста

Март,  2 - я неделяТема 41: Грамматическая тема: Гласные первого ряда.Лексическая тема: Рыбы.Цель: Познакомить с гласными первого ряда....

Мастер- класс для педагогов "Применение в логопедической практике мультимедийных технологий на примере игры, выполненной в программе Microsoft Рower Рoint по профилактике дисграфии и дислексии"

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективно...

ПРОГРАММА «Подготовка руки к письму и профилактика дисграфии»

Письмо – сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умее...

Авторская программа по профилактике дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ.

Программа по профилактике дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ. Программа составлена с учетом особенностей развития детей с ТНР на 2 года обучения....