Конспект организованно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Солнышко» по образовательной области «Речевое развитие»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательные задачи:
Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе;
Активизировать словарь детей (семья, родственники, родословная)
Объяснить артикуляцию звука «С», упражнять в правильном, отчетливом произнесении, в звукоподражании с разной громкостью.
Развивающие задачи:
Продолжать развивать умение в составлении рассказа о семье, по мнемотаблице;
Упражнять в подборе прилагательных;
Развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать желание заботиться и сопереживать о близких;
Воспитывать чувство гордости за свою семью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_dlya_detey_starshey_gruppy_na_sayt.odt | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №109»
г. Ярославль
Конспект организованно-образовательной деятельности
с детьми старшей группы «Солнышко»
по образовательной области «Речевое развитие»
на тему: «Моя семья»
Выполнила: воспитатель
Коваленко О.В.
Ярославль 2023г.
Программное содержание:
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательные задачи:
- Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе;
- Активизировать словарь детей (семья, родственники, родословная)
- Объяснить артикуляцию звука «С», упражнять в правильном, отчетливом произнесении, в звукоподражании с разной громкостью.
Развивающие задачи:
- Продолжать развивать умение в составлении рассказа о семье, по мнемотаблице;
- Упражнять в подборе прилагательных;
- Развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать желание заботиться и сопереживать о близких;
- Воспитывать чувство гордости за свою семью.
Интеграция с образовательными областями:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Создать условия для усвоения детьми норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживания, навыки доброжелательного общения с окружающими.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Создать условия для активного отдыха в динамической паузе
«Имена».
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Закрепить названия родственных отношений в семье;
- Систематизировать знания о роли семьи в жизни человека.
Предварительная работа:
- Уточнение фамилии, имени, отчества и профессии родителей;
- Рассматривание семейных фотографий.
Методические приемы:
- игровая мотивация,
-игра «Волшебный мешочек»,
-использование ИКТ,
-смена статического положения,
-использование динамической паузы,
-работа с дидактическим материалом,
-звуковая культура речи,
-сюрпризный момент,
-использование метода ТРИЗ,
-использование наглядности,
-вопросы к детям,
-рассказ из личного опыта,
-рефлексия.
Индивидуальная работа:
- Активизировать умение детей в составлении полных ответов на поставленные вопросы.
- Напомнить детям о правилах поведения в обществе.
Материалы и оборудование:
-Экран, мешочек, игрушки человечков, видеоролик к программе «Моя семья», портрет семьи, черный ящик, письмо от Почтальона -Печкина, молоток, очки, половник, книга, мнемотаблица.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Организационная часть
(дети стоят в кругу)
Педагог: -Здравствуйте, дети! Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера.
Педагог:-Ребята, как вы уже заметили к нам пришло много гостей. И чтобы поднять нашим гостям настроение давайте с ними поздороваемся не по- простому, а по -музыкальному (дети пропевают: «Доб-ро-е ут-р-о-о-о-о-»
Педагог: Ребята, наш день начался с доброго слова. Посмотрите к нам в окошко заглянуло солнышко. А чтобы солнышко не исчезло, вы должны быть внимательными, послушными и конечно помогать друг другу.
Педагог: -Мои хорошие, я для вас приготовила сюрприз, но сначала я предлагаю всем сесть на свои стульчики.
-Ребята, мой сюрприз спрятан в этом мешочке. Ваша задача догадаться, что там. Давайте поиграем в веселую игру «Волшебный мешочек».Вы должны задавать мне вопросы, а я буду отвечать «Да -нет».
-Только давайте договоримся, что мы не будем выкрикивать с места, а будем красиво поднимать руки.
Игра «Волшебный мешочек»
(в мешочке спрятана фигурка человека)
Примерные вопросы:
-Это большое?
-Это что-то живое?
-Это игрушка?
Педагог: Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. А было это так: «Жил-был мальчик, который жил один-одинешенек на свете (ставит фигурку мальчика).
-Скажите пожалуйста, каким тогда будет выглядеть наш мальчик?
Дети: грустным, унылым, печальным, огорченным.
Педагог: -А как вы думаете, бывает так, что у человека никого нет?».
Дети: Мы думаем, что не может быть, чтобы у человека никого не было.
Педагог: Тогда мы изменим сказку, и у нашего мальчика появятся замечательные, любящие родственники! Кого мы поставим рядом с мальчиком (предложить детям выставить фигурки членов семьи).
-Какое тогда будет настроение у нашего маленького героя?
Дети: радостное, веселое, счастливое.
-А как мы можем назвать одним словом родных нам людей, которые живут с нами вместе.
Дети: семья.
Педагог: Сегодня я приглашаю вас на передачу, которая так и называется «Моя семья». На передаче мы поговорим о семье, узнаем какие у вас семьи, чем занимаются ваши родные, и много еще интересного будет на нашей передаче. Итак, внимание на экран.
(звучит музыка-заставка к передаче)
Педагог: -Скажите, что такое семья? (ответы детей)
Педагог: Правильно, ребята вы все сказали. Семья-это дом. Семья-это радость, любовь, счастье, дружба. Семья-это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья-это, когда живут вместе папа, мама, дети.
Педагог: Скажите пожалуйста, а какие бывают семьи?
Дети: Маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые.
Педагог: все члены семьи связаны между собой невидимыми ниточками-родственными отношениями. Сейчас мы проверим знаете ли вы, кто в семье кем кому приходится.
Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросайте мне мяч назад и отвечайте на вопрос.
Игра «Кто ты мне?»
- Я тебе мама, значит ты мне (дочь, сын)
- Я тебе бабушка-ты мне (внук, внучка)
- Я тебе сестра старшая-ты мне (братишка, сестренка)
- Я тебе брат- ты мне (братишка, сестренка)
- Я тебе дедушка –ты мне (внук, внучка)
- Я тебе папа–а ты мне (дочь, сын)
Педагог:-Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях. Присаживайтесь на свои места.
Педагог: На этом сюрпризы не заканчиваются. Посмотрите на экран.
-Что вы видите?
( выставляется картина семьи)
Педагог: Как вы правильно сказали, на экране фотография большой и дружной семьи. Семья-это не только наши родители, бабушки, дедушки, тети, дяди, братья и сестры. А также к членам семьи можно отнести своих любимых питомцев-кошек, собак, животных, за которыми мы ухаживаем и заботимся.
Педагог: Давайте еще раз вместе произнесем это волшебное слово: «Семья».(Дети произносят)
-Скажите пожалуйста с какого звука начинается слово? (звука «С»)
-Давайте определим позицию звука «С» в слове: в начале, середине или конце? (Дети закрывают звук квадратиком на фланелеграфе в начале слова)
-В слове «семья»-2 гласные буквы «Е», «Я». А значит сколько в слове гласных -столько слогов. Давайте вместе прохлопаем в ладоши: «СЕ-МЬЯ» (2 раза прохлопывают)
-Скажите, а на чью песенку похожа эта песенка «С-с-с-с»
Дети: на песенку водички
Педагог: Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.
-Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько спойте : «С-с-с-с»
Артикуляционная гимнастика
-Давайте послушаем, как песня воды получается у Амира? У Веры? У Тимура?
- А теперь споем песенку все вместе.
Вода течет небольшой струей-поет негромкую песню.
Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.
Педагог: А теперь я предлагаю нам поиграть в игру «Слова» и придумать слова, которые будут начинаться на звук «С». А за каждый правильный ответ я буду раздавать фишки.
Игра «Поиграем в слова»
Педагог: Молодцы, ребята! Много вы придумали слов с этим звуком. Посмотрите солнышко заулыбалось и чувствуется, что в нашей группе стало еще теплее и радостнее. А теперь давайте запомним кто сколько заработал фишек, а чтобы они нам не мешали я их соберу, а после занятия вы сможете забрать их домой.
Педагог: Молодцы. Ребята а нашу группу можно назвать одной семьей?
Дети: Да.
(на доске макет дерева с фотографиями детей группы)
Педагог: Правильно. Наш садик, наша группа-это наш второй дом. Это наша большая и дружная семья. В которой живут и мальчики и девочки. В нашей семье мы все делаем вместе: играем, занимаемся , гуляем, обедаем, веселимся. И вот пробил час нам дружно всем поиграть.
Динамическая пауза «Имена»
(Правила: на свое имя ребенок должен быстро встать и сесть)
Педагог: Молодцы, отдохнули будем дальше работать.
(Вдруг раздается стук в дверь. Почтальон принес посылку с письмом.)
Педагог: (зачитывает письмо). «Дорогие ребята! Нужна ваша помощь. Разберите предметы которые находятся в ящике и раздайте их родственникам».
Почтальон Печкин.
Педагог: Ну что же, ребята поможете мне разобрать посылку?
(В ящике предметы: молоток, очки, половник, игрушка)
-Рома, кому мы подарим молоток? (Папе).
-Расскажи, какой он твой папа? (Строгий, умный, сильный);
-Ксюша, кому мы дадим очки? (Бабушке)
-Скажи пожалуйста, какая она твоя бабуля? (старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, седая, доброжелательная);
-Ваня, кому ты бы подарил половник? (маме)
-Будь добр расскажи о своей маме. Мама (какая?)- добрая, красивая, терпеливая, нежная, умная, требовательная и т.д.
-Вера, а кому бы ты подарила книгу? (брату или сестре)
-Скажи, а сестра у тебя какая? (веселая ,задорная, непоседливая, умная и т.д.)
Педагог: Дорогие ребята, а семьи есть не только у людей, есть семьи и у животных. Давайте посмотрим на экран.
(на экране слайды животных: медведи, волки, зайцы)
-Кого вы видите на экране? (папа-медведь, мама-медведица, детеныш-медвежонок; а много -медвежата)
-А семья медведей называется -медвежья.
- Ксюша перечисли пожалуйста членов этой семьи (папа-волк, мама-волчица, детеныш-волчонок, а много -волчата)
-Молодец! А семья волков- называется -волчья.
-Вова, перечисли пожалуйста членов этой семьи (папа-заяц, мама-зайчиха, детеныш-зайчонок, а много -зайчата).
-Ребята, а как же будет называться семья зайцев -заячья семья)
Педагог: Спасибо, ребятки. А теперь, когда мы много узнали о семьях людей, животных. Теперь пришло время рассказать о вашей семье. А помощником вам будет таблица с картинками. Раньше мы никогда так с вами не составляли рассказы. Давайте внимательно ее рассмотрим.
1.Ребенок. (Твое имя)
2.Три человека (Имена родителей и членов семьи)
3. Молоток (Профессия папы)
4.Фартук (Профессия мамы)
5. Клубок ниток (Бабушка и дедушка)
6. Рука (Кто помогает тебе?)
Педагог: Молодцы, ребята! Все справились с задание. У всех получились хорошие рассказы. Вам понравилось составлять рассказ по картинкам?
Дети: Да
Педагог: Наша передача подходит к концу.
Педагог: (на фоне музыки читает стихотворение)
Но к счастью жить одному не возможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите;
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности Пересказ рассказа"Купание медвежат" подготовительная группа образовательная область- речевое развитие
Конспект организованной образовательной деятельностиПересказ рассказа"Купание медвежат"подготовительная группаобразовательная область- речевое развитие...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по реализации образовательной области "Познание"
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по реализации образовательной области "Познание"...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы детского сада (Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие») Тема: «Морозные узоры».
Формирование знаний детей старшего дошкольного возраста о нетрадиционной технике изображения «фотокопии» - рисование свечой или восковым мелком....
Конспект организованно – образовательной деятельности с детьми 2 младшей группы по образовательной области « Речевое развитие» на тему «Поляна сказок»
Программное содержание: Образовательные задачи:Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок.Упражнять детей в четком и правильном произношении звуков а, о, и, у, э.Учить называть домаш...
Конспект педагогической ситуации с детьми старшей группы «Солнышко» по образовательной области «Речевое развитие» «Поиграем в синквейн».
Конспект педагогической ситуациис детьми старшей группы «Солнышко» по образовательной области«Речевое развитие»«Поиграем в синквейн»....
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность) «Подснежник»
Нетрадиционная техника рисования манной крупой....
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) восприятия звуков Образовательная область «Речевое развитие». Тема: «Как мы помогли Фиксикам» в группе № 6 для детей с задержкой психического развития в в
обобщить и систематизировать умения детей различать по акустико - артикуляционным признакам звуки: «Ф» - «Фь», четко произносить звуки в слогах, словах, предложения...