Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Весенние цветы».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Задыхина Марина Николаевна

Цель: уточнить и расширить представления о цветах и местах их произрастания. 

Задачи:

Коррекционно-развивающие: закреплять умение определять количество слогов в слове цветок, упражнять в звукобуквенном анализе слов и составление распространенных предложений, развивать ВПФ (мышление, память), общую и мелкую моторику, развивать навык послогового чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_srednyaya_gr.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

                 Тема: «Весенние цветы».

Цель: уточнить и расширить представления о цветах и местах их произрастания. 

Задачи:

Коррекционно-развивающие: закреплять умение определять количество слогов в слове цветок, упражнять в звукобуквенном анализе слов и составление распространенных предложений, развивать ВПФ (мышление, память), общую и мелкую моторику, развивать навык послогового чтения.

Коррекционно-образовательные: расширять и активизировать словарь детей по теме «Весенние цветы», совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, закрепление согласования числительных с существительным и прилагательным, закрепление согласования существительных с прилагательными, закрепление умение правильного согласования  прилагательного c существительным в косвенных падежах, закрепление умения образования уменьшительно-ласкательных существительных и образования слов противоположных по значению).

Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность, любовь и бережное отношение детей к природе, воспитывать умение слушать ответы других детей.

Оборудование: ПК, картинный материал по теме «Весенние цветы», фишки для звукобуквенного анализа слова, разрезанные на слоги слова и картинки с цветами, картинки семицветика и смайлика.

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественная литература».

Ход занятия

I.Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, дети! Сегодня мы совершим путешествие в одну прекрасную страну. А куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (цветы)

Логопед: Я предлагаю отправиться в интересное и познавательное путешествие в Мир цветов. И в этом путешествия буду сопровождать вас я. Я очень люблю цвету, я ухаживаю за ними, забочусь, кто же я? Цветовод (цветочница)

Логопед: Но для того, чтобы попасть туда, вы должны ответить на мои вопросы. Только отвечать нужно по очереди, на кого я покажу тот и отвечает.

– Какое сейчас время года? 

– Какие весенние месяцы вы знаете? 

– Какой сейчас месяц? 

– Какие признаки весны вы знаете?

– Какие весенние праздники вы знаете?

  1. Основная часть.

Логопед: Ребята, вы молодцы! Все правильно сказали и теперь мы можем с вами отправится в Мир цветов. А если в этом мире много цветов, то какой он? Цветочный. Так как это непростой мир, поэтому будем выполнять различные задания, отрывая лепестки семи цветика.  

Логопед: Я отрываю первый лепесточек, какого он цвета? Ребята, чтобы узнать какие весенние цветы спрятались в нашем волшебном Мире, я вам буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать.

1.Из-под снега вырастают

 Раньше всех весну встречают.

  Пробивался сквозь снежок,

 Удивительный росток.

 Самый первый, самый нежный,

 Самый бархатный цветок!  

(Подснежник)

2.Из луковки вырос,

 Но в пищу негож.

 На яркий стаканчик

 Цветок тот похож. 

(Тюльпан)

  1. Есть у весеннего цветка

 Приметы, чтоб не ошибиться:

 Листик — как у чеснока,

 А корона — как у принца! 

(Нарцисс)

4.Цветёт он майскою порой,

 Его найдёшь в тени лесной:

 На стебельке, как бусы в ряд,

 Цветы душистые висят. 

 (Ландыш)

  1. Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом,

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелек. (Одуванчик)

6.У реки на лугу 

Босиком на снегу,

Первые цветочки –

 Желтые глазочки.

Он и мачеха, и мать, 

как цветочек этот звать?

(Мать – и – мачеха).

  1. Прекрасная красавица

 Боится лишь мороза

 В букете всем нам нравится

 Какой цветок?

(Мимоза).

  1. Прячет цветок сладкий медок, 

и в названье мед таится, узнаете…

(Медуница).

Логопед: А какие еще весенние цветы вы знаете?

Логопед: Ребята, так как мы с вами смотрели на экран, то наши глазки немного устали, давай сделаем вместе гимнастику для глазок.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро-быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Глазки закроем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились 

И дальше в путь отправились.

Логопед: Я отрываю второй лепесток, какого он цвета? Цветы перепутались. Помогите их разобрать. Дети, вам надо назвать лишний цветок и объяснить, почему он лишний.

 «Четвертый лишний»

  • Подснежник, одуванчик, мимоза, роза.
  • Тюльпан, нарцисс, ромашка, ландыш.
  • Мать-и-мачеха, астра, медуница, подснежник.
  • Мимоза, тюльпан, гвоздика, ландыш.
  • Хризантема, подснежник, нарцисс, одуванчик.

Логопед: Вот и третий лепесточек, а он какого цвета? Дети, вы, наверное, все любите, когда вас называют ласково. Моим цветочкам тоже это нравится. Давайте я вам буду называть цветы, а вы мне говорите ласково.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цветок –

Подснежник –

Тюльпан-

Фиалка –

Мимоза-

Пион-

Логопед: Теперь я отрываю четвертый лепесточек, какой он? Дети, у вас на столе лежат листочки со слогами, соедините слоги и прочитайте слова, которые у вас получатся. А теперь представьте, что вы собрали букет из ваших цветов, как мы скажем из каких цветов у вас букет? 

Букет из фиалок, какой? Фиалковый

Букет из подснежников, какой?

Букет из тюльпанов, какой?

Букет из одуванчиков, какой?

Букет из ландышей, какой?

Логопед: Ребята, давайте встанем и сделаем с вами физкультминутку.

Физкультминутка “Цветы “

На лугу растут цветы (Разводим руки)

Небывалой красоты. (Разводим руки в стороны и делаем повороты туловища)

К солнцу тянутся цветы. (Встаем на носочки и тянем ручки вверх)

С ними потянись и ты. (Встаем на носочки и тянем ручки вверх)

Ветер дует иногда, (Повороты туловища вправо, влево, при этом машут руками)

Только это не беда. (Грозят пальце)

Наклоняются цветочки, (Наклоняются вперед и опускают руки)

Опускают лепесточки. (Приседают)

А потом опять встают (Встают и поднимают руки)

И по-прежнему цветут. (Разводим руки в стороны и делаем повороты туловища)

Логопед: Осталось совсем мало лепестков, я отрываю пятый лепесточек, какой он? Подбор родственных слов. 

-Дети, у нас у всех с вами есть родственники и у слов они тоже есть, назовите мне слова родственники к слову ЦВЕТОК. (цветочек, цветной, цветик, цвести, цветы, семицветик, цветочница, цветовод).

Звуко-буквенный анализ слова.

– Давайте сделаем звуко-буквенный анализ слова ЦВЕТОК. 

-Сколько в слове цветок слогов? Два.

– Сколько в слове цветок гласных звуков и какие? Два гласных звука (И, О). 

– Сколько в слове цветок согласных звуков и какие это звуки? Четырех согласных звука (Ц, ВЬ, Т, К). Звук Ц какой? Дайте мне характеристику звука Ц (согласный, глухой и всегда твердый). А какие еще всегда твердые звуки вы знаете? (Ж, Ш).

Логопед: Ребята, давайте разомнем наши пальчик и посчитаем маленькие подснежники.

Упражнение на развитие мелкой моторики и упражнение в согласовании числительных с существительными и прилагательными.

Мы будем поочередно открывать пальчики пальчиками на руках, начиная с большого пальца

 Посчитаем их: 

1 маленький подснежник,

2 маленьких подснежника,

3 …,

5 маленьких подснежников.

Сжали пальчики и распрямили. И повращали кулачками.

Логопед: Вот и следующий лепесточек, а он какого цвета?

Практическое усвоение согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах. 

– Я совсем запуталась и не могу закончить предложения, давайте вы мне поможете. Сейчас я буду начинать предложения, а вы будете оканчивать их словами «красивые цветы».

На клумбе выросли (что?)…..красивые цветы.

Скоро будет еще больше (чего?)…..красивых цветов.

Мы очень рады (чему?)…..красивым цветам.

Везде мы видим (что?)…. красивые цветы.

Мы любуемся (чем?)…..красивыми цветами.

Мы будем рассказывать друзьям (о чем?)…..о красивых цветах.

Логопед: Составление распространенных предложений. Вот и седьмой лепесточек.

Логопед: У вас на столе лежат кусочки картинки, переверните их и соберите картинку. Что у вас получилось на картинке?

-А теперь давайте составим предложение со словом, которое изображено у вас на картинке. 

Логопед: Подбор прилагательных к слову цветы. 

Дети, у нас осталась еще сердцевина семицветика. Мы с вами уже говорили, что цветы бывают разные. А какие именно они бывает? А если цветы растут в саду, то они какие, а если в поле, то они какие?

Дети: Садовые и полевые.

Логопед: Сейчас я буду называть цветы, а вы должны будете определить какой это цветок садовый или полевой, если садовый, то вы должны поднять хлопнуть, если полевой, то топнуть.

Садовые                        Полевые

Нарцисс                        Подснежник

Ирис                             Одуванчик

Маргаритка         Медуница

                            Мать-и-мачеха

Логопед: Ребята, все мы иногда вредничаем и говорим все наоборот. Давайте сейчас представим, что мы с вами вредины и будем говорить все наоборот.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Ранние  цветки –

Холодно –

Солнечно –

Расцвел цветок –

Большой цветок –

Мягкая земля –

Логопед: У каждого из вас на столе лежит кусочек от картинки, возьмите свой кусочек и подойдите ко мне. Сейчас мы вместе с вами составим картинку и узнаем, что у нас получится. У нас получилась улыбка, давайте все друг другу улыбнемся и поделимся своим хорошим настроением. Но так как я цветочница, то я пришла к вам с цветами. Я шла по дорожке и нашла вот такой миленький букетик. Что это за цветы? (ландыши). А ландыши можно рвать? (нет). А почему? (потому что этот цветок занесен в Красную книгу). Дети, наше занятие подошло к концу, вы можете быть свободны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук ш»

Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.Задачи:обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слов...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками  «З», «зь»...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »...