Моделирование сказок "Сюрприз Загадушки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иртаева Махаббат Ириковна

Моделирование сказок "Сюрприз Загадушки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Сюрприз Загадушки». Моделирование

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\картинки на обложку\лис и волк.jpg

Тема: «Сюрприз Загадушки »

Возрастная группа: старшая

Образовательные области: познавательное и социально - коммуникативное развитие

Вид образовательной деятельности: нетрадиционный

Тип образовательной деятельности: интегрированный

Цель: развитие связной речи, используя метод моделирования сказок

Задачи:

1.Образовательные: 

- учить самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной временно-пространственной модели, сохраняя некоторые народные обороты речи;

- учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки;

-учить использовать заместители при показе сказки, отдельных эпизодов;

- уметь при отборе условных заместителей персонажей сказки  подбирать их по величине, цвету, характеру персонажа;

2. Развивающие:

-  развивать первоначальные навыки слогового анализа, психические процессы (устойчивое внимание, память);

-развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать творчество в процессе совместной деятельности;

3.Воспитательные:

- воспитывать чувство соопереживания к сказочным героям;

- воспитывать  умение взаимодействовать со сверстниками, договариваться друг с другом

Методы и приемы:

- Наглядные: показ и рассматривание иллюстраций из сказок с изображением лисы;

 - Словесные: чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», беседа, вопросы, педагогическая оценка;

-   Практические: упражнение, моделирование 

Словарная работа:

- обогатить словарь (не ворохнется, воз, смекнула, кума, куманек, квашня);

- совершенствовать интонационную выразительность речи, давать характеристику героям новой сказки (особенно подробно – лисе), сравнивая их с персонажами других сказок;

Оборудование:

Демонстрационный материал: 

книги – сказки, где встречаются персонаж – лиса, книга – сказка «Лисичка-сестричка и серый  волк», иллюстрации к русским народным сказкам, шапочки лисы и волка, рукавичка – лиса, музыкальный центр, фланелеграф с крупными фигурками – заместителями,  рамочки, красивая коробка, игрушки: Загадушка,  лиса.

Раздаточный материал:

конверты с фигурками-заместителями персонажей нашей сказки на каждого ребенка

Организация образовательной деятельности:

Около стены находится стол с пособиями воспитателя, вдоль другой стены – столы с раздаточным материалом, в центре групповой комнаты – сундучок, внутри которого Загадушка. Дети располагаются по кругу около сундучка.

План непосредственно образовательной деятельности:

I ч. Вводная: Внезапное появление Загадушки …………………………1мин

I I ч. Основная: 1.Знакомство с персонажем сказки «лиса»…………....2 мин

2. Словарная работа…………………………………………………………1мин

3. Рассказ отрывка сказки воспитателем ………………………………….1мин

4. Драматизация концовки сказки………………………………………..3мин

5. Физкультминутка «Лиса и зайцы»………………………………………3мин

6. Составление модели эпизода сказки…………………………………….6мин

7. Рассказ детей эпизода сказки по модели………………………………..4мин

I I I ч. Заключительная: Прослушивание  в записи концовку сказки…4мин

Длительность:         25 минут

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Входя в групповую комнату, воспитатель и дети обращают внимание на сундучок, предлагает посмотреть, что в нем находится.

Воспитатель: Ой, кто это?

Загадушка: Меня зовут Загадушка.

Воспитатель: Ну, тогда загадай нам загадку.

Загадушка: Рыжая плутовка по лесу ходит,

                      Пушистым хвостом водит,

                      Курочек любит. Петушков ворует. Кто это? (Лиса).
Воспитатель: Правильно, лиса.

Загадушка: Я пришла не одна, а с отгадкой.

Воспитатель: Ребята, заглянем в сундучок! Вот и отгадка! (Достают лису).

 1. Воспитатель: Очень часто героем русских сказок является лиса, назовите мне эти сказки. («Лиса, заяц и  петух», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса»).

- Сегодня я вас познакомлю со сказкой, где тоже есть лиса, она называется «Лисичка-сестричка и серый волк». (Дети садятся на коврик).

- Как вы думаете, какой будет лиса в этой сказке? (Хитрой, умной, ловкой).

Воспитатель надевает рукавичку лисы на руку и просит детей вспомнить присказку о лисе; затем рассказывает детям сказку.

Воспитатель: Понравилась вам. Дети, сказка? (Да).

Объясняет детям непонятные слова: (не ворохнется, воз, улучила, смекнула, кума, квашня, куманек).

Что в сказке вам особенно понравилось? Рассказываю по их просьбе 2-3 отрывка.

Воспитатель: Дети, давайте дадим характеристику лисе в этой сказке, какая она? (Хитрющая, плутовка, изворотливая).

На какую лису похожа героиня сегодняшней сказки? (На лису из сказки «Лисичка со скалочкой»).

2. Предлагаю детям драматизировать концовку сказки – 2-3 раза. (Физкультминутка «Лиса и зайцы»).

3. Воспитатель: А сейчас, дети, пройдите за столы и достаньте из конвертов фигурки- заместители персонажей нашей сказки.

Размещаю крупные заместители на фланелеграфе.

Назовите героев сказки? Сколько их? (Дети перечисляют: дед, баба, лиса, волк, рыба, воз, река. Их 8).

Дадим каждому персонажу сказки фигурку – заместителя. Какие они? (Разного цвета и формы. Выбираем героев – заместителей).

Воспитатель: модели разобрали, еще у нас есть рамочки, в них мы будем составлять эпизод (часть) сказки, стрелки показывают продолжение сказки.

Вспоминаем начало сказки и выкладываем в 1-ой рамочке соответствующие фигурки – заместители. Когда закончили полностью составлять сказку, хвалю детей за то, что они справлялись правильно и хорошо.

4. Воспитатель: Прежде, чем попробуем рассказать сказку от начала до конца, вспомним некоторые части. Назовите эпизод сказки в 3-ей рамочке, в 5-ой, 9-ой и т.д. (Дети называют).

          Воспитатель: начинаем рассказывать сказку по модели, все внимательно слушают, т.к. будут рассказывать по очереди. 

5. Воспитатель: Ребята, понравилось вам составлять сказку по моделям? (Да). Почему? (Интересно, необычно, легче рассказывать; есть подсказка – модель).

- А сейчас, я предлагаю вам, подойти к моему столу и прослушать в записи концовку сказки, обращая внимание на интонацию голоса волка, с которой он произносит фразу: «Так, милая, так!» (Дети высказывают свое мнение). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...

Моделирование в развитии связной речи, моделирование сказок

Моделирование в развитии связной речи. Задачи:•Воспитывать желание слушать русские народные сказки, сопровождать чтение показом персонажей.•Формировать умение слушать сказку без наглядного с...

Схемы для моделирования ММЧ (Моделирование маленькими человечками).

Ознакомление детей с агрегатным состоянием веществ неживой природы, развитие мелкой моторики....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа начально техническое моделирование (с элементами художественного конструирования) «Конструирование и моделирование»

Актуальность, педагогическая целесообразность. В настоящее время в искусство работы с бумагой, картоном и другими не сложными поделочными материалами в детском творчестве не потеряла своей актуальност...