«Озеро Байкал».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект НОД  по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv._rechi.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 по развитию речи.

«Озеро Байкал».

Цель: обогащать словарный запас, развивать слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, память.

Задачи:

- развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

- составление предложений с однородными членами, изменение глаголов несовершенного вида по временам.

- совершенствование грамматического строя речи: образовании названий детенышей животных в единственном числе.

- развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;

- воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.

- создавать положительный эмоциональный фон.

Предварительная работа:

Беседы об озере Байкал, рассматривание иллюстраций и фотографий.

Ход занятия:

Среди скалистых снежных гор

Тайгою дикой окружён,

Лежит он чащей голубой.

Седым Байкалом назван он.

Вода в Байкале глубока.

Чиста вода в Байкале.

Она прозрачна, холодна.

Вкусней найдёшь едва ли!

                                  Сергей Вагин.

Сегодня ребята мы с вами поговорим об удивительном озере Байкал.

 Но прежде, давайте вспомним правила как нужно себя вести во время занятия:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ты ответить, не шуми,

Только руку подними.                  

- Сейчас я хочу рассказать вам легенду Байкала. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Хотите знать, почему так происходит? В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём светила светлее неба, ночью темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман камнем.

Вопросы детям:

-Сколько рек вытекает из Байкала?

- Кем приходится Ангара Байкалу?

- Что произошло, когда Байкал заснул?

- К кому бросилась бежать Ангара?

- Как назвали камень, который Байкал бросил вслед убегающей дочери?

Игра «Скажи наоборот»

- Давайте разберемся, какое наше озеро?

Маленькое – большое (да наше озеро самое большое в мире, недаром его величают не озером, а морем)

Мелкое – глубокое (вот вы видели 5-ый дом, он очень высокий, вот таких домов нужно около 100)

Грязное – чистое (помните в Байкале живут рачки, которые очищают озеро)

Молодое – старое (25 млн. лет, старик Байкал).

Широкое – узкое (узкое похоже на полумесяц).

Теплое – холодное (в летнее время мало кто купается, только осенью когда вода прогреется)

Игра  «Назови семью детеныша».

- Ребята, вокруг Байкала много лесов. А в лесу кто водится? Правильно животные. Скоро наступает весна и у них появятся детеныши. Давайте с вами назовем их: медвежонок, волчонок, зайчонок, лисенок, бельчонок, нерпенок, лосенок, кабаненок, олененок, рысенок.

Они такие маленькие, беспомощные, с кем они живут? Назовем их маму:

У медвежонка кто? Медведица

У волчонка? Волчица

У лисенка? Лисица

У зайчонка? Зайчиха

У бельчонка? Белка

У нерпенка? Нерпа

У лосенка? Лосиха

У рысенка? Рысь.

У кабаненка? Кабаниха

У олененка? Оленуха

- Молодцы.

- А сейчас мы с вами немного разомнемся.

Физкультминутка:

В нашем краю горы высокие (подняться на носки руки вверх).

Реки глубоки,  (наклон вперед).

Леса большие, (выпрямится руки в стороны).

А мы ребята вот такие! (выставить большие пальцы).

- Ребята, а когда настанет жаркое лето, и вы отправитесь с родителями отдыхать на озеро Байкал.

-Что вы будете делать на озере?

Составьте предложение по образцу:

На озере я буду…. Купаться (загорать, нырять, кататься на лодке, ловить рыбу, плавать).

Игра « прошлое – настоящее – будущее»

- Давайте поиграем в игру, « прошлое – настоящее – будущее». Например: Прошлым летом я гуляла, сейчас я гуляю, а летом я буду гулять.

Давайте попробуем.

Я купался – я купаюсь – я буду купаться

Я плавал – я плаваю - я буду плавать

Я ловил – я ловлю – я буду ловить

Я нырял – я ныряю – я буду нырять

Я загорал – я загорая – я буду загорать

- Стих про чистую воду Байкала прочитали, Легенду о Байкале мы послушали, в несколько игр сыграли. А не отгадать ли нам загадку?

В нежном логове родится

Простудиться не боится

Подрастёт. Начнёт нырять,

Шубку белую менять (нерпа)

- А что интересного мы знаем о нерпе?

Это животное которое живёт в Байкале. У нерпы есть лапы и хвост. У нерпы рождаются детёныши –бельки. Нерпа спит в воде, ест рыбу, больше всего голомянку и бычков.

- А почему нерпа толстая (ответы детей) (Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде.)

- Нерпа может пробыть под водой 20–25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. А зимой когда Байкал покрыт льдом, она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи.

- Мы сегодня с вами о многом поговорили, пойдемте, отдохнем на берегу Байкала.

- Кто-то тут ребята уже отдыхал. И оставил на поляне после себя банки, пакеты, бумагу.  Словом,  много мусора.

- Что мы можем сделать, чтобы природа Байкала всегда радовала нас своей красотой? (ответы детей)

- А сейчас мы поиграем немного.

Игра «Уборка мусора»

Да, сегодня мы устали.

На Байкале побывали,

Навели порядок там.

Но вернутся нам пора.

Но сначала мы посмотрим с вами небольшое видео, как красив и прекрасен наш Байкал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)

СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного  возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...

Воспитание патриотизма через знакомство с достопримечательностью родного края озером Байкал

Одним из приоритетных направлений является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует  у...

ПРОЕКТ «УНИКАЛЬНОСТЬ ОЗЕРА БАЙКАЛ. ЖИВОТНЫЙ МИР ПРИБАЙКАЛЬЯ». Педагоги-соавторы Соловьева Н.П и Ивановская С.С

В системе дошкольного образования существуют педагогические возможности и средства формирования общей культуры ребенка        Байкал является одним из чудес св...

Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)

Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...

Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"

Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...

Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»

Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...