Использование технологии КРОССЕНС в развитии логического мышления дошкольников
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Большакова Екатерина педагог-дошкольник

Дидактическое пособие для развития логического мышления дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krossens_471_en.pptx1.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии КРОССЕНС в развитии лог ического мышления дошкольников Подготовила: Большакова Е.Н. старший воспитатель МБДОУ «ДС № 471 г. Челябинска»

Слайд 2

Что такое кроссенс ? « Кроссенс » означает «пересечение смыслов», это - ассоциативная головоломка нового поколения; загадка, ребус, задание; набор картинок, связи между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными; картинки предметов, изображения символов, понятных и интересных детям.

Слайд 3

Кто придумал кроссенс ? Кроссенс разработали наши соотечественники: Сергей Федин – писатель, педагог, математик; Владимир Бусленко – доктор технических наук, художник, философ Технология « Кроссенс » впервые опубликована в журнале «Наука и жизнь» в 2002 году

Слайд 4

Что такое логическое мышление? Логическое мышление — это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции с целью получения обоснованного вывода из имеющихся предпосылок . Признаки логического мышления : определенность, под которой имеется в виду точность, строгость, однозначность наших рассуждений; последовательность, выражающая полноту, непрерывность, отсутствие скачков в рассуждениях; непротиворечивость, связанная с недопущением взаимоисключающих как одинаково приемлемых в том или ином отношении мыслей; доказательность, под которой имеется в виду обоснованность наших рассуждений. Если мы хотим воспитать ребенка неординарной личностью, стоит побуждать его делать собственные умозаключения на основании полученной информации, размышлять, ставить правильные вопросы

Слайд 5

Какова характеристика ребенка, умеющего логически мыслить? с амостоятельность (каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных); к аждый новый факт подвергается критическому осмыслению; сам ставит вопрос и проблему, которую нужно решать; о своение речи – рассуждения (утверждение - доказательства - вывод); в ыработка качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, ответственности за свою точку зрения, умения слушать и учитывать точку зрения другого; ж елание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое; у мение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; у мение сотрудничать и работать в группе

Слайд 6

Какова роль « Кроссенса » в формировании лог ического мышления детей? упражняет детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия; учит детей классифицировать и обобщать предметы, явления; развивает зрительное восприятие; учит определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице; учит употреблять в речи предложно-падежные конструкции; учит детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам; развивает образное мышление; учит детей связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию; развивает смекалку, тренирует внимание

Слайд 7

В каких видах детской деятельности можно использовать кроссенс ? Технология реализуется в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста: Игре Конструировании Познавательно-исследовательской деятельности Проектной деятельности Различных видах художественно-творческой деятельности

Слайд 8

Как использовать кроссенс в образовательной деятельности? Использование технологии может быть применено на любом этапе занятия и имеет множество вариантов в работе с детьми: на стадии определения темы образовательной деятельности; для определения и постановки проблемы и формулировки цели; для изучения, закрепления и обобщения изученного материала; для проведения рефлексии; как способ развития умения работать в команде; как способ организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений); как творческая совместная работа родителей с детьми (подобранные в определённой логике образы); как упражнение для формирования критического и логического мышления и т.п..

Слайд 9

Какова цель и задачи кроссенса в образовательном процессе? Цель кроссенса : придумывание и решение загадки, головоломки, ребуса на определенную тематику. Задачи кроссенса : развивать логическое, образное, критическое мышление; формировать у детей умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию; развивать смекалку, тренировать внимание; развивать зрительное восприятие.

Слайд 10

На ознакомительном этапе предлагаю ребенку разложить картинки в любой последовательности на поле из двух квадратов и объяснить, что, по его мнению, связывает эти изображения

Слайд 11

Что объединяет эти образы?

Слайд 12

Затем, на поле с четырьмя квадратами, предлагаю ребенку объяснить взаимосвязь между предыдущим и последующим изображениями. Последняя и первая картинки также должны замкнуться в цепочке. В этом заключается смысл работы с образами в кроссенсе .

Слайд 13

Замкните в смысловую цепочку эти картинки

Слайд 14

Какие способы решения кроссенсов бывают? «Улитка»

Слайд 15

Какие способы решения кроссенсов бывают? 2. «Солнышко»

Слайд 16

Какие способы решения кроссенсов бывают? 3. «Крест»

Слайд 17

Можно ли составить кроссенс самостоятельно? Предметные кроссенсы , разгадывать проще, чем ассоциативные. Потому что очень сложно угадать, с чем ассоциируется тот или иной образ в чужой голове. Мышление ребенка старшего дошкольного возраста – наглядно-образное, поэтому в работе с дошкольниками предпочтительнее использовать предметные кроссенсы , т.к. потребность наглядно представлять или видеть объект, в отношении которого осуществляется действие, у ребенка еще велика. К 5-7 годам начинает формироваться логическое мышление, появляется возможность апробации ассоциативного кроссенса , когда вместо конкретного изображения помещается картинка-ассоциация с этим образом. Еще проще составлять кроссенсы самим. Нужно лишь понять смысл и знать алгоритм создания головоломки

Слайд 18

Как создать кроссенс для детей? Алгоритм создания кроссенса : определите тему кроссенса ; выделите 9 элементов, имеющих отношение к данной теме; заполните предварительно каждый квадрат словом или словосочетанием по выбранной теме; найдите связи между элементами, определите последовательность, сконцентрируйте смысл (суть) в одном элементе (в центре); выделите отличительные черты, особенности каждого элемента. Прямые образы можно заменить символами, ассоциациями; осуществите поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы; постройте ассоциативную связь между образами элементов.

Слайд 19

Какие проблемы могут возникнуть при составлении кроссенсов с детьми? Чтобы у вас, как автора кроссенсов , не возникло проблем при его составлении, воспользуйтесь рекомендациями : Конкретность образов - чем более конкретные и менее абстрактные образы использованы - тем лучше! Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна. Всеобщность - чем более очевидные или основанные на знаниях детей связи в ассоциациях, тем лучше. Полнота решения — все рядом стоящие картинки должны связаны ассоциативными рядами. Краткость —решение кроссенса должно быть выстроено в коротком ассоциативном ряде. Красота решения — тонкие или неожиданные ассоциативные ходы.

Слайд 20

Предполагаемый результат применения технологии: придание групповому помещению развивающего характера «говорящей среды»; создание картотеки кроссенсов по темам недели; способствует формированию у детей гибких универсальных базовых навыков ( soft skills - управление вниманием и его концентрация, развитие критического, пространственного и логического мышления, воображения, навыков работы с информацией, умения работать в команде, формирование качеств лидера, коммуникативных навыков); организация образовательного процесса по принципу «обучение с увлечением»; обеспечение свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом; вовлечение родителей в образовательный процесс, воспитательные совместные мероприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»...

Мастер класс для педагогов на тему: «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

Цель мастер класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии- круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления....

мастер класс "Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

мастер - класс "Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников"...

«Простуда» Конспект совместной непрерывно – образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием технологии ТРИЗ и развитием логического мышления

laquo;Простуда»Конспект совместной непрерывно – образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием  технологии ТРИЗ  и развитием логического мышления...

Использование технологии «Кроссенс» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

       Кроссенс - хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимание детьми уже известных понятий и явлений. Дети раскрыв...