Конспект занятия по развитию речи "Сказка - ложь, да в ней намек"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Татьяна Владимировна Яковлева

Игра - викторина по русским народным сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

"Сказка - ложь, да в ней намек..."

Цель: Создание условий для  развития связной речи у детей посредством сказок, формирование интереса к ним.

Задачи: 

Образовательные:

- Закрепить знание русских народных сказок.

- Продолжать учить определять сказки по загадкам.

Развивающие:

- Способствовать развитию слухового внимания

- Развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи.

- Развивать воображение, фантазию, мышление.

Воспитательные:

- Формировать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные способности, умение работать в коллективе.

Предварительная  работа: чтение русских народных сказок, дидактические и подвижные игры, показ кукольных театров, театрализация сказок, рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: Книга с пустыми страницами, игрушки - герои сказок (заяц, волк, лиса, медведь, мышка, лягушка, кукла в русском народном костюме), картинки с предметами из сказок, сундучок с загадками, презентация "Что перепутал художник", красивый коврик, аудиозапись - песня из фильма-сказки "Там на неведомых дорожках).

Ход занятия

Воспитатель: Дети, а вы любите сказки? А за что вы их любите?(Дети отвечают)

Посчитаем, сколько сказок мы знаем?

Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Рукавичка, теремок,

колобок - румяный бок,

Есть Снегурочка - краса,

Три медведя, Волк и лиса,

Не забудем Сивку-бурку,

нашу вещую каурку,

Про Жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем,

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад!

 - А какие бывают сказки? - Д/и "Сказка какая?"

Если в сказке происходят чудеса, то она... (чудесная)

Если в сказке есть волшебство, то она... (волшебная)

Если в сказке побеждает добро, то она... (добрая)

Если в сказке много веселья, то она... (веселая)

Если в сказке нам становится грустно, то она... (грустная)

Если в сказке много смеха, то она...(смешная)

Если сказка нас чему-то учит, то она... (поучительная).

 -Это новое слово. Давайте скажем его несколько раз. (дети повторяют слово поучительная )

- Я сегодня принесла вам новую книгу сказок. (Воспитатель показывает книгу с пустыми страницами (можно заклеить чистыми листами бумаги)

Ой, а где же сказки? Здесь остались пустые страницы. Что же случилось - сказки украли или они сами ушли? Подождите, здесь лежит какое-то письмо.

Воспитатель читает  письмо:

- «Сказка – это чудеса и волшебная страна.

В сказках много приключений, много сказочных свершений.

Но чтоб сказки вам найти, нужно многое пройти:

сложные задания, забавные свидания.

Эй, ребята, торопитесь, в сказках вы не заблудитесь!

И подпись: Ваши сказки».

- Так как, ребята, сможем мы выполнить задания, чтобы вернуть сказки?

Тогда отправляемся в путь.

 А на чем мы можем отправиться в сказочную страну? ( на ковре-самолете, на метле, в избушке на курьих ножках, на летучем корабле, на волке, в сапогах-скороходах). Я предлагаю  вам полететь на этот чудесном ковре- самолете. Проходите, садитесь, закрывайте глаза, полетели! (музыка из сказки)

Вот мы и в сказке. Посмотрите, здесь на стене какие-то картинки. (Презентация на экране). Может, это наши пропавшие сказки? А что это за коробочка?  Похоже в ней наше первое задание. Сейчас прочитаем:

 "Ребята, а вы знаете, кто рисует картинки для книжек со сказками?

Правильно, художник. Так вот, наш художник что-то напутал. Помогите нам разобраться."

 Презентация "Что напутал художник?"

1 слайд "Репка" - персонажи стоят наоборот

2 слайд "Курочка Ряба" - яичко разбила не кошка, а мышка.

3 слайд "По щучьему веленью" - Емеля поймал щуку, а не золотую рыбку.

4 слайд "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" - братец превратился в козленочка, а не в теленка

5 слайд "Петушок и бобовое зернышко" - петушок подавился, а курочка его спасала, а не наоборот

6 слайд "Гуси-лебеди" - гуси унесли братца, а не сестрицу

7 слайд "Царевна-лягушка" - стрелу поймала лягушка, а не утка

8 слайд "Маша и медведь" - медведь нес в коробе Машу, а не Бабу-ягу.

9 слайд "Волк и лиса" - В проруби хвостом ловил рыбу волк, а не лиса.

Вы большие молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. Дальше мы отправимся пешком.

Дети идут за воспитателем, проговаривая слова и выполняя движения.

Подвижное упражнение «Полянка»

Мы к лесной полянке вышли.

Поднимаем ноги выше

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Очень долго мы шагали.

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём,

Прямо в сказку попадем!

Итак, мы на сказочной полянке. Посмотрите, здесь собрались  сказочные герои! А вот и вторая коробочка с заданием.

Вам нужно назвать сказки, в которых встречаются эти герои ( игрушки или картинки с изображением зайца, волка, лисы, медведя, петуха, мышки, девочки). Ответы детей.

Воспитатель: Отлично! Как много сказок вы знаете. Мы выполнили второе задание. А теперь поиграем в игру, которая называется «Доскажи имя героя» В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его   характеризующее. Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее, сказочное слово: Например, Лисичка... (сестричка), Петушок…..(золотой гребешок),  Зайчишка… (трусишка), Медведь…(косолапый), Зайчик…(побегайчик), Волчок…(серый бочок),  Мышка….(норушка),    Лягушка…. (квакушка), Ежик... (ни головы, ни ножек), Серый волк...(зубами щелк), Курочка (Ряба), Иван (царевич), Конек (горбунок), сестрица...(Аленушка), братец...(Иванушка), Гуси...(лебеди), Коза..(Дереза), Кащей... (Бессметный), Баба...(Яга), Змей...(Горыныч),  Василиса... (Прекрасная).Как же хорошо вы знаете имена сказочных героев! Идем дальше!

Дети идут за воспитателем, проговаривая слова и выполняя движения.

Подвижное упражнение «Полянка»

Мы к лесной полянке вышли.

Поднимаем ноги выше

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Очень долго мы шагали.

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём,

Прямо в сказку попадем!

И что же мы видим? А вот еще волшебная коробочка с заданием. Достаем, читаем.

-Загадку прочитайте и сказку называйте.

 А где же загадки? Посмотрите, ребята, здесь нет ничего необычного?

( Дети находят корзинку с капсулами от киндер-сюрприза, в них бумажки с загадками). Попробуем их открыть. Ребята, так в них же загадки. Подходите, открывайте, я буду читать загадки, а вы отгадывайте. (Каждый ребенок подходит, выбирает загадку и отгадывает. Если ребенок не отгадывает, остальные помогают)

1. Ждали маму с молоком.
А пустили волка в дом.
Кто же были эти,
Маленькие дети? (Волк и семеро козлят)

2. Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке,

Там три стула и три кружки,  

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

3.УАлёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

 Высоко они летят,

 Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

4. Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу. (Заюшкина избушка)

5. Девочка в корзинке,

За спиной сидит

Пирожки с корзинке

Кушать не велит. (Маша и медведь)

6. В этом доме без забот

Жили звери, только вот,

К ним медведь  пришел потом,

Поломал звериный дом. (Теремок)

7. Надо курочке бежать

Петушка скорей спасать

Он так торопился,

Бедный, подавился. (Петушок и бобовое зернышко)

8. Мух ловил под потолком,

Ездил на печи потом.

Щуку он в реке поймал,

Слово хитрое узнал. (По щучьему велению)

9. Появилась девочка в чашечке цветка.

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мала! (Дюймовочка)

10. Много серебра и злата

В сундуках своих он спрятал

В мрачном он дворце живет

И чужих  невест крадет. (Кащей Бессмертный)

11.   Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный...
Кто же это?... 
(Буратино) 

12.  Летела, стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то...
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
(Царевна-лягушка)

13.Помогла нам яблонька, помогла нам печка,
Помогла хорошая голубая речка.
Все нам помогали, все нас укрывали,
К батюшке и матушке мы домой попали!
Кто унес братишку?
Назовите книжку
( Гуси-лебеди)

14. Я бегу, бегу, бегу,
Опоздать я не могу!
Я на волке поскачу,
На орле я полечу!
Не боюсь волны морской,
Не боюсь горы, крутой.
Я лечу, плыву, скачу, —
Всем больным помочь хочу! (Доктор Айболит)

И загадки вы тоже умеете отгадывать. Ребята, мы выполнили все задания.

Нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на наш волшебный ковер-самолет, полетели! ( Под сказочную музыку дети возвращаются в детский сад)

- А вот и наша книга. Интересно, сказки вернулись в нее? (Открывают книгу, все сказки на месте).Ребята, посмотрите, сказки вернулись в книгу и мы сможем их прочитать.

Рефлексия

- Что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия по сказкам?

- Какое задание было самым трудным?

(ответы детей)

- А мне понравилось то, что вы были активными, позитивными, дружными, а кто был сегодня лучшим из лучших, покажет моя волшебная шкатулка. Подойдите по одному и загляните в нее. Только не говорите, кого вы там увидели, пока все не посмотрят. (Дети подходят, смотрят в шкатулку и видят свое отражение в зеркале)

- Так кто же у нас сегодня лучший? ( Дети отвечают:"Я!")

Вы все лучшие! А в корзинке для вас угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод по ОБЖ "Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок."

Данная работа способствует формированию навыков безопасного поведения детей на поступках сказочных героев....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия. Тема: «Правда и ложь»

Цель: дать понятие о правде и лжи, обучать детей говорить правду.Задачи: Образовательные:-формирование представления о понятиях «правда» и «ложь»;Развивающие:-формир...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Сказка ложь да, в ней намек!»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему  «Сказка ложь да, в ней намек!»...