Словесные дидактические игры
материал по развитию речи

Грахова Ирина Юрьевна

Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр.     Одним из видов игр является словесная игра.   Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них,   так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovestnye_d.i.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные дидактические игры

Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр.     Одним из видов игр является словесная игра.   Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них,   так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дидактическая игра «Наоборот».

Цели: учить подбирать слова противоположные по смыслу; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют слово противоположное по значению:

1 вариант- Существительные

Ребенок- (Взрослый)

Холод- (Тепло)

День-(Ночь)

Утро-(Вечер)

Свет-(Темнота) и т.д

2 вариант- Прилагательные

Теплый- (Холодный)

Гладкий- (Шершавый)

Хороший-(Плохой)

Низкий-(Высокий)

Умный-(Глупый) и т.д.

3 вариант-Глаголы

Кричать –(Молчать)

Бежать –(Стоять)

Смеяться-(Плакать)

Улыбаться –(Грустить) и т.д.

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Цель: учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух; воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.

Правила игры: Педагог начинает игру. Он произносит начало фразы. Дети должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу

Ход игры:

Педагог: Скажу я слово «высоко», а ты ответишь…

Дети: Низко.

Педагог: Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…

Дети: Близко.

Скажу я слово «темнота», а ты ответишь…

Дети: Свет.

Педагог: Теперь скажу я слово «да!», а ты ответишь…

Дети: Нет.

Педагог: Скажу я тихо слово «ночь», а ты ответишь…

Дети: День.

Скажу я громко слово «труд», а ты ответишь…

Дети: Лень.

Скажу я слово Вам «слабак», ответите…

Дети: Силач.

Теперь скажу я слово «смех», ответите мне…

Дети: Плач.

Педагог: Скажу я слово «говорить», ответишь ты…

Дети: Молчать.

Теперь скажу слово сорить», ответишь…

Дети: Убирать.

Скажу такое слово : «грязь», ответишь…

Дети: Чистота.

Педагог: Скажу сурово слово злость», ответишь.

Дети: Доброта.

Скажу слово «хороший» Вам, ответите…

Дети: Плохой.

Педагог: Теперь скажу слово «старик» ответишь…

Дети: Молодой.

Педагог: Скажу я слово Вам «мудрец», ответишь мне.

Дети: Глупец.

Педагог: В игре всегда начало есть, ну. А сейчас…

Дети: Конец!

дерево высокое – трава… (низкая);

днем светло – ночью… (темно);

торт сладкий – таблетки… (горькие);

облако светлое – туча… (темная);

пол внизу – потолок… (вверху);

мед сладкий – лимон… (кислый);

летом жарко – зимой (холодно);

лисий хвост длинный – заячий… (короткий);

огонь горячий – снег… (холодный);

подушка мягкая – кирпич… (твердый);

дома тепло – на улице… (холодно);

дорога широкая – тропа… (узкая).

Дидактическая игра «Подбери антонимы».

Цель: игра помогает развитию пространственного мышления у ребенка, обогащает лексику и учит ребенка думать, рассуждать, анализировать.

Правила игры: Играющие бросают друг другу мяч и называют слова с противоположным значением. Бросьте мяч ребенку и скажите: «Тепло!». Малыш ловит мяч и бросает его обратно, одновременно говоря: «Холодно!». Вновь бросьте мяч и скажите: «Высокий!», ребенок ответит «Низкий!» и т. д.

АНТОНИМЫ:

большой – маленький

высокий - низкий

огромный - малюсенький

тонкий - толстый

добрый - злой

глупый - умный

легкий - тяжелый

грязный - чистый

красивый - некрасивый/уродливый

больной - здоровый

веселый - печальный

гибкий - негибкий\жесткий

молодой - старый

сильный - слабый

темный – светлый

широкий - узкий

один - много.

черный - белый

внизу – вверху

древний/старинный - современный

новый - старый

глубокий - мелкий

мокрый - сухой

водный - безводный

волосатый - лысый

прямой - кривой

одетый - раздетый

включенный - выключенный

открытый - закрытый

полный - пустой

горячий - холодный

мягкий - твердый

внутри - снаружи

шумный - тихий/бесшумный

Дидактическая игра «Назови ласково».

 Цель: Большинству деток младшего дошкольного возраста довольно сложно подбирать уменьшительные и ласкательные формы слов, антонимы и синонимы. Помочь в этом могут развивающие, дидактические мероприятия. Они способствуют развитию словарного запаса, помогают малышам свободно выражать свои мысли. Играя, ребенок не боится допустить ошибку, быстро формирует речевые навыки.

Младшая группа.

Такие игры направлены на воспитание доброты среди малышей. В этом возрасте важно заложить в подсознание малыша доброжелательность. В первую очередь оно проявляется в отношении к чему-либо или кому-либо.

Средняя группа.

Малыши средней группы должны познакомиться со строением слова. Структуру слова подают на примерах уменьшительно-ласкательных суффиксов. Желательно при этом применять картинки предметов, ласкательные названия которых необходимо повторить.

Старшая группа.

Дети старшей садовой группы имеют больший словарный запас, более развитую память. Они с легкостью запоминают, после, повторяют услышанные слова. Перед воспитателями и родителями стоит цель показать детям согласование прилагательных с существительным, дать понять, как образовываются уменьшительные формы прилагательного.

Подготовительная группа.

Детки подготовительной группы уже практически школьники. Им необходимо не только запоминать, но и самостоятельно строить с помощью ласкательных суффиксов слова.

Лучше всего образование с запоминанием происходит в игре. Желательно, для этого использовать мячик. Передавая, его друг дружке, детки самостоятельно строят, затем произносят ласкательные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Опыт работы по реализации проекта "Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР"....

Словесно-дидактические игры для активизации словаря старших дошкольников

Подборка словесно-дидактических игр, используемых как средство активизации словаря старших дошкольников антонимами и синонимами....

Словесные дидактические игры

Подборка словесных дидактических игр по развитию словарного запаса, грамматического строя речи....

Словесно-дидактические игры

Цель: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.Количество играющих: подгруппа детейИгровые правила:курочка должна...

Словесно - дидактическая игра:"Закончи предложение."

Цель игры состоит в том, чтобы развивать мышление, гибкость и динамичность представления, умение использовать имеющиеся знания. Способствовать развитию речи и обогащению словаря ребенка среднего дошко...

Презентация "Словесные дидактические игры в детском саду"

Краткие методические указания по проведению словесных дидактических игр в детском саду...