Консультация для педагогов на тему: "Влияние развития мелкой моторики рук на речь детей дошкольного возраста". Апрель 2023 г.
консультация по развитию речи (младшая группа)

Русакова Лилия Ивановна
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, в частности - это движения пальцев и кистей рук.
    Влияние мануальных, т.е. ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё в 11 веке до нашей эры в Китае, Японии и Индии. Древние специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки - белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
    Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
    По насыщенности биологически активными зонами кисть не уступает уху и стопе. Медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного – положительно воздействует на состояние желудка, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
  В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами.
Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
    В Японии для достижения этих же целей широко используются упражнения с грецкими орехами и шестигранными карандашами.
    В Индии существует разработанная йогами гимнастика пальцев и кистей рук – это хасты и мудры (сложение пальцев рук определённым образом для замыкания определённых энергетических каналов для оздоровления организма).
    Талантом нашей русской народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор достаточно не осмыслено взрослыми. Многие родители и педагоги видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_pro_motoriku.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «ЦРР- д/с «Сказка» обособленное подразделение

« Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»

Консультация для педагогов

на тему:

«Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей дошкольного возраста».

        

Подготовила воспитатель        

Русакова Лилия Ивановна

г. Ковылкино-2023г.

«Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».

1 часть: историческая:

           Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, в частности - это движения пальцев и кистей рук.

           Влияние мануальных, т.е. ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё в 11 веке до нашей эры в Китае, Японии и Индии. Древние специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки - белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

           Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

           По насыщенности биологически активными зонами кисть не уступает уху и стопе. Медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного – положительно воздействует на состояние желудка, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

           В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами.

Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

           В Японии для достижения этих же целей широко используются упражнения с грецкими орехами и шестигранными карандашами.

           В Индии существует разработанная йогами гимнастика пальцев и кистей рук – это хасты и мудры (сложение пальцев рук определённым образом для замыкания определённых энергетических каналов для оздоровления организма).

           Талантом нашей русской народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор достаточно не осмыслено взрослыми. Многие родители и педагоги видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

2 часть: теоретическая:

           У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

           Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. А развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов у малыша. Она доказала, что благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

           Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей

Л.В. Фоминой была выявлена общая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

           В связи с этим в системе воспитания и обучения детей предусмотрены специальные воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении: физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок, массажи с растиранием пальчиков и массажёрами для рук, игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками, катание шестигранных карандашей между ладонями, народные игры с ладошками, театр теней рук, движения-подражания кистями и пальцами рук, складывание рисунков из палочек, рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе, можно на спине пальчиком.

           Очень хорошо данные методики вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

           Для диагностики состояния мелкой моторики рук в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко он держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании. Например, если в

4 года ребёнок не умеет в пригоршне доносить воду до лица – значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура.

Для снятия силовых показателей развития динамометрической силы кистей рук, существует специальный прибор динамометр. Он работает по аналогии с эспандером ручным: чем сильнее сжимаешь ручку прибора, тем лучше показатель. Есть таблица показателей для разных возрастных групп, соответственно которой определяется степень развития силы кистей рук. Хотя и здесь можно применить нестандартные приёмы исследования – игры «Рукопожатие», «Свистящая резиновая игрушка», «Держи крепко»: удерживание в руке бутылочки с водой и другие.

           Обнаружив отставание у ребёнка, стоит заняться с ребёнком развитием мелкой моторики и подсказать родителям о дополнительных занятиях дома. Чем раньше

начнётся воздействие, тем лучше будет результат. И ещё, занятия должны вызывать у самого ребёнка благоприятное эмоциональный отклик. В противном случае эмоциональное напряжение от неприятного занятия вызовет обратный эффект – блокировку, т.е. действия не будут иметь результата. Поэтому чем и с чем ребёнку лучше тренировать свои пальцы и руки лучше обсудить с ним самим (одним больше нравятся игры с массажёрами, другим с карандашами и т.д.).

3 часть: практическая.

Материал: колючие массажные резиновые мячики или пластмассовые шарики - массажёры, грецкие орехи, шишки, цветные карандаши, прищепки. Материал по количеству педагогов.

3 часть: практическая

1. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

(Предложить педагогам показать пальчиковую гимнастику, которую они используют в своей работе).

2. Массаж рук грецким орехом

(Катаем орех между ладонями)

Маленькая птичка принесла яичко.

Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

Расскажите ребенку сказку об орехе,  как он свалился с дерева от ветра (пусть ребенок подует, изображая ветер, тем самым тренируя долгий выдох). Потом орех встретил детишек, которые с удовольствием стали играть с ним. Они прятали орех в кулачке и находили его там (кулачок сжимается и разжимается), катали на карусели (одной ладонью с усилием движем по другой по кругу), спускали с горки (рука прижата к столу тыльной стороной ладони, образуя горку, другой рукой катим орех от кончиков пальцев к запястью и обратно). Потом орех катают по ковру ладошкой вперед и назад, как машинку. Проделаем всё несколько раз одной рукой, потом другой. Орешку все эти игры очень нравятся, а в самом конце он решает нырнуть в «бассейн», который вместо воды наполнен горохом. Найти орешек в миске с горохом непросто, но такая игра в прятки хорошо массирует пальчики.                                                                    

3. Игра с шестигранными карандашами

(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).

«Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу» (упражнение проводится с педагогами).

4. Игры с прищепками

«Ёжик»

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик,

Мы тебе сейчас поможем.

«Морковка»

Прицеплю листочки ловко,

И получится морковка.

«Ель»

Ёлочка наша вдруг загрустила

Ветки зелёные вниз опустила.

Выполнение творческих заданий.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаем вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

«Мастер на все руки»

«Золотые руки»

«Положа руку на сердце»

«Рукой подать»

«Руками развести»

«Руки опускаются»

«Обеими руками «за»

«Своя рука – владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло»

   4. Мудры (для взрослых): 1) «Приветствие стихий: земля, вода, воздух, металл; попеременное прикладывание подушечек пальцев рук к подушечкам больших пальцев; 2) «Сила воина»: складывание пальцев рук в «замок» с выпрямлением и напряжением прямых пальцев; 3) «Намастэ – приветствие миру»: складывание ладоней друг с другом на уровне груди; 4) «Мудрость, сосредоточение, успокоение»: сложить подушечками пальцев указательный и большой, остальные выпрямлены, руки положить на колени, глаза закрыть, дышать ровно – носом вдох, ртом выдох (губы сложены узкой щёлочкой).

Выводы:

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.

 Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целях понимания речи окружающих и развития собственная активная речь, сопровождает всю деятельность ребенка.  

Речевое развитие ребенка первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.

 Одним из средств, способствующих, развитию речи детей является работа по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников.

Работа над развитием моторики рук дает возможность подготовить ребенка

к дальнейшему обучению, тренировать мускульную память, оказывает благотворное влияние на разные функции речи, на развитие высших функций

коры головного мозга(памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности и т.д.), готовим руку к рисованию и письму.

Для развития мелкой моторики необходимо, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности: пальчиковыми играми, в том числе со скороговорками, разными видами ручного труда- плетение, нанизывание бус, выкладыванием мозаики, вырезание, лепка, игровые упражнения с мелкими предметами, массаж рук и т.д.

  Игры, занятия и упражнения нужно применять в комплексе, тогда они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный

контроль, гибкость, координацию движений.

 Чтобы данная работа была эффективно, она должна проводиться регулярно,

непрерывно и систематически.

Список литературы

1.Диченскова, А.М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 220 с.: ил. – (Мир вашего ребенка).

2. Лебедева, А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: коррекционно – развивающая программа. – М.: Школьная пресса, 2002. – 32 с.

3.Новиковская, О.А. 1000 забавных пальчиковых игр. – М.: Астрель; СПб: Сова; Владимир: ВКТ, 2011. – 224 с.: ил.

4.Ращупкина, С.Ю. Пальчиковые развивалки: развивающие игры для детей. – М.: Эксмо, 2010. – 320 с. – (Ребенок. Развивающие игры).

5.Ткаченко, Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М.: Из-во Эксмо, 2005. – 104 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво...

Консультация для родителей: «Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей дошкольного возраста»

В консультации предлагаются рекомендации по развитию мелкой моторики и влиянии ее на речь дошкольников....

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Проблема защиты детей от агрессивного, негативного воздействия со стороны современных средств массовой информации сейчас является крайне актуальной.Чтобы выяснить отношение родителей к данной проблеме...

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Предлагаю ознакомиться со статьёй учителя-логопеда Ефремовой С.Э., в которой она очень доступно рассказывает в каком возрасте ребёнок должен обладать определёнными навыками развития мелкой моторики и ...

Роль развития мелкой моторики для становления речи детей дошкольного возраста.

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых л...

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку нужно научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращение к нему речи, осуществлять контроль за вещанием...

Консультация для родителей и педагогов на тему "Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста"

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ре...