Конспект занятия по развитию речи на тему "Путешествие в прошлое детской литературы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кониченко Мария Ивановна

Конспект занятия связан единой сюжетной линией сказки. Дети учатся составлять сказку, в то же время знакомятся со словами, которые имеют много значений, учатся образовывать однокоренные слова, подбирают слова с противоположным и близким по смыслу значением, повторяют названия детёнышей домашних животных, их звукопроизношение. Даже назвали пословицы о труде, которые выучили дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_podg._gr.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Конспект занятия по развитию речи.

                           Тема: Путешествие в прошлое детской литературы.

       Возраст участников: 6-7 лет

Цель: учить составлять сказку, познакомить с пословицами, учить объяснять значение названных пословиц о труде.

Задачи: развивать связную речь детей; закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных; усвоение слов антонимов, слов с близким значением; способствовать развитию интереса к чтению; прививать у детей любовь к устному народному творчеству.

                                                                   Ход НОД

Дети стоят на коврике в кругу.

Педагог. Ребята, у меня сегодня такое чудесное настроение? А у вас?  Мне кажется, что вы сегодня грустные ребята?

Дети. Нет, мы весёлые ребята.

Педагог. А может вы ленивые? Тогда вы недружные ребята? Вероятно, вы трусливые? Мне кажется, вы слабые?

Педагог. Раз вы весёлые, умные и трудолюбивые, смелые и дружные и вообще не боитесь никаких трудностей, значит мы с вами сегодня справимся с любыми заданиями. Ну, что, ребята, вы готовы сейчас подтвердить свои слова? 

Дети: « Да».

Педагог. Тогда  давайте  встанем  в  круг  и   соберем  все  свои знания  и силы. Психологический настрой:

(дети проговаривают  чистоговорку,  взявшись за руки)

                                          Мы  спокойные  всегда.

                                         Говорим всегда красиво,

                                         Четко и неторопливо,

                                         Вспоминаем обязательно,

                                         Что учили на занятиях. (посадить на стульчики )

Я сегодня вам предлагаю отправиться в прошлое детской литературы. Колыбелью детской литературы является устное народное творчество. Оно возникло очень давно, много веков назад, когда ещё не было письменности. Для детей народ создал замечательные сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, считалки. Угадайте, дети , про кого сложена такая загадка?

Длинное ухо                              Сердитый недотрога, живет в глуши лесной

Комочек пухо                           Иголок очень много, а нитки ни одной.

Прыгает ловко, любит морковку.

Педагог. Правильно заяц и ёж. Почему у ежа много иголок? Зачем они ему?

О. Чтобы защитить себя от зубов хищника.

В. Подумайте, что ешё называют словом «иголка»?

О. Швейная игла, иголки у ёлки и у сосны

В. Где живут заяц и ёж?(в лесу) - Какие слова можно образовать от слова лес?(лесной, лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовичок и др)

- Давайте вместе с вами придумаем сказку. Согласны? Давным - давно стояло большое озеро. И вокруг озера образовался зверигород. Слева от озера жили лесные звери. Вот они: ёж и заяц. Кто найдёт и прочитает слова? (дети читают)

- ЁЖ в сказках смелый, а заяц какой?(трусливый)

- Подберите слова близкие слову трусливый? (пугливый, боязливый)

- Смелый ёж. Подберите слова близкие по смыслу слову смелый ( храбрый, отважный)

- Какие ещё звери живут в  лесах? (Ответы детей: лиса, волк, медведь, белка)

- Какие вы знаете загадки про этих животных? Послушайте мои загадки, слова - отгадки прикреплены на ковролине. Кто отгадает и первым глазками найдёт  это слово, покажет нам его и прочитает.

 (приготовить картотеки с загадками про волка, лису, белку, корову, собаку, кошку) 

Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, кур в деревне крадёт.
Ответ (Лиса)

Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней, пышный хвост- её краса, это хитрая лиса.

 С ветки на ветку быстрый, как мяч, прыгает по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, прыгнул на ствол и в дупло убежал.    (Белка)

Зубовато, серовато,
по полю рыщет,
телят, овец ищет.
Ответ (Волк)

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Ответ (Медведь)

Мягкие лапки, в лапках царапки,

Часто умывается, а с водой не знается. (кошка)

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается (собака)

Стоит копна посреди двора,

Спереди вилы, сзади метла. (корова)

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит. (петух)

                             (выставляются карточки названных зверей)

        Педагог. Давайте теперь расскажем, кто что делает в лесу?

Ответы.Заяц (прыгает, скачет, дрожит, прячется, путает следы, гложет кору)

Ёж (колется, ползёт, сворачивается в клубок, фырчит)

Лиса (крадется, заметает следы, петляет, лакомится)

Белка (прыгает, скачет, резвится, грызёт, срывает шишки, запасает еду)

Волк (охотится, гонится, злится, завывает, грызёт)

Медведь (спит, сосёт лапу, переваливается, лакомится)

             В лесу одни звери охотятся, а другие убегают или прячутся.

             А теперь давайте мы тоже превратимся в животных и подвигаемся

 Физминутка. «Кто как ходит?»

По – лосиному красиво ходит лось в лесу глухом.

По- мышиному пугливо семенит мышонок в дом.

Вот идет краса-лиса, ходит крадучись она.

А по-заячьи зайчишка всё спешит запутать след.

По – медвежьи ходит мишка, косолап он с детских лет.

А теперь все разбежались по своим жилищам. (сели на стульчики)

Педагог. Продолжим сказку. Справа от озера поселились домашние животные. Хотите посмотреть, кто это? Они спрятались вот в этом домике, который называется «хлев». Внимательно послушайте загадки и угадайте. Как только угадаете животное, оно сразу вам покажется. (картотека)

А ещё здесь живут (читаем напечатанные слова)

Закройте глазки, прислушайтесь, животные обеспокоенно кричат. Что вы услышали?

Я услышала, как овца блеет. А вы?

Дети: 1-й А я, как кошка мяукает.

2-й  Как корова мычит, 3-й Как поросёнок хрюкает, 4-й Как лошадь ржёт, 5-й Как собака лает;

Педагог: А что это они все так раскричались?

Ответы детей. Есть просят.

Педагог. А может они зовут своих детёнышей? Давайте вспомним и назовём, кого зовут животные?

Ответы детей: лошадь зовёт жеребят, корова телят, свинья поросят, коза козлят, собака щенят, кошка котят, овца ягнят.

- За домашними животными в Зверигороде ухаживают люди. Взрослые сами много работают и детишек приучают к труду.. Какие пословицы и поговорки вы знаете о труде? Пословица- это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Поговорка- это меткое образное выражение, не заключающая в себе обобщающего смысла.

Дети называют пословицы, заранее подготовленные дома

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.  (любая работа требует старания и усердия) Терпение и труд всё перетрут. Хочешь есть калачи, не сиди на печи. Кончил дело- гуляй смело. Маленькое дело лучше большого безделья. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Поспешишь - людей насмешишь. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Делу время, а потехе час (говорится обычно в качестве напоминания человеку, который, развлекаясь, забывает о деле)

- Глаза боятся, а руки делают (говорят тому, кто боится , что у него не получится, даже не попробовав. Начните и всё получится)

- Семь раз отмерь, а один отрежь (перед тем, как делать что-нибудь серьёзное, тщательно всё обдумай, всё предусмотри)

                               

                                    дидактическая игра «какой? какая?

Педагог. Чтобы быть в Зверигороде счастливыми, все звери захотели подружиться. Помогите им в этом. Назовите своего любимого зверя или домашнее животное и опишите друга, которого вы ему выбрали. Ведь, чтобы подружиться, надо хорошо знать друг друга.

 1-й ребёнок. Собака, я хочу подружить тебя с лисой. Она рыжая, пушистая,ловкая, хитрая

2- й. Медведь, я хочу подружить тебя с овцой, она маленькая, пугливая, кудрявая или пушистая. (медведь большой, сильный, неуклюжий, бурый)

3-й Зайчик, я хочу подружить тебя с коровой. Она большая, с рогами, с длинным хвостом, даёт молоко. (зайчик трусливый, белый, добрый, травоядный)

4-й. Кошечка, я хочу подружить тебя с белочкой. Она весёлая, с пушистым хвостом, с ушками кисточкой, запасливая.

           

 Педагог. Ребята. Какое доброе дело вы сделали. Благодаря вам все звери подружились.

                                                       Итог занятия.

Педагог. Что надо делать людям, чтобы всем животным хорошо жилось на земле?

Ответы детей.

Какими словами закончим сказку?

Дети. Вот и сказке конец. А кто слушал, молодец!

Педагог. Рассказывали в старину сказки бабушки и дедушки. Представьте себя бабушками и дедушками и расскажите придуманную нами сегодня сказку или то, что вам запомнилось или понравилось вашим куклам или зверюшкам.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада, «Путешествие на поезде». Звуковая культура речи. Звук «К»

Способствовать развитию артикуляционного аппарата и речевого дыхания. Развивать слуховое восприятие....

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада, тема: «Кукла Маша»

1Закреплять знания детей о домашних животных, Звукоподражание им....

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Тема: «Весенняя прогулка в лес»

Выявить уровень развития у детей речевых умений:Отвечать на вопросы полным предложением;Составлять предложения по сюжетным картинкам;Читать наизусть знакомое произведение...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада, тема: «Кукла Маша»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада, тема: «Кукла Маша»...

Конспект занятия по развитию речи на тему « Ознакомление с художественной литературой» для детей первой младшей группы «Колобок»

Возраст: 2,5 - 3Количество детей на занятие: 15Программное содержание:- учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, проговаривая слова и отдельные фразы;- развивать целенаправленное внимание...