Мастер-класс по развитию речи
материал по развитию речи

Валюх Анастасия Николаевна

Мастер-класс

«Формирование моральных и нравственных качеств дошкольников через знакомство с художественной литературой»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ласточка»

Мастер-класс

«Формирование моральных и нравственных качеств дошкольников через знакомство с художественной литературой»

                                                                      Автор:

Валюх А.Н.,

воспитатель первой

квалификационной категории

г.Камень-на-Оби

2023г.

Цель: создать условия для знакомства педагогов с нетрадиционными  приемами  работы со сказкой.

Задачи:

Образовательная: формировать знания о нетрадиционных приемах  работы со сказкой.

Развивающая: развивать у  педагогов   умение с помощью схем, рисованного сюжета, сочинять сказку из жизненной истории.

Воспитательная: воспитывать доброжелательность.
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, презентация, носовой платок, грецкий орех, нитки, бусинки, нитки, ножницы; картинки – символы: девочка, бабушка, лекарство, дорога в лесу, вдоль дороги ягоды, куколка – подружка; для рефлексии: изображение дерева, плоды-яблоки, листья, цветы;  цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы.

Слайд №1. 

Уважаемые педагоги,  приглашаю  Вас сегодня вспомнить старые добрые сказки и хочу поделиться инновационными методами работы со сказкой, которые эффективно использую в работе с детьми.

Слайд № 2. 

 Мой мир становится ярче и красочнее, когда в нем появляются волшебство и сказки.  Хочу пригласить Вас  всех в мир сказки, волшебства и творчества. 

Слайд № 3.

Предлагаю нам  вместе сотворить свою сказку. Вы согласны?

Слайд № 3.

Щелчок 1.У сказки есть сердце, оно трепещущее, как бабочка,

Щелчок №2. есть глаза, в которых отражаются небеса.

Щелчок № 3. Косы, которые струятся как водопад.

Щелчок № 4. Руки, как два легких крыла.

Мы не видим ее, но каждый из нас представляет ее по - своему.

Попробуем сделать сказку своими руками. Давайте настроимся на работу, возьмитесь за руки и пожелайте друг другу успехов, а так же возьмите листочки и напишите ту цель, которую Вы хотите реализовать сегодня на мастер-классе, в конце подведём итог, узнаем, все ли цели удалось достигнуть или нам есть над чем работать.

Сказку делаем своими руками. Не бойтесь, это не сложно, просто надо немножко постараться и вложить в нее частичку себя. Нам понадобится несколько волшебных вещей: носовой платок, кусочек ваты, грецкий орех, нитки, фруктовые косточки и бусинки. Всё это есть у вас на столе. Приступаем.

Слайд № 4.

1. Возьмем большой носовой платок, согретый теплом наших  рук. Это сделает нашу сказку живой. Разверните его.

2. Чтобы сделать голову, нужен грецкий орех. Внутри него спрятано ядрышко, похожее на мозг человека. Это сделает нашу сказку мудрой. Найдите на платке середину и положите туда грецкий орех, сложите платок наискосок, чтобы получился треугольник. Перевяжите ниткой крепко под орешком. Вот так! Получилась голова и два крыла. Теперь завяжите узелок   на кончиках платка так, чтобы появились ладошки.

3. У сказки есть душа, давайте вдохнем ее и в наше творение. Возьмем сердечко, чтобы в сердце сказки жил росток добра! Заверните в вату его, вложите в платочек туда, где у человека находится грудь, чтобы сердце сказки легко билось. Нижние кончики слегка раздвиньте и крепко затяните нитку на поясе. Вот так мы и сделали с вами образ сказки.

  Слайд № 5. Превращение в сказку любой жизненной истории

 Уважаемые воспитатели,  мы будем с вами сочинять сказку из жизненной истории, а помогать нам будут сочинять сказку картинки- подсказки.

Сказка «У девочки заболела бабушка». 

С помощью куколки мы превратим эту жизненную историю в сказочную.

Мы  с детьми сочинили такую интересную  сказку.

 «Жила – была в одной деревне маленькая девочка и была у нее бабушка. Однажды бабушка заболела. Решила внучка проведать бабушку и отнести ей лекарства. Чтобы не страшно было идти, она взяла с собой куколку - подружку. Идет она лесом, а вокруг ягод видимо – невидимо. Обрадовалась девочка, набрала ягод полное лукошко и забыла про бабушку. Побежала домой. Но вдруг услышала тоненький голосок: «А про бабушку ты не забыла?». Это говорила ей куколка - подружка. Стыдно стало девочке, и поспешила она к бабушке.  Бабушка была очень рада внученьке, выпила все лекарства и вскоре поправилась. Испекла бабушка пирожков и пригласила всех к себе в гости. Тут и сказке всей конец, а кто слушал молодец».

На примере таких сказок, более коротких и жизненных, мы учим наших детей быть добрыми, милосердными, послушными, трудолюбивыми и т.д..

А какие сказки получились у Вас?

Слайд № 6.

4. Моделирование: «Шаги в сказочный мир».

Сейчас я предлагаю вам самим сочинить сказку.  «Мальчик начал садить огород, но один не смог справиться…». Не забывайте соблюдать структуру сказки: начало, волшебная вещь, или сказочные звери и конец.

Начало сказки (зачин) « Жила-была Лисичка. Она постоянно со всеми ругалась, дралась, обзывалась. Никто не хотел с ней играть, но вот однажды встретился ей Зайчонок, который научил её… » .  

Слайд № 7, 8 и 9.  «Узнай сказку»

В своей работе с детьми  использую  при рассказывании и  сочинение сказок мнемотаблицы. 

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.  Глядя на эту схему можно рассказать любую сказку. Дети могут сами придумать картинки – символы и, объединив их в таблицу, сочинить свою сказку.

Предлагаю вам узнать «Какая сказка спряталась?». Ваша задача, узнать и назвать сказки , воспроизвести события по мнемоквадратам (на слайде мнемотаблицы по сказкам  «Вершки и корешки», «Красная Шапочка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и др. .

-Кто главный  герой сказки? Что произошло?

Слайд №10.Сказка «Жихарка».

Что это за сказка? Чему учит эта сказка? ( трудолюбие, дружба, уважение друг к другу).

Слайд № 11, 12 Подбери пословицу к сказке «Жихарка».

Подберите пословицу к данной сказке, а теперь попробуйте составить к каждой пословице сказку. Вы все сочинили свою сказку. Давайте послушаем (2 – 3 человека читают сказку).

Чему учит ваша сказка? (наша сказка учит: всегда приходить на помощь друг к другу, помогать в беде, быть щедрыми).
Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно. Я думаю, вы согласитесь со мной, что один из самых действенных способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга – это сказка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости.

А девочку – сказку  оставим в саду.  И пусть она станет вашим дорогим и близким другом. Пусть ваша жизнь будет как в сказке, ведь весь этот мир – собранье сказок.

Слайд № 12. Рефлексия «Дерево творчества»
Уважаемые педагоги, достаем и открываем листочки, озвучиваем цели, которые ставили на начало мастер-класса, анализируем, удалось ли реализовать их.

  А я приглашаю  вас к «Дереву Творчества». Выразите свое впечатление от  мастер – класса на этом дереве (по окончании мастер – класса участники прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды):

- плоды:  мастер – класс прошел плодотворно и с пользой;

- цветок:  понравилось, но не все применимо;

         - листья: не совсем полезен  мастер – классом.

Ещё раз большое спасибо. Успехов Вам в воспитании ваших детей. Желаю вдохновения и творчества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для воспитателей «Развитие речи у детей с различными нарушениями через кружковую работу по театрализованной деятельности»

Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, хотя по своей натуре они очень любознательны  и хотят многое постичь и узнать. А если дети молчат, то и слова...

Мастер класс. Упражнения для развития речи в подготовительной группе.

Упражнения для развития речи в подготовительной группе....

МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

Представленный материал будет интересен как молодым специалистам докшкольных учреждений, так и педагогам с большим стажем работы....