Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к Мухе-Цокотухе»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Тимакова Елена Евгеньевна

Цель: расширить знания детей и словарь по теме «Насекомые».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к Мухе-Цокотухе»

Цель: расширить знания детей и словарь по теме «Насекомые».

Задачи:

Образовательные:

- расширять представление детей о насекомых и их особенностях;

- формировать навыки детей узнавать и показывать насекомых и их части тела (голова, туловище, лапки, усики, крылья);

- формировать умение выполнять движения, соответствующие тексту.

Развивающие:

- развивать речь, развивать умение отвечать на вопросы воспитателя;

- расширять и активизировать словарный запас по теме;

- развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова с помощью суффиксов;

- развивать умение образовывать форму множественного числа и прилагательного из существительного;

- развивать внимание, интерес, мышление, память;

- способствовать слуховому восприятию.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира, бережное отношение к природе и насекомым;

- воспитывать любовь к художественной литературе;

- воспитывать вежливость и доброжелательность, умение слушать ответы друг друга.

Материалы и оборудование: Дидактические картинки с насекомыми, магнитная доска, магниты. самовар, костюм Мухи-Цокотухи, банка варенья, колонка с музыкой, раскраски к сказке на листе бумаги А4; дидактические картинки к игре «Четвертый лишний», картинка паука, мяч, колокольчики, фонарик. Группа украшена по теме сказки)

Предварительная работа: чтение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», беседы с детьми и обсуждение прочитанного, рассматривание иллюстраций к сказке, беседы о насекомых, рассматривание иллюстраций и картин с изображением насекомых.

         

Ход занятия.

I. Вводная часть.  (Воспитатель собирает детей в круг)

Приветствие

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте и с ними поздороваемся! (дети здороваются)

Воспитатель: «Ребята, послушайте, меня. А вы любите сказки? Я тоже люблю сказки. А в гости любите ходить? У нас в группе сегодня утром произошло настоящее чудо! Вы хотите увидеть? (ответы детей). Сегодня я вас приглашаю в гости в сказку, но для этого нам нужно сказать волшебные слова и покружиться. Повторяйте за мной:

  «Мы немножко покружились,

   В доброй сказке очутились!»

Воспитатель: «Все на свете дети очень любят сказки,

Все на свете дети сказку очень ждут.

Если очень любишь, если очень веришь,

Сказки станут былью, в гости к нам придут.»

- Закрывайте глазки (музыка, входит Муха-Цокотуха с самоваром под музыку, делает круг и садится)

II. Основная часть

Воспитатель:                         «Муха – муха Цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила ………..» (ответы детей)

- Посмотрите, ребята, в какой сказке мы оказались?  

- Вы знаете, для чего мухе нужен самовар? 

- Да! Чтобы чай пить.

- А в сказке у Мухи-Цокотухи, какой праздник?

-  У нее сегодня день рождения.

- Давайте, поздороваемся с Мухой и поздравим с днем рождения! (дети здороваются «Здравствуй, Муха-Цокотуха, с днем рождения!»)

- Молодцы, мы оказались в гостях у Мухи-Цокотухи. Сядем на стульчики.  (посадить на стулья)

Воспитатель: Ребята, но почему-то Муха-Цокотуха без своих гостей, давайте спросим у нее, где ее гости!  

Дети: А, где же твои гости, Муха-Цокотуха?

Муха-Цокотуха: Ребята, я не успела пригласить гостей на свой день рожденья (грустно)

Воспитатель: Не грусти, Муха-Цокотуха, мы позовем для тебя гостей. Правда, ребята?

- Ребята, а кого пригласила Муха-Цокотуха на свой день рождения в сказке? (ответы детей).

- Все правильно, в гости к Мухе-Цокотухе приходили: бабочка, жуки, тараканы, блошки, кузнечик, пчела.

- Давайте и мы пригласим к Мухе-Цокотухе гостей!

Воспитатель:                 Не спеша, и по порядку загадаю вам загадки.

                                      Вас прошу их отгадать – насекомых мне назвать.

                                        Насекомых называйте, на день рождение приглашайте!

(дети отгадывают и на доску вывешиваются картинки с насекомым, которого отгадали и другие, кроме комара)

Надевает эта крошка, платье красное в горошек.

И летать умеет ловко. Это ….божья коровка.

Утро... Весь в цветах лужочек...но смотри: один цветочек

Вдруг вспорхнул – и полетел и опять на кустик сел!

Удивительный цветок: ножки, глазки, хоботок

Между крыльев – складочка. Да ведь это ж... бабочка

Любит делать мёд она, трудится так долго

От утра и до темна непоседа… пчёлка.

Целый день в траве скакал, скрипку где-то потерял.

И теперь грустит у речки наш зелёненький …   кузнечик

Эта кроха всем знакома, богатырь из насекомых

Кто на свете всех сильней? Ну, конечно,,…. муравей

- Ребята, а это кто? (жук, стрекоза, таракан итп) Пригласим в гости? (вывесить картинки на доску)

- Молодцы, ребята, столько гостей позвали к Мухе-Цокотухе!

 - Ребята, а как называют одним словом бабочек, жуков, муравьев, кузнечиков, тараканов? (насекомые)

- Ребята, посмотрите на доску, давайте рассмотрим насекомых и скажем, что у них есть, чем они похожи?

- Давайте, посмотрим, что есть у мухи. Это что? (голова, брюшко, ножки, усики, крылья)

- У бабочки….. голова, грудь, брюшко, крылья, ножки. На голове у бабочки есть хоботок, усики

- У божьей коровки….. голова, брюшко, усики, ножки, крылышки

- А кто помнит, сколько ножек у насекомых? (шесть)

- Ребята, а можно трогать, ловить и обижать насекомых? (Нет)

- Правильно, за ними можно наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат. Некоторые насекомые могут укусить, а некоторые приносят пользу. Например, пчелы помогают получить нам вкусный мед, божьи коровки уничтожают вредителей с растений, чтобы растения не погибли, а мухами и комарами питаются птицы и лягушки.

Воспитатель: Ребята, молодцы, столько насекомых позвали к Мухе-Цокотухе на праздник! Давайте теперь веселиться, танцевать и играть. Вставайте со стульчиков и повторяйте за мной. (включается музыка физминутки)

Физкультминутка (танец)

- Молодцы, а теперь все дружно сели, на меня все посмотрели!

(После физминутки дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Молодцы, ребята, подняли настроение Мухе-Цокотухе! Смотрите, какая она стала веселая!

Воспитатель: Ребята, теперь давайте еще поиграем. Муха-Цокотуха придумала интересные задания для нас. Будем играть? (ответы детей)

1. Дидактическая игра «Назови насекомых» (с мячом)

2. Дидактическая игра «Назови ласково» (с мячом)

- А, теперь, насекомые объявили праздник ласковых слов. Назовём их ласково.

Жук-жучок, комар – комарик, пчела – пчелка, муравей- муравьишка, стрекоза – стрекозочка, таракан-тараканчик.

3.  Дидактическая игра «Один-много»

Один жук – много жуков.

Один комар – много комаров.

Одна муха – много мух.

Одна бабочка – много бабочек.

Одна стрекоза – много стрекоз.

Один муравей – много муравьев.

Одна мошка – много мошек.

Одна пчела – много пчел

Один шмель – много шмелей.

4. - А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Подбери словечко», вам нужно правильно подобрать слова. Я начну, а вы продолжите:

- У жука крылья короткие, а у стрекозы… (длинные)

- Муравей ползает, а бабочка …летает

- Гусеница ползает, а кузнечик …прыгает

- Оса летает, а червяк …ползает

- Кузнечик прыгает, а комар …летает

- Бабочка летает, а гусеница… (ползает)

- Муравьи живут в муравейнике, а пчелы… (в улье)

- Пчелы из нектара делают… (мед)

- У птиц 2 ножки, а у насекомых… (шесть)

5.  Дидактическая игра «Четвертый лишний» (на магнитной доске)

Предлагается выбрать, назвать лишнего

- Почему он лишний? (подумай и скажи еще раз)

6. Образуй прилагательное из существительного

- Ребята, а чем Муха-Цокотуха угощала бабочку? (вареньем). А варенье из чего делают?

- А давайте скажем, какое варенье, если это варенье

из клубники (клубничное), из вишни (вишневое)

из малины (малиновое), из яблок (яблочное)

Воспитатель: Молодцы, все задания от Мухи-Цокотухи выполнили!

Воспитатель: 

- Ой, ребята к мухе ползет еще один гость. (грозная музыка, колокольчик большой, загадка)

Это что за сеточка, на зелёных веточках?

Кто без ниток и без рук сплёл ту сеточку…….    (паук)  - показ картинки с пауком

Вдруг какой-то старичок - Паучок.

 Нашу Муху в уголок поволок.

Дорогие гости, помогите, Муху вы освободите!

- А вы ребята боитесь паука?

- Тогда надо спасти Муху-Цокотуху, вставайте и повторяйте за мной

        

Пальчиковая гимнастика «Насекомые» (стоя)

Дружно пальчики сгибаем (сгибаем-разгибаем пальцы рук)

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха. (загибаем по одному пальцу)

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит? – (поднять руки наверх и покрутить кистью)

В гости к нам …комар летит.  (дети называют слово, руками помахать)          

- Теперь, слушайте меня и помогайте

                                                                         

Воспитатель: Вдруг откуда-то летит

Маленький ……комарик, (позвонить в маленький колокольчик и показать картинку)

И в руке его горит

Маленький …….фонарик (показать фонарик, дети называют слово)

Воспитатель: 

- Давайте, поймаем паука (хлопают в ладоши, поворачивая руки в разные стороны)

Воспитатель:  Паука мы победили! Муху мы освободили!

- Молодцы, садимся на стульчики.

- Ребята, а ведь мы совсем забыли, у Мухи-Цокотухи сегодня какой праздник? (день рождение)

- А, что дарят на день рождение? (подарки)

- Давайте и мы подарим Мухе-Цокотухе подарок. Я приготовила для мухи подарок – баночку варенья.

- Посмотрите, что нарисовано на банке? Что это? (ответы детей – вишня)

- Правильно, это вишня, значит это варенье какое? (вишневое)

 Поздравляем Муху - Цокотуху с днем рождения

И дарим ей ….вишневое варенье! (вручить мухе подарок)

- Посмотрите, как обрадовалась Муха-Цокотуха.  

Муха-Цокотуха: благодарит вас за помощь и за то, что пришли в гости и дарит подарки- раскраски.

Благодарим муху за чудесные раскраски.

Воспитатель: А, сейчас, нам пора возвращаться обратно в нашу группу. Давайте попрощаемся с нашей именинницей (дети прощаются)

- Глазки закрывайте, немного помечтайте

Ветерок нас подхватил,

В детский сад переместил. (глазки открываем)

III. Заключительная часть

Воспитатель: - Ребята, вот мы и вернулись. Вам понравилось наше путешествие в сказку?

У кого в гостях мы были? (у Мухи –Цокотухи) Что делали?

             А кто приходил и прилетал к Мухе-Цокотухе в гости? (бабочки, букашки, тараканы, пчела….)

             - А как их всех можно назвать одним словом? (насекомые)

- Что вам понравилось больше всего?

- Молодцы, ребята! А сейчас можно посмотреть подарки от Мухи-Цокотухи и выбрать себе раскраску


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "В гостях у сказки"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «В гостях у сказки»Программное содержание:1.Познакомить детей с новым видом загадок - загадками-метафорами.2.Уточнить представление детей о жан...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к леснику»

Конспект Образовательной деятельности " В гости к леснику"....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе " В гостях у друзей из цветочного города".

Побуждать детей составлять рассказ по набору предметов из пяти шести предложений самостоятельно....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "В гости к леснику"

Занятие направлено на уточнение знаний детей о зиме, природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека, а также развитие связной речи,слухового внимания и мышления...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к леснику»

1.Учить различать на слух слова с определенным звуком. 2. Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.Развивать фонематическое восприятие, словарь детей.3.Воспитывать любовь к при...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "В гостях у бабушки"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "В гостях у бабушки"(домашние животные)...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к Чебурашке» (Звуковая культура речи. Звук [Ч])

Цели:1) Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, стихах);2) Развивать фонематический слух детей.3) Объяснить и показать детям артикуляцию звука Ч;4) Н...