Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) Тема: «В поисках клада Лесовичка» (итоговое)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Юсупова Зульфие Нумановна

Итоговое занятие по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_obuchenie_gramote.docx678.83 КБ

Предварительный просмотр:

Дата26.05.2022г.

Подготовила: Юсупова З.Н.

Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте)

Тема: «В поисках клада Лесовичка» (итоговое)

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетичекое развитие», «Физическое развитие».

Задачи.

Обучающие: закрепить умения обобщать, классифицировать, использовать все части речи; закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове; упражнять в словообразовании слов признаков; обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх; формировать навыки сотрудничества на занятии; закрепить умение работать с таблицами – схемами для развития связной речи детей.
Развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Методы и приемы:

-словесные: (вопросы, ответы детей, поощрение, художественное слово);

-наглядные: (карточки-схемы, показ, конверты с заданиями);

-практические (д/и, физкультминутка, обыгрывание сказочного персонажа)
Оборудование: конверт с письмом и разрезной картинкой Лесовика, схема слова  для звукового анализа слова КЛАД, мяч, шкатулка (сундучок) с подарками.
Раздаточный материал: карточки-схемы слова «Клад», фишки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
    -Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там, (Открываю конверт, в конверте лежит разрезная картинка).
    - В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём и тогда может быть узнаем от кого оно. (Один ребенок собирает картинки – пазл на магнитной доске, на картинке изображен лесовик).
    - Всё ясно, значит, письмо нам прислал Лесовик-затейник. Давайте прочитаем письмо от Лесовичка.
    «Дорогие дети группы «Сказка»!
    Пишет вам Лесовик-затейник из сказочного леса! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!» Лесовик-затейник.

    -Интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? Я надеюсь, что мы с вами станем отличной командой умных и грамотных детей.

2.Основная часть.
- Прежде, чем приступить к заданиям, давайте вспомним правила.

Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.

-А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже. (Это зеркало! Надо искать там, где зеркало! Вынимаю ключ из-за зеркала)
-А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Лесовика-затейника! Справимся с этим заданием – один замок откроем!
Задание №1 Лесовик-затейник решил проверить какие вы умненькие дети и предлагает ответить на вопросы. Так как, в волшебном лесу Лесовика живут настоящие звуки и буквы. Вспомните, чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь? (наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). - -  Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
- Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)
- Из чего состоит наша речь?

- Наша речь состоит из предложений.
- Скажите из чего состоят предложения (из слов).
- Какие бывают слова? (короткие и длинные).
- Назовите короткие слова? (нос, ус, кит, кот)
- Назовите длинные слова и сосчитайте сколько в вашем слове частей хлопками.
- Почему эти слова называем длинными? (У них несколько частей)
-
Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ! (Ребенок «вставляет» ключ в первый замок)
-
 Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита. (Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
Дети находят второй ключ, выполняют второе задание).
Задание №2  У Лесовика-затейника в лесу много жителей. Я буду бросать мячик каждому из вас и называть лесного жителя. Вы будите ловить мяч, называть звук с которого начинается слово и возвращать мяч мне.
- Заяц, олень, уж, лиса, волк, удод. аист, еж, змея.
-Молодцы, справились с заданием. Вот вам и второй ключ!
Ну что готовы к следующему заданию?
Задание №3
-А задание такое: поиграть в игру «Назови признаки».
В лесу у Лесовика живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов. Однажды он забыл про них, начал вспоминать, но ничего вспомнить не смог. Давайте поможем Дедушке!
«Назови признаки»
-Матрешка из дерева…(деревянная матрешка)
-Сумка из кожи…
-Если ручка сделана из пластмассы, то…
-Дом из кирпича…
-Ваза, сделанная из стекла…
-Сок из яблок…
-Игрушка из резины….
-Кораблик из бумаги…
-Ложка из дерева … (По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок третий ключ)

-Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.
Физкультминутка «Мишка»
-В волшебном лесу и звери все волшебные. И сейчас ёжик Фимка предлагает вам заняться вместе оздоровительной зарядкой. Вы готовы?

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращение головой)

Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)

Вот он по лесу идёт (Ходьба)

Мишка до пяти считает

Мишка гири поднимает (имитирующее упражнение «поднимаем гири»)
-
Ну, а чтобы нам найти четвёртый ключик, отгадаем ещё одну загадку
Кто на солнышке цветет?
Кто пчеле подарит мед? (Цветок)
-Ищем ключ где у нас цветы.

Задание №4
«Составь предложение по схеме»
- Ребята, лесовик прислал вам схемы предложений. По схеме вы должны придумать предложение.

Как- то раз лесной тропой

Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой – лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)

За мамой – лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)

За мамой- ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамой – медведицей шел медвежонок, (Идут, переваливаясь с ноги на ногу)

За мамою- белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках,  согнув руки перед грудью)

За мамой – зайчихой --- косые зайчата, (Скачут, сделав « ушки» из ладоней)

Волчица вела  за собою волчат. (Руки в стороны и назад, как будто держат за руки).

Все мамы и дети напиться хотят. 
-А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят конверт с заданием)
Задание №5
-Дети, надо сделать звуковой анализ слова КЛАД.

- Сколько звуков  в слове клад?
-Какой первый звук в этом слове? (звук [К], согласный звук)

- Какой фишкой мы обозначаем этот звук? (синей фишкой)- Какой второй звук в этом слове? (звук [Л], согласный звук, обозначается синей фишкой)
-Какой третий звук в слове клад? (Звук [А], гласный звук, обозначается красной фишкой)
-Какой четвёртый звук мы слышим в этом слове? (Звук [T]- согласный звук, обозначается синей фишкой)

- Ребята, я хочу открыть вам секрет, что в слове клад мы слышим [T], а пишем [Д].
- Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.
Лесовик благодарит вас за то, что вы так умело выполнили его задания.
(После выполнения задания дети получают пятый ключ, «вставляют» в замок.)

-Сколько гласных в слове КЛАД? (один гласный звук)

-Сколько согласных? (три согласных)

-Дети, мы выполнили все задания Лесовичка. Нашли все ключи и сундучок открывается. (Открываем сундук с кладом и достаем медали)

-Дети, Лесовичок награждает вас этими медалями.

3.Рефлексия.
-Спасибо Лесовику-затейнику!
-Ребята, скажите, сложные ли задания были для вас от Лесовичка?

- С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

-Какое задание было самым интересным?

-Дети, вы сегодня хорошо занимались, показали многое из того, чему научились на занятиях по обучению грамоте.

-Вы молодцы!

https://i.pinimg.com/originals/0c/07/cd/0c07cd93149ca6ed187a45a5dc17dce8.png

https://i.pinimg.com/736x/c8/b3/44/c8b34470d7bd5d476f485a0c0e0308a4--bulletin-boards-presentation.jpg

        

https://i.pinimg.com/736x/c8/b3/44/c8b34470d7bd5d476f485a0c0e0308a4--bulletin-boards-presentation.jpg

https://i.pinimg.com/736x/c8/b3/44/c8b34470d7bd5d476f485a0c0e0308a4--bulletin-boards-presentation.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи, младшая группа Тема: «Поезд».

Вызвать желание участвовать в совместной игре, дать образец новой сюжетно – ролевой игры. Побуждать детей высказываться на темы из личного опыта. Развивать речевое внимание, речевое дыхание, артикуляц...

Конспект открытого занятия по развитию речи: «Обучение рассказыванию «Мой любимый мультфильм!».

Развивающие задачи:Развитие монологической формы речи.  Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказать небольшой рассказ.    Развитие умения оценивать рассказы друг ...

Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте....

Конспект итогового открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) "В поисках Азбуки" в подготовительной группе

Конспект итогового открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) "В поисках Азбуки" в подготовительной группе...

Конспект открытого занятия пот развитию речи в младшей группе " В поиски Колобка"

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов,...