Весеннее пробуждение
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Коробова Наталья Александровна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakorob.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Центр развития ребёнка – детский сад № 46»

Итоговая организованная образовательная деятельность по развитию речи

с детьми средней группы № 12

на тему:

«Весеннее пробуждение»

         Подготовила: воспитатель Коробова Н. А.

Саранск, 2023 г

Цель: выявить полученные знания, умения и навыки, которые дети получили в течение учебного года по развитию речи.

Задачи:

1. Обучающие:

Закреплять знания о смене времен года, помочь запоминать названия весенних месяцев, дать представление об изменения, происходящих весной в природе; учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов. Учить детей делать подснежник из ватных дисков и цветной бумаги, стимулировать желание детей создавать цветы подснежника.

2. Развивающие:

Развивать пальчиковую моторику, умение сочетать речь с движениями; развивать слуховое и зрительное внимание; развивать внимательность, подвести детей к пониманию взаимосвязей в природе. Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре.

3. Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение детей к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному. Воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: беседа с детьми о весне, об изменениях происходящие с растениями весной, наблюдения в природе, чтение стихотворений о весне, рассматривание картин и иллюстраций о весне, весенних цветах, отгадывание загадок.

Методические приемы: художественное слово, сюрпризный момент, беседа, рассматривание, объяснение, показ, использование наглядных пособий физкультминутка, анализ, поощрение

Материал и оборудование: Белая бумага с изображением дерева, ватные палочки, гуашь, салфетки, смятая бумага.

                                                      Ход занятия:

Организационный момент

Приветствие:

Подходи ко мне дружок

Становись скорей в кружок

Справа друг и слева друг,

Каждый каждому тут друг

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

(К нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся)

Здравствуйте, гости!

I. Вводно-мотивационный этап

Воспитатель: сегодня, утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью ребятам группы «№12». Я решила дождаться Вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло.

Воспитатель: Хотите узнать, что там? Давайте прочитаем!

Сказка

(Предлагает присесть и послушать)

II. Операционно - содержательный этап

«Жили – были четыре  времени года: Зима, Весна, Лето и Осень.

Жили они дружно и по очереди правили миром: 3 месяца - Зима, 3 месяца - Весна, 3 месяца - Лето, 3 месяца - Осень. Но, однажды Зима решила, что она самая главная и не хотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного погреться. Забеспокоились Времена года. Но зима сказала, что можно расколдовать весну и пробудить деревья и птиц, если мы пройдем ее испытания.

Воспитатель. А вы хотите помочь весне расколдовать деревья и цветочки?

Дети. Да хотим.

Воспитатель. Хорошо. Мы отправляемся с вами в путешествие. Но прежде чем попасть в весенний лес, я прошу вас закрыть глаза:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все, кто хочет погулять, - глазки открываем

Оглянитесь, повернитесь,

В весеннем царстве очутитесь!

Воспитатель:

Посмотрите. Действительно, все деревья спят, птицы не поют. Ну что ж, посмотрите, а вот и первое задание.

1. «Загадки»

Отгадайте загадку –

Молодое новое

К радости готовое.

Встанет рано поутру,

Я глаза скорей протру,

А оно- все ярче, ярче,

За окном - все жарче, жарче.

Дети: Солнце!

Воспитатель: Конечно. Действительно, солнце - самое большое и доброе чудо. А вы хотите сделать каждый свое солнце?

Дети: хотим!

(Дети выкладывают из желтого круга и счетных палочек яркое весеннее солнышко, которое согрело своими лучами всю землю, стоя у стола)

Воспитатель: Какие замечательные солнышки у вас получились

Дети: Солнце желтое, круглое, теплое, веселое, лучистое, радостное, ласковое.

Воспитатель: Отгадайте загадку

Тает снежок

Ожил лужок

День пребывает

Когда это бывает? (Весной)

Воспитатель: Давайте расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова «Весной …»

(Дети отвечают, воспитатель выставляет на доске картинки с приметами весны)

1. Весной ярко светит солнце

2. Весной тает лед и снег

3. Весной появляются лужи

4. Весной на деревьях набухают почки

5. Весной прилетают птицы с юга и поют песни

6. Весной появляются сосульки и тают на солнышке

7. Весной по реке плывут льдины

8. Весной бегут ручьи

9. Весной появляются первые цветы – подснежники

10. Весной появляется молодая трава

11. Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные

Воспитатель. Молодцы.

Поиграем сейчас в игру.

3. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Воспитатель: Я напомню вам признаки весны, а вы мне поможете. (Воспитатель говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово).

Зимой дни холодные, а весной. (теплые)

Зимой солнце тусклое, а весной. (яркое)

Осенью листья опадают, а весной. (распускаются)

Осенью птицы улетают на юг, а весной. (прилетают)

Воспитатель. Молодцы ребята, быстро справились с заданием!

Физкультминутка

1. Мы идем, мы идем поднимая ножки,

А у нас на ногах новые сапожки,

А у нас на ногах новые сапожки.

2. Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп,

Хлопают ладоши,

Очень радуемся мы новым сапожкам,

Очень радуемся мы новым сапожкам.

3. Ой-е-ей, ой-е-ей лужица какая,

Ой-е-ей, ой-е-ей лужица большая.

4. Высоко, высоко, высоко подпрыгнем

Не боюсь, не боюсь лужу перепрыгнуть

Не боюсь, не боюсь лужу перепрыгнуть

(дети садятся на стульчики)

3.Раскажи стихотворение.

Воспитатель:  Дети, кто нам может в этом помочь? Кто знает стихи о весне?

Ребенок: Стихотворение «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

Ребенок:  Стихотворение «Капель»

На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна,

Идет апрель,

Звенит капель

На улице весна.

Воспитатель: Название какого месяца вы услышали в стихотворении?

Какие еще весенние месяцы знаете?

Давайте дружно скажем: «март, апрель, май – их не забывай»

Воспитатель: Поиграем в игру «Ласковое слово»

- Я вам буду давать солнце, и говорить слово, а вы мне будете отдавать солнце и говорить тоже слово, но ласково. Например: солнце – солнышко.

Ветер - ветерок

Ручей - ручеек

Цветок – цветочек

Ветка – веточка

Луч – лучик

Облако – облачко

Сосулька – сосулечка

Лист – листочек

Воспитатель: Мы с вами все ближе к цели. Тогда нам пора в гости к красавице Весне, полюбоваться распускающимися цветами, зеленеющими деревьями.

Практическая часть.

Воспитатель. Ребята смотрите на ваших столах лежат заколдованные ветви весеннего дерева. Как вы думаете с помощью чего их можно оживить?

Дети предполагают. (с помощью красок)

Воспитатель. Что нам необходимо нарисовать чтобы пробудить деревья?

Дети. Надо нарисовать листочки.

Воспитатель. Чтобы нарисовать листву нам понадобится смятая бумага. Наберите краску зеленого цвета и сделайте отпечатки на листе изображая листву.

Дети рисуют листочки при помощи смятой бумаги.

Воспитатель. А что же распускается после листьев на деревьях?

Дети. Цветы.

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель. Давайте вспомним с вами про самый первый весенний цветок - ПОДСНЕЖНИК.

Наши белые цветки (пальцы собраны вместе)

Раскрывают лепестки (разводят пальцы)

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет (шевелят пальцами)

Наши белые цветки закрывают лепестки (собирают пальцы вместе)

Головой качают, (качают кистями рук)

Тихо засыпают (опускают руки).

В ходе практической работы помощь воспитатель оказывает помощь детям, следит за осанкой.

Воспитатель. Давайте продолжим наше с вами волшебство. Нарисуем цветы с помощью ваших волшебных палочек. Окуните палочку в блюдце с краской и отпечатайте цветы на ветке дерева.

Воспитатель. Дорисовывайте свой пейзаж.

Воспитатель помогает детям.

Воспитатель. Мы положим ваши работы на лесную полянку.

III. Заключительная часть:

Рефлексия.

Звучит аудиозапись «Звуки леса»

Воспитатель. Ребята поделитесь с нами своим впечатлением и эмоциями о путешествии в заколдованный лес. Кому мы с вами помогли? Какие испытания мы  с вами прошли? Какой особенный предмет помог нам оживить деревья и вернуть весну.

Ответы детей.

Воспитатель. Значит, у нас получилось прогнать злую Зиму и помочь Весне. Она вернулась к нам. Спасибо, ребята!

Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо отвечали, отгадывали загадки, читали стихотворения. Наше занятие заканчивается. Вы меня все порадовали!

Список использованной литературы:

  1. Бабаева, Т.И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ОО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-352с.
  2. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий во II младшей группе детского сада / В.Н.Волчкова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 392 с.
  3. Воспитание правильной речи детей в  детском саду / [Сост.: Г.М. Лямина]. - М.: Просвещение, 1994. - 370с
  4. Железнова, Е.С. Пальчиковые игры. / Е.С.Железнова. - М., 2007.
  5. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект / [под. ред.О.С. Ушаковой]. М.: Совершенство, 2001. - 368. с.
  6. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателя детского сада / Ю.Г.Илларионова. - М., Просвещение, 1985.
  7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду (4-5 лет) - М., Мозаика-Синтез 2016г.
  8. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: Педагогическое общество России, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Весеннее пробуждение"

Интегрированное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, проводилось в рамках городского семинара  по преемственности "Детский сад - школа" (по освоению образовательных обла...

Конспект занятия для конкурса «Воспитатель года - 2014» «Весеннее пробуждение планеты Земля».

Цель: Учить изображать предметы, объекты  с помощью нетрадиционных приёмов  рисования. Задачи:  Учить детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей раб...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно – речевому направлению в подготовительной группе Тема: «Весеннее пробуждение (Обобщение)»

Программные задачи:Совершенствовать речевой слух.Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь.Словарная работа: Расширять и уточнять знания детей об окружающе...

Конспект открытого логопедического занятия "Весеннее пробуждение природы"

Я проводила это занятие для слушателей повышения квалификации ККИДППО....

"Весеннее пробуждение"

Занятие по экологическому воспитанию в средней группе...

Положение о конкурсе чтецов "Весеннее пробуждение"

Конкурс направлен на создание условий для познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей, выявления лучших чтецов среди детей, предоставления  им возможности для самовыражени...