Статья на тему речевое развитие для детей 2-3
статья по развитию речи (младшая группа)

Статью составила воспитатель : Подорожняя Татьяна Викторовна

Речевое развитие для детей 2-3 лет

Дети в возрасте 2—3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Она меняется буквально каждый месяц: ребенок начинает говорить цельными конструкциями, разучивает новые слова, все четче выговаривает звуки. На этом этапе родителям важно контролировать соответствие речи ребенка возрастной норме и в случае проблем решать их самостоятельно или обратиться к специалисту.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл нормы речи у детей16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Нормы речи у детей 2—3 лет:

·        Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200—300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000—1200. Больше половины — это существительные, на втором месте — глаголы. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов.

·        Ребенок способен конструировать простые предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. В основном это повествовательные или восклицательные предложения. В качестве вопросов используются отдельные слова: где, как, почему.

·        Малыш называет размер предмета (большой — маленький), цвет, вкус (сладкий — соленый — кислый), форму (круг — квадрат), качество (плохой — хороший).

·        В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин, яблоко, груша — это фрукты, туфли, тапочки, сапоги — обувь.·        Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».

·        Малыш понимает обращение к нему взрослого.

·        Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.

·        Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Например, лопатка — копатка, вазелин — мазелин и т.д.

·        Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально. Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные — л, р.

Как развивать речь: игры, упражнения и общение

·        Нужно начинать общение с ребенком как можно раньше, даже когда он еще не родился.

·        Во время игр и упражнений на малыша нужно смотреть. Зрительный контакт является обязательным условием эмоциональной стабильности малыша.

·        Ребенок должен видеть, как двигаются мышцы лица мамы или папы, когда они с ним говорят. Так он быстрее сопоставит определенные движения со звуками. Во время занятий полезно находиться перед зеркалом, чтобы видеть все движения лица.

·        Чем больше повторений, тем лучше. В младшем возрасте придется повторять по десять, а то и по двадцать раз, чтобы малыш лучше запомнил. Это нормально, поэтому родителям нужно набраться терпения.

·        Чем четче, медленнее и громче будут говориться слова, тем быстрее и точнее малыш сможет их повторить.

·        Любая попытка говорить должна поощряться, даже самая неумелая и неразборчивая.

·        И, конечно, нельзя ругаться, если что-то не получается. Со временем обязательно получится, но от излишней эмоциональности родителей у малыша могут возникнуть дополнительные трудности.

·        Занятия должны проводиться ежедневно, но не нужно переутомлять малыша. Достаточно 10—20 минут в день, разбитых на несколько коротких уроков.

·        Чем больше вы читаете малышу, тем быстрее пополняется его словарный запас. Выразительное чтение поможет понимать сложные конструкции.

·        Необходимо учитывать темперамент ребенка. При высоком интеллектуальном развитии малыш просто может быть молчуном.

Упражнения для развития речи:

·        Чтобы расширить словарный запас, удобно изучать слова по обобщающим темам: фрукты, одежда, животные, игрушки и т.д. Родитель четко называет предмет и предлагает повторить его название. Полезно подключать определения, например, мяч зеленый, кубик желтый.

·        Хорошо, если дополнительные слова будут подчеркивать принадлежность предметов к роду или числу. Так ребенок быстрее начнет улавливать разницу. Пример: кукла большая — мяч большой, груша желтая — кубик желтый. Сначала родитель называет предмет, а потом эта роль передается ребенку. Нужно лишь указать на предмет и спросить, что это. Любой ответ нужно поощрять, если малыш ошибся, то мягко поправить его.

·        Загадывайте малышу загадки. Хорошо, если ответ будет рифмоваться. Примеры загадок: «Иго-го! — кричит ребенок, значит это … (жеребенок)». Или: «Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей)». Другие загадки: «Апельсины и бананы очень любит … (обезьяна)». «Он мурлычет и поет. Угадали? Это … (кот)».

·        Читайте ребенку простые стихи и просите его закончить фразу. После нескольких прочтений он запомнит последние слова.

·        Для самых маленьких: мама произносит первую часть слова, а сынок или дочка его заканчивает. Так учатся слова из 2—3 слогов: мага-зин, со-бака, маши-на, доро-га и т.д.

·        Пусть малыш определит уменьшительную форму предмета. Например, взрослый задает вопрос: «Как зовут ребенка кошки?» Малыш отвечает: «Котенок». И так далее: щенок, цыпленок, утенок, слоненок.

·        Для развития воображения полезно задавать такие вопросы: зачем нужна вода? ложка? стакан? Пусть малыш пофантазирует.

Наиболее эффективными являются те занятия, которые проводятся в игровой форме. Ребенок чувствует себя расслабленно, ему интересно выполнять веселые и активные задания.

Игры для развития речи детей возраста 2—3 лет:

·        Пусть малыш угадает звук. Поиграйте с ним так: изобразите какое-нибудь животное, а он пусть догадается, кому или чему принадлежит такой голос.

·        Если в доме есть игрушки в виде зверей, сделайте инсценировки с ними.

·        Хорошее упражнение для голоса: устройте соревнование, кто дольше продержит звук «ааа», «ууу» и другие.

·        Игра на внимательность: разложите предметы на столе и дайте малышу запомнить их. Потом попросите его зажмуриться и уберите один предмет. Пусть он догадается, чего не хватает. Начинайте с 2—3 предметов, постепенно увеличивая их число. Можно играть наоборот: добавлять новый предмет и просить малыша выяснить, что появилось на столе.

·        Еще одна игра на внимательность: попросите чадо запомнить, что на вас надето, выйдите из комнаты, добавьте один предмет (шапку, платок, очки) и вернитесь. Малыш должен понять, что изменилось.

Полезные книги для развития речи:

·        Е. Янушко «Развитие речи у детей 1—3 лет».

·        С. Батяева, Е. Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких».

·        Л. Смирнова «Развитие речи у детей 2—3 лет».

·        А. Астахова «Моя первая книга».

·        О. Жукова «Первый учебник малыша».

·        Все книги с народными сказками и картинками, азбука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Речевое развитие ребенка раннего дошкольного возраста».

Статья на тему «Речевое развитие ребенка раннего дошкольного возраста»....

Статья на тему: Речевое развитие детей через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и являетсяя одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проя...

СТАТЬЯ на тему: Речевое развитие детей 4 - 5 лет.

Обобщенная информация на тему речевого развития детей 4 – 5 летнего возраста, будет полезна родителям, воспитателям,...

Статья на тему " Речевое развитие детей раннего возраста"

   Развитие речи детей первых трех лет жизни является одним из существенных разделов педагогики раннего детства.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образо...

Статья на тему "Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС"

Особое внимание хочется уделить речевому развитию, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями стабильно высок. Чаще и чаще приходится сталкиваться с темповыми задержками речевого р...

Статья на тему: "Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС"

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение ро...

Статья на тему:"Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр...