"Лексические и грамматические игры для старших дошкольников".
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

В материале представлены словестные игры на развитие лексического и грамматического строя речи старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st_l_i_gr_igry_1.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Лексические и грамматические игры и упражнения для старших дошкольников.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Лексические и грамматические игры помогут детям сделать связную речь выразительной, содержательной, более точно и ясно излагать мысли.    

«Какой, какая, какое»

Игра помогает  выделять и называть признаки предмета.

Взрослый называет любой предмет: (« Груша»- ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». « Помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». « Огурец». — «Он продолговатый, зеленый, хрустящий» Небо- «  Оно голубое, облачное, яркое») .

«Укрась слово»

Данная игра закрепляет умение  подбирать к существительному как можно больше прилагательных.

Солнце: яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т. д. Платье: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т. д.

 «Кто что умеет делать»

Эта игра помогает  подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, какие звуки издают. Например: кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

-Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

 « Что можно делать и чего делать нельзя… »

Эта игра  активизирует  глаголы, употребляющихся в определенной ситуации.

- Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.)  Что нельзя делать в лесу? ( разводить костры, мусорить…)Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе, ловить рыбу.) Что нельзя делать на реке?( уходить от взрослых, быть одному в воде без присмотра, быть без головного убора…)

«Кто больше слов скажет»

Эта игра помогает называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

«Найди точное слово»

Данная игра помогает детям точно называть предмет, его качества и действия.

- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это? » (Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .

- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный. (еще какой) . Сахар сладкий, а лимон. (кислый) . Весной погода теплая, а зимой. (холодная) .

-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба. (плавает) , кузнечик. (прыгает) , уж. (ползает) . Кто из животных как голос подает? Петух. (кукарекает, тигр. (рычит) , мышь. (пищит) , корова. (мычит) .

Представленные игры не отнимут у взрослых много времени, так как в них можно играть по дороге в детский сад, в машине, на прогулке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексические и грамматические игры и упражнения для дошкольников

Игры учат выделять ,называть признаки предмета, его качаство и дейтвия...

паспорт к дидактической игре "Алаас" формирование лексико-грамматической речи у старших дошкольников

паспорт к дидактической игре "Алаас" формирование лексико-грамматической речи у старших дошкольников...

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКАБольшое значение в развитии грамматического строя речи детей имеют дидактические игры. Они формируют способность правильно логически и г...

Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактической игры и компьютерных технологий.

Обоснована роль коррекционного обучения для развития лексико-грамматических категорий у детей с задержкой психического развития. Даны примерные виды игровых упражнений для развития речи у дошкольника...

Лексические и грамматические игры и упражнения «Скажи какой»

Лексические и грамматические игры и упражнения«Скажи какой»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Основной целью обучения иностранному языку в дошкольном возрасте является формирование элементарных навыков общения на английском языке как средство непосредственного живого контакта, умение слушать с...