самообразование в группе раннего развития по развитии речи
проект по развитию речи (младшая группа)

Шинкевич Ольга Олеговна

План по самообразованию

Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл самобразование96.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – «Детский сад № 239»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 239)

План по самообразованию

Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества»

Воспитатель: Шинкевич О.О.

Барнаул 2021

Актуальность выбранной темы

Возраст от 2 - 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные) .

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель работы:  повышение своего профессионального мастерства и компетентности;  Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста.

Задачи:

Обучающие

познакомить детей с устным народным творчеством;

научить внимательно слушать, и запоминать художественные воспроизведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок;

расширять словарный запас детей.

создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту.

Развивающие

 развить эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества.

развить фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства   выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

 активизировать взаимодействие с родителями по знакомству с детьми с произведениями устного народного творчества.

Воспитывающие

сплотить детский коллектив.

воспитать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций;

воспитывать положительное отношение к режимным моментам;

Изучение литературы

- Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009

- Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

-  Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

-  Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995

- Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

-  Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009    

 Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 160 с.                                        

Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Первая младшая группа (от 2 до 3 года) / авт. Сост. Н. В. Лобозина. Волгоград: Учитель, 2016. – 303 с.

Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. -М.: Мозаика – Синтез, 2016.-80 с.

Интернет-ресурс: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей

Интернет-ресурс: Формирование активной речи детей раннего возраста 2-3 года) посредством использования малых форм устного народного творчества.

Планируемые результаты

- у большинства детей повысится интерес к устному народному творчеству;

-обогатится устная речь;

-разовьется фантазия и воображение;

-у родителей  будут сформированы  представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка;

-у родителей расширятся представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми младшего возраста

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, словесные игры.

Формы образовательной работы с детьми

Организованная образовательная деятельность.

Совместная деятельность.

Театрализованная деятельность.

Наблюдения в быту и природе.

Организация конкурсов рисунков.

Слушание аудиозаписи.

Планируемый результат:

- у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;

-обогатилась устная речь;

-развились фантазия и воображение;

-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка;

-расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.

Этапы:

1 этап -составление плана работы:

- развитие речи детей средствами народного творчества;

-изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2 этап -работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:

- разработать занятия, мероприятия, развлечения, игр-имитации по теме проекта;

-разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).

3 этап - работа с родителями:

- консультации по теме,

- привлечение родителей к изготовлению театра, творческих работ,

- подведение итогов.

Работа с педагогами:

- консультации по теме.

Перспективный план по развитию речи детей раннего возраста                                           посредством устного народного творчества

                                    Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Изучение методической литературы, пополнение РППС

Сентябрь

1.Чтение потешек, песенок. 2.Отгадывание с детьми загадок. 3.Русские народные подвижные игры: «Каравай», «Карусель».

Консультация «Влияние устного народного творчества на развитии речи детей»

 Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009                                     Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.

Октябрь

1.Знакомство с русской народной сказкой «Репка»                                       2. Пальчиковые игры».    3.Рисование: «Разукрасим репку». 4.Инсценирование русской народной сказки «Репка».

.Оформление папки – передвижки  на

тему:  

«С пальчиками

играем, речь

развиваем»

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 160 с.                                        Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Первая младшая группа (от 2 до 3 года) / авт. Сост. Н. В. Лобозина. –Волгоград: Учитель, 2016. – 303 с.

Изготовление театра «Три медведя», «Маша и медведь»

Ноябрь

1.Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Теремок», 2.Русские народные подвижные игры: «Каравай», «У медведя во бору»                     3.Лепка «Теремок»   4.Подвижная игра «Зайка»

Консультация для родителей: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998

Изготовление

 театра из фетра

к сказке «Репка».

Декабрь

1.Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.     2. Чтение пословиц, поговорок, прибауток, заучивание некоторых.              3.Слушание аудиозаписи «Маша и медведь»

Рекомендации для

родителей по

использованию  

театрализованной

деятельности

дома.

Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

. Составление картотеки игр-потешек.

Январь

1.Разучивание потешек, песен  2.Слушание русских народных песен. 3.Русские народные подвижные игры: «Колпачок», «Кошки мышки»                        4. Семейный конкурс «Нарисуй потешку!»

Совместное творчество детей и родителей.

Пополнить уголок ряжения фартуками, шапочками, сарафанами  для игр.

– Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 80 с.

Составление альбома с нарисованными иллюстрациями к песенкам и потешкам.

Февраль

1.Отгадывание детьми загадок. Сказочная викторина.                   2. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»     3.Лепка «Зернышки для петушка»               4. Русские народные подвижные игры: «Колпачок», «У медведя во бору»

Рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр с ребёнком дома.

Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995г.

Изготовление пальчикового театра  к сказке «Теремок».

Март

1.Чтение колыбельных песен с рассматриванием иллюстраций.   2.Игровая деятельность в уголке ряженья.       3.Слушание и исполнение колыбельных песен. 4.Рисование «Мама»

Консультация для родителей: «Баю — баюшки — баю….»

(Как укладывать ребенка спать.)

Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

Создание картотеки загадок.

Апрель

1.Заучивание закличек «Весна красна».   2.Знакомство с народными приметами. 3.Разучивание загадок о весне, пословиц и поговорок. 4.Подвижная игра " Ручей", «Гуси-гуси»

Консультация для родителей                   «С какими книгами можно дружить»

. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

Изготовление пальчикового театра к сказке. «Репка»

Май

1.Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». 2.Проведение русских народных игр: «По ровненькой дорожке», «Солнышко – ведрышко».      3.Итоговое игровое занятие « В гости к бабушке Матрене»     4. Семейный конкурс «Нарисуй сказку».

Совместное творчество детей и родителей.

Презентация для родителей по итогам года.

–Интернет-ресурс: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей

–Интернет-ресурс: Формирование активной речи детей раннего возраста 2-3 года) посредством использования малых форм устного народного творчества. http://diplomba.ru/work/101329

Изготовление альбома из детских  рисунков «Моя любимая сказка»

Приложение

Анкета      «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Уважаемые родители. Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.

 1. Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?

2. Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?

3. Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?

4. Надо ли знать народные сказки и былины?

5.Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?

6. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

7. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?

8. Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?

9. Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?

10. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?

К концу года  дошкольники должны знать:

Песенки, потешки, заклички

1. «Пальчик-мальчик…»

2. «Как у нашего кота…»

3. «Травка-муравка…»

4. «Сидит белка на тележке…»

5.  «Ай, качи-качи-качи!..»

6. «Дождик, дождик, пуще…»

7. «Заинька, попляши…»

8. «Чи-ки-чики-чикалочки…»

9. «Ночь пришла…»

10.  «Сорока, сорока…»

11. «Еду-еду к бабе, к деду…»

12. «Радуга-дуга…»

13. «Божья коровка…»

14. «На улице три курицы…»

15. «Тили-бом! Тили-бом!..»

16.  «Тень, тень, потетень…»

17. «Курочка-рябушечка…»

 18. «Кисонька-мурысенька…»

19. «Жили у бабуси…»

Сказки


1. «Колобок», обр. К. Ушинского;
2. «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;
3. «Теремок», обр. Е. Чарушина;
4. «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;
6. «Гуси-лебеди»                                                                                                                                                7. «Бычок – черный бочок, белые копытца»                                                                                                 8. «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова;
9. «Лиса и Заяц», обр. В. Даля;
10.«У страха глаза велики», обр. М. Серовой.

«Потешки для плачущего ребенка».

Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для Машиной потешки.

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хнычь, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.

  УТЕШАЛКИ-НЕБОЛЕЙКИ

   От моей Оли
Уйдите, боли,
На чистое поле,
На синее море,
На темный лес,
На калину, на малину,
На горькую мать-осину
.                                                                     

Потешки во время еды

Погляди, к твоей тарелке
Из лесов сбежались белки!
Съели булку, съели кашу
И глядят на дочку нашу!
С аппетитом белки ели
И Сашуньке съесть велели.
Доченька послушала
И всю кашку… скушала!

***

Пошел котик во лесок,

Нашел котик поясок.

Нарядился, воротился

Стал он люлечку качать:

Баю-бай, баю-бай,

Ляг, Галинка, скоренько,

Встань, Галинка, с зоренькой.

***

Ночь пришла, темноту привела.

Задремал петушок, запел сверчок.

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю-бай, засыпай.

***

Баю-баю-баиньки,

Прибежали заиньки,

Пошел зайка под липку,

Нашел себе, скрипку.

Надо зайку поймать,

Скрипочку отобрать!

Скрипочку отобрать-

Станет Таня засыпать.

***

Ой, люли-люли-люли!

Прилетели журавли,

Журавли-то мохноноги

Не нашли пути-дороги.

Они сели на ворота,

А ворота скрип, скрип.

Не будите у нас Ваня,

У нас Ваня спит, спит.

***

Ай, бай, бай, бай,

Ты собачка, не лай!

Ты, корова, не мычи!

Ты, петух, не кричи!

Наш мальчик будет спать,

Станет глазки закрывать.

***

Баю-бай, усни, Катюшка,

Моя зайка-веселушка,

Глазки зайка закрывай,

Баю-баю-баю-бай.

***

Баю-баю-баю-баю,

Ты уже напился чаю,

Кашку съел и наигрался,

Нашалился, наболтался,

Так теперь уж засыпай,

Баю-баю-баю-бай.

Вот присела на ворота

Говорливая сорока:

"Кра-кра-кра-кра!

Маленькому спать пора!"

В окна голуби взглянули:

"Гули-гули - гули-гули,

Надо маленькому спать,

Чтобы утро не проспать"

Баю-баюшки-баю,

Как я дитятку люблю!

***

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

***

Мы гуляли, мы играли,

И немножечко устали.

Чтобы сил еще набрать,

Надо нам чуть-чуть поспать.

Уберем игрушки,

Приляжем на подушку.

Ты закроешь глазки,

И приснится сказка:

Про кота мурлыку,

Журавля-курлыку,

Курочку-квохтушку,

Лягушку-попрыгушку.

Лисоньку-хитрулю,

Мышку-крохотулю,

Зайчика-хвастушку,

И жужжалку-мушку,

Про шмеля-гуделку,

Хлопотушку-белку,

Про сластену-мишку,

Спи, моя малышка!

***

Ходит сон у колыбели - баю, баю.

Чьи тут глазки спать хотели - знаю, знаю.

Ты не три их кулачками, закрывай,

Сон качает колыбельку, засыпай.

***

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик уж вздремнул,

Этот пальчик уж уснул.

Этот крепко, крепко спит,

И тебе он спать велит.

Потешки при одевании и раздевании».

Мы на пухлые ручонки

Надеваем рубашонку

Повторяй за мной слова:

Ручка – раз, и ручка – два!

Застегнем застёжки

На твоей одёжке:

Пуговки и кнопочки>

Разные заклёпочки.

***

На мою малышку

Наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова:

ножка – раз, и ножка – два!

А сейчас пойдем гулять.

Будем с детками играть.

***

Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай, по порядку надевай.

Первыми – трусики, а за ними маечку:

Девочке – с бусинкой, мальчику – с зайчиком.

А потом колготки мы с тобой наденем,

Каждую ножку в домик свой поселим.

Вот и до рубашечки добрались с тобой.

Здесь у каждой ручки домик тоже свой.

А теперь штанишки смело одевай.

В них свою рубашечку умело заправляй.

Посмотри, на улице стало холодать.

Пришло время кофточку деткам одевать.

А теперь давай в сапожки мы обуем наши ножки.

Чтобы ушки не болели быстро шапочку надели.

А потом и куртку для длительной прогулки.

Потешки при умывании

Утром мы водичкой моем руки, личико

Плих и плюх, плих и плюх

Убегай грязь от чистюх.

***

Водичка водичка умой мое личико

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдём,

Где водичка найдём!

***

Щечки? Мыли.

Носик? Мыли?

А глазки? Забыли.

***

Знаем, знаем – да-да-да!

В кране прячется вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

***

Никто, никто, тирлим – бом – бом

Не может догадаться

Куда идёт весёлый гном

А гном идёт купаться!

***

Кто тут будет куп-куп,

По водичке – хлюп-хлюп?

В ванну быстро – прыг, прыг,

В ванне ножкой – дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

***

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

***

Мы пойдем купаться и в воде плескаться,

Брызгаться, резвиться, будет Настя мыться.

Мы помоем ножки нашей милой крошке,

Вымоем ручонки маленькой Настёнке,

Спинку и животик, личико и ротик -

Чистая какая доченька родная!

***

Кто тут будет куп-куп,

По водичке – хлюп-хлюп?

В ванну быстро – прыг, прыг,

В ванне ножкой – дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

***

Кран, откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу, оба глаза!

Мойтесь, уши, мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

Консультация для родителей: «Баю — баюшки — баю….»

(Как укладывать ребенка спать.)

Пробуждение и засыпание – очень важные моменты в жизни детей. Проснуться – это всегда как бы немножко родиться заново.

С чего начинается наше утро? С улыбки, поцелуя, прикосновения. Вы спокойны, ваши глаза говорят друг другу: мы оба рады новому дню, что мы есть в этом мире!

Теперь можно встать, умыться, обтереться влажным полотенцем, сделать вместе зарядку. Обязательно надо перекусить, что-нибудь с горячим чаем, даже если ребенок идет в детский сад. И – день начался……………

Укладывание ребенка спать вечером тоже не терпит суеты и спешки. Хорошо, если вся процедура будет иметь какой-то постоянный порядок, четкую последовательность, станет своего рода церемонией.

Прежде всего, дайте ребенку возможность спокойно закончить игру: «Уже поздно, пора спать, поиграй еще пять минут – будем укладываться спать». Упрощает жизнь введение четкого правила: после передачи «Спокойной ночи, малыши!» сразу умываться – и в постель.

Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо прошептать, в роде «ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает». Чтобы ребенок успокоился, лучше гладить его в направлении сверху вниз по ручкам (от плеча к кисти), ножкам (от бедра к стопе), животику, спинке, лобику. Если выполнять это в течении хотя бы месяца и каждый день сидеть с ребенком столько, сколько он требует. Он начинает засыпать быстрее и спокойнее. В какой-то момент даже может сам предложить оставить его одного.

Очень важно, в каком состоянии, взрослый сидит рядом с малышом. Если вы торопитесь и хотите поскорее покончить со всей процедурой укладывания – ничего не выйдет. Как нарочно, ребенок будет засыпать очень долго, капризничать и просить то пить, то есть, то в туалет, то почитать. Вы нервничаете, и он видит это, понимает, что от него хотят поскорее отделаться.

Он чувствует, что, хотя вы физически рядом, ваши мысли далеко, и пытается своими капризами вернуть вас к себе. Если вы хотите, чтобы ребенок успокоился и быстрее заснул, успокойтесь сами.

НОЧНОЙ СОН 

Перед отходом малыша ко сну психологи советуют избегать сильных эмоций и активных игр. Лучше всего успокоит малыша любимая сказка или тихая колыбельная.Но что делать, если Ваш малыш боится засыпать? Можно бороться с ночными страхами обычным способом, доступно объяснив их беспочвенность на примере стихотворения или сказки. Только ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка, убедитесь, что Ваши доводы поняты и приняты.

Если вы видите, что несмотря ни на что ваш ребенок плохо спит, жалуется на ночные страхи, не может долго заснуть или просыпается ночью, постарайтесь обследовать его у невропатолога. Помните, что значение сна для малыша огромно. Без сна человек способен прожить всего 7 — 10 суток, после чего начинаются необратимые изменения нервной системы. Кроме того, во время сна головной мозг вырабатывает гормон роста.

Постарайтесь наладить правильный режим дня, объясните крохе необходимость и важность ночного сна. 

На многих детей хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием доставляют большое удовольствие ребенку. Часто в колыбельных используются слова “лю-ли”, “люшеньки-люли”, колыбельку до сих пор называют “люлькой”, ребенка — “лялей”, “лялечкой”, детей “лелеют”. Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов, юной женственности. Древние славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах – будущем урожае. Леля, как и Рожаница–Мать Лада, заботится о домашнем уюте, о материнстве, о малышах. Заметим, что во всех народных колыбельных песнях ребенка называют по имени. Поэтому любая народная колыбельная песня – это обращение мамы, бабушки к заботливой, оберегающей ребеночка богини Лели.

Люшеньки-люли,

Спи, дитя, усни,

До утреннней зари,

До свежей росы.

Ай, люли-люленьки.

Прилетели гуленьки.

 Сели гули на кровать

Стали гули ворковать

Стали гули ворковать,

 Стал наш Юра засыпать.

Птицы в древнеславянском мировозрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.

Баю-баюшки-баю,

 Баю, Сашеньку, баю!

Приди котик ночевать,

Мою детоньку качать,

Качать, прибаюкивать

Уж как я тебе, коту.

За работу заплачу:

Дам кусок пирога.

 И кувшин молока.

 Кот у славян – олицетворение вредоносной силы, относится к нижнему миру славянского мироздания, берет на себя вред, направленный на дом и его жильцов, теперь понятно, почему коту доверяют баюкать ребеночка.

Конспект развлечения с детьми дошкольного возраста

"В гостях у хозяюшки"

Программные задачи:

  • Продолжать формировать представления детей об обычаях и традициях русского народа.
  • Знакомить детей  с различными формами устного народного творчества.
  • Воспитывать чувство гордости за богатое наследие наших предков.
  • Обогащать словарный запас воспитанников.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Мать хлопочет у печки, дочь прихорашивается у зеркала. Стук в дверь.

Дочь. Ой, мама, да ведь к нам гости пожаловали!

(Заходят гости).

Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, проходите, будьте, как дома.
1 гость. Не беспокойся, Хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
Хозяйка. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
2 гость. Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка. Редкий гость никогда не в тягость.
3 гость. Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть и себя показать.
Хозяйка. Проходите, гостюшки! Гостю почет, а хозяину честь.
4 гость. Туда голуби летают, где их привечают.
Хозяйка. Доброе начало – половина дела. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому – загадку.
Хозяйка. Для начала, что бы потешить друг друга, устроим-ка  мы бой скороговорок. Скороговорку нужно произносить быстро и четко.  Кто–то пусть скороговорит, а остальных прощу молчать.

  • Расскажите про покупку, про какую, про покупку? Про покупку, про покупку, про покупочку мою.
  • Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Во дворе трава, на траве дрова.
  • У Вовика дудка, у Бобика будка.
  • Три сороки тараторки, тараторили на горке.

Хозяйка. Молодцы, хорошо же мы размялись. У нас в избе много старинных предметов. Угадайте, ребятки, о каких предметах мы вам загадку загадаем.

Мать толста,
Дочь красна,
Сын – сокол
В небеса ушел.
(Печь) 

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет.
(Ухват)

Маленький, пузатенький,
В печке сидит,
Все время ворчит,
Щи да кашу варит.
(Чугунок)

Сверху дыра, снизу дыра
А посередине – огонь да вода.
(Самовар)

Воспитатель. Хозяюшка, а не хочешь ли ты послушать загадки о своей избе? Наши дети много таких загадок знают.
Дети. Дарья да Марья друг на друга глядят! (Пол и потолок)
Хозяйка. Это два братца, которые друг на друга глядят, а вместе не сойдутся.
Дети. Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)
Хозяйка. Да, вот же она: два брюшка, четыре ушка.
Дети. У нее есть рот и нога, она совсем слепая, во рту всегда суп. (Ложка)
Хозяйка. Что за урод, нога и рот? Ничего не вижу,
Ртом таскаю жижу, сама не глотаю, а все выливаю.
Дети. Четыре брата под одной крышей стоят. (Стол)
Хозяйка.Знаю, знаю. Это четыре братца одним кушаком подпоясаны.
Дети. Стоит копна вся в дырках. На копне гора, из горы дым идет. (Изба)
Хозяйка. Вот вам моя отгадка: Стоит бычище, прорваны бочища.
Хозяйка. Спасибо вам, гости дорогие, позабавили меня. У русского народа много пословиц, поговорок, примет, которые затрагивают все случаи жизни. Я знаю, что и мои гости знают пословицы и поговорки. Давайте с вами поиграем в игру «Твой черед» – у кого бубен, тот  говорит пословицу или поговорку.

Ты катись, веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам,
У кого веселый бубен,
Тот пословицу скажет нам.

  • Долог день до вечера, коли делать нечего.
  • Терпение и труд все перетрут.
  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Семеро одного не ждут.
  • Кончил дело – гуляй смело.

Хозяйка. Чтобы нам с вами потешить друг друга, послушайте короткие шуточки.

Взрослые.

– Что ваши девчата делают?
– Шьют да поют! Шьют да поют!
– А матушки?
– Порют да плачут. Порют да плачут.

Дети.

– Федул, что ты губы надул?
– Кафтан прожег!
– А велика ли дыра?
– Один воротник остался.
– Сынок, сходи за водицей!
– Живот болит!
– Сынок, иди кашу есть!
– Что же, раз мать велит, надо идти!
– Я медведя поймал!
– Так веди сюда!
– Не идет.
– Так сам иди!
– Да он меня не пускает!
– Что весел?
– Женюсь!
– А что головушку повесил?
– Да женился!..

Хозяйка. Что-то мы с вами на месте засиделись. Давайте поиграем.

Игра «Бабка Ежка»

Дочка. Ребята, я вам тоже загадки припасла.

Без рук, без ног,
Во все стороны кланяется.
Маленькая кроватка на крючке висит.
( Люлька)

Верно! Матушка, ты много разных  историй знаешь, расскажи нам с ребятами хоть одну.

Хозяйка. Колыбелька, люлька, зыбка… Вот сколько названий для маленькой кроватки, где спят грудные дети. Люльки делали из досок, или из ивовых прутьев плели. Обычно люльки из ивовых прутьев были в тех домах, где жил мастер этого дела. Люльки получались красивые, с узором. Люльку подвешивали на ремнях, веревках прямо к потолку на прочный крюк. Зачем это делали? Да чтобы хозяйке удобнее было подойти к люльке с любой стороны, ведь у нее столько дел. Чуть заплакал маленький ребенок, а хозяйка – вот она, говорит ласковым голосом: «Я здесь, моя радость!» – и качает люльку доброй рукой. У русского народа много примет, поговорок. Дочка, какие приметы да поговорки ты знаешь о люльке и маленьких детях?

Дочка. На колыбельный крюк ничего вешать нельзя – ребенок спать  не будет. Люльку пустую качать нельзя – у ребенка сна не будет. Детей много бывает, а лишних не бывает. Маленькие детки – маленькие бедки. Матушка, а когда дети вырастали, куда же люльку девали?

Хозяйка. Когда ребенок вырастал, люльку передавали по наследству другому ребенку. В старые времена детей в семье было много, поэтому люльке скучать не приходилось. Но иногда наступал такой момент, что люлька была не нужна, и тогда ее отправляли на чердак.
Ой, ребенок проснулся, сейчас мы его покачаем.

Игра « Спой колыбельную»

Дочка. Послушайте, ребята, еще одну мою загадку.

Маленькая, горбатенькая пряжу прядет. (Прялка)

Матушка, а что ты нам о прялке расскажешь?

Хозяйка. Что же вам о прялке рассказать? Она маленькая, горбатенькая, ну просто Конек – Горбунок! В старину в каждой избе находился этот очень нужный предмет. Ведь тогда хозяйки почти все необходимое для дома делали своими руками. А прялка была первой помощницей. Послушайте, как это происходило. У овец состригали шерсть, хозяйки с помощью прялки скручивали шерсть в тонкую нить, затем сматывали в клубок, а уже из него вязали варежки, носки. Или было вот так: выращивали лен, собирали, подвергали обработке, пряли нить. Из нитей на ткацком станке ткали полотно, а уж из полотна шили разные вещи. В общем, вы не смотрите, что прялка на вид неказиста, в доме она первая помощница. Маленьким девочкам отцы дарили маленькую прялочку, а уже в 10 лет они получали в подарок большую прялку, которая потом всю жизнь была их помощницей в хозяйстве.

Хоровод «Роза бело-розовая».

Хозяйка. Прялка хоть и незаменимая помощница, но иногда случалось, что ее отправляли на чердак. И вот однажды встретились на чердаке прялка и люлька.  Ну-ка, дочка, зажги свечку.

Дочка зажигает свечку, а хозяйка рассказывает детям сказочную историю, о том, как однажды на чердаке оказались вместе люлька и прялка.

Сказка

На чердаке в светлом, пыльном углу лежала люлька. Она была старая. Дерево, из которого она была сделана, давно потемнело и отполировалось. Люлька вздыхала, вспоминая былые дни, и даже немного беспокоилась, потому что на чердаке завелась мышь. И эта хвостатая бестия уже давно и не один раз надолго останавливала свой глаз – бусинку, как бы примериваясь, с какого бока удобнее вцепиться зубами в старое дерево. Люлька вздыхала о тех временах, когда она была так нужна в доме! Вдруг хлопнула крышка чердака и хозяйка поставила недалеко от люльки прялку. Люлька даже вздрогнула, такой неприглядной ей показалась прялка. Она была горбатая, закопченная, колесо у нее треснуло. «Что скучаешь?» – промолвила прялка. «Здравствуй, здравствуй», – грустно ответила люлька, – «Скучаю, как там внизу? Что нового?»
«Что нового, что нового» – прокряхтела прялка, – «То и новое, что о тебе, видать, совсем забыли. Я – то нужна, все пряжу пряду, помогаю, а ты – нет, даже запылилась вся. На что ты годишься?» «Не скажи»  – ответила люлька, – «Я только с виду такая, а вообще-то я очень нужна хозяйке. Что она будет делать без меня, если родится ребенок? Просто мне сейчас дали отдохнуть». «Хм… отдохнуть, да они просто выкинули тебя!»  – злорадствовала прялка.
«Нет», – обиделась люлька, – «Я еще очень пригожусь. Кто же укачает младенца лучше, чем я? Ты что ли, своим скрипучим голосом?»
Долго еще спорили прялка с люлькой, упрекая друг друга, пока не заснули. Так прошло еще много времени. И вот однажды ночью раздался детский крик. Люлька вздрогнула и задрожала от радости. «Наконец-то – родился ребенок!» утром за ней пришел хозяин. Люльку вымыли, повесили на крюк посреди избы и положили младенца.

– Как вы думаете, чему учит нас эта история.

Хозяюшка обобщает ответы детей: жить надо дружно, поддерживать друг друга в трудную минуту.

Анкета для родителей.

1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?

2. Какие используете с детьми? С какой целью?

3. Загадываете ли детям загадки? Как часто?

4. Какие потешки Вы знаете?

5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни?

Какие?

6. Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в

жизни ребенка?

Викторина для детей 4-7 лет «В гостях у сказки»

 

Цель: обобщить знания воспитанников по теме «Сказки» с использованием произведений русских, советских и зарубежных писателей, а также русского народного фольклора.

Задачи: развитие связной речи, словотворчества, слухового и зрительного внимания; закрепить знания одно- и двузначных чисел; вызвать интерес к конкурсным играм; развитие навыков коллективной работы; снятие эмоционального напряжения; корректирование страхов.

Материалы: магнитная доска, иллюстрации к сказкам, 4 корзинки, кубики, игрушка лиса, деревянные грибочки, листы с контурами ягод малины (раскраски), разрезанные цветные картинки к сказкам или крупные пазлы, конфеты для угощения детей.

Предварительная работа: чтение сказок в группах, театрализованная деятельность по сказкам.

 

Сценарий:

Дети входят в зал под песню «В гостях у сказки». Рассаживаются на стульчики.

Входит воспитатель с мальчиком Иванушкой.

  • Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришел братец Иванушка и ему нужна наша помощь. Расскажи Иванушка, что случилось?
  • Баба-Яга заколдовала мою сестрицу Аленушку и она не может найти дорогу в свою сказку. А вы знаете, из какой я сказки? А какие сказки ваши любимые? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Сказка может многому научить, может заставить, может нас просто развеселить, создать хорошее настроение, ведь в сказках добро всегда побеждает зло. Ну что, ребята, поможем Иванушке?

Дети: – Да! Да!

– Для этого вам нужно отправиться в путешествие по сказкам и справиться со всеми испытаниями, которые вам встретятся на пути! А ещё вас ждут коварные вопросы, подготовленные Бабой-Ягой. Если вы найдёте на них ответы, то колдовство исчезнет, и Аленушка вернется к Иванушке! Вы готовы? Давайте разделимся на 2 команды и проведем соревнование: первая команда « Молодцы», а вторая « Удальцы». Первый конкурс- разминка. Только давайте договоримся, что отвечать будет та команда, которой я задаю вопрос и не выкрикивать!!! Итак, разминка.....

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился ... (Колобок.)

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?.. (Буратино.)

У Золушки с ножки

свалилась случайно.

Была не простою она,

а хрустальной … (Туфелька.)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ... (Айболит.)

  • А дорога далека

А корзина нелегка

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.

(Маша и медведь)

  • Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться?

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца!

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)

Команда, которая побеждает в конкурсе получает кубик, который складываем в корзинку. У кого больше кубиков- тот и победил.

1 конкурс. «Сказочный»

Воспитатель: А теперь я из каждой команды приглашаю по одному человеку.

Дети встают по обе стороны к ведущему, у ведущего вытянута ладонь, а на ней кубик. Объяснение задания. Ведущий читает маленький отрывок из сказки, дети быстро вспоминают, что это за сказка и кто первый вспомнит, тот быстро берет кубик с ладони ведущего. Соревнование продолжается два-три раза. Воспитатель читает несколько отрывков из сказок.

«Принесли молока, яиц, творогу и стали лисицу потчевать. А лисица просит, чтоб ей в награду дали курицу». («Снегурушка и лиса».)

«… Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила». («Кот и петух».)

. … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…

(«Лиса и волк».)

Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран — делать нечего — приходит к быку: «Пусти, брат, погреться». — «Нет, баран, у тебя шуба тепла; ты и так перезимуешь. Не пущу!». («Зимовье зверей».)

2 конкурс. «Грибочки для лисички»

Раздается стук за дверью (кто-то из взрослых помогает это сделать).

Воспитатель: Кто-то идет к нам в гости. Открывает дверь, входит ряженая лиса или выносим игрушку лисы, её спрашивают: - Лиса ты зачем к нам прибежала?

«Да вот бежала лесочком, со своим кузовочком,

а в кузовочке лесные грибочки, споткнулась, упала, рассыпала грибы».

  Ведущий дает корзинки по-одному из команд участниц и рассыпает грибы (можно вырезать из бумаги цветные грибы и разбросать на полу, кто быстрее соберет и больше в свою корзинку) считают, дают кубик, а лису с грибами провожают за дверь.

3 конкурс. «Ягодки для мишки»

Воспитатель: Ребята, вы все когда-нибудь ходили со взрослыми в лес (подчеркивае, что одним, конечно, в лес ходить нельзя), но вот одна девочка пошла по ягоды и заблудилась, набрела в лесу на избушку. (Вспомнить что за сказка, как зовут девочку, кто жил в избушке - сказка "Маша и медведь").

Воспитатель: А вы знаете что медведь рассердился на Машу, ведь она его смогла обмануть? Давайте задобрим медведя, чтобы он не сердился и не обижался, мишу угостим.

Опять выходят по одному из команд, ведущий предлагает расскрасить ягодки, которые так любит миша, кто скорее раскрасит (использовать контуры ягод на листах бумаги, прикрепленные к магнитной доске). Победителю — кубик.

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

– Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

– Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

(Дети повторяют описываемые движения.)

4 конкурс. «Исправь ошибки»

Воспитатель: В названиях следующих сказок есть ошибки. Найдите их. Каждой команде по очереди буду называть перевертыш. Будьте внимательны.

* «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

* «Даша и медведь» – «Маша и медведь».

* «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».

* «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».

* «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

* «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.

* «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

* «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».

5 конкурс. «Собери картинку»

На подносах лежат разрезанные картинки к сказкам. Вызываю по одному ребенку из команды, дети должны сложить пазл и назвать сказку, зашифрованную на картинке.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки и помогли сестрице Аленушке найти дорогу в свою сказку и встретится со своим братцем. Спасибо вам.

Иванушка благодарит детей и уходит встречать сестру.

А теперь давайте подведем итоги.

Подсчитываем кубики, называем победителя, угощаем детей конфетами.

 Инсценировка сказки «Теремок»

Программное содержание:

Образовательные задачи

1. Вызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей знакомых персонажей.

2. Продолжать знакомство с окружающим миром (лесные звери).

3. Продолжать учить внимательно слушать знакомую сказку, принимать посильное участие в инсценировки персонажей.

4. Узнавать и называть животных по голосу, упражнять в звукоподражании.

Развивающие задачи

Продолжать развивать память, мышление, воображение, артистические способности.

Воспитательные задачи

Продолжать воспитывать любовь к русским народным сказкам, дружеские отношения.

Методический приём: Рассматривание иллюстраций, беседа, инсценировка сказки, муз. сопровождение, п/и «Догонялки с Мишкой»

Анализ занятия.

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций, п/и «Догонялки с Мишкой», игры на звукоподражания.

Индивидуально-дифференцированный подход:

Побуждать детей с более высоким уровнем развития участвовать в инсценировании сказки.

Детей с более низким уровнем развития вовлекать в рассматривание иллюстраций.

 

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня, ребятки, мы вместе с вами будем рассказывать и показывать знакомую сказку. Сейчас я покажу вам книгу с яркими иллюстрациями знакомых персонажей, а вы мне подскажите, как называется эта сказка? – показ.

На страничках этой книжки

Спрятались лягушка, зайка, мышка.

В теремке они живут,

Вас ребята в гости ждут.

Дети узнают и называют «Теремок». Молодцы, ребята, правильно. И Вася догадался, и Христина узнала мышку и лягушку. А Алиночка лисичку увидела и зайчика. А вот, посмотрите, кто это такой неуклюжий, косолапый, любит мёд и сосёт лапу (Мишка) – правильно, Егорка. Хорошо, молодцы.

А теперь сели все удобно, будем слушать и смотреть сказку (предварительно надев на головки детей шапочки персонажей).

Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Вот по полю, полю мышка бежит (направляет ребёнка к теремку). У двери остановилась и стучит.

Ребёнок стучит, приговаривая: пик-пик-пик, кто в тереме жив  ёт?

Воспитатель: Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок, стала там жить поживать, песни распевать:

Уж как по полю, полю лягушка скачет (направляет ребёнка к теремку), у двери остановилась и кричит.

Ребёнок: Ква-ква-ква. Кто в теремочке живёт?

Ребёнок: Я мышка-норушка, а ты кто?

Ребёнок: А я лягушка-квакушка.

Воспитатель: Прыгнула лягушка в теремок. Стали они жить- поживать, песни распевать.

Вот по полю, полю заинька бежит, у двери остановился и стучит (направляет ребёнка к теремку).

Ребёнок: Чук-чук-чук, кто в теремочке живёт?

Воспитатель помогает детям:

Я мышка-норушка

Я лягушка-квакушка

А ты кто?

А я зайчик-побегайчик!

Воспитатель и дети: Иди к нам жить!

И зайчик прыгнул в теремок.

Вот по полю, полю лисичка бежит, у двери остановилась и стучит: - Кто в теремочке живёт?

Воспитатель повторяет слова за детей:

А ты кто?

Ребёнок: «Я лисичка-сестричка»

Воспитатель: Иди к нам жить. Стали они жить вчетвером. Вот живут уж вчетвером. Братец волк стучится в дом.

Ребёнок: Кто в теремочке живёт?

Воспитатель обращается к детям:

Скажи Женя и т.д.

А ты кто?

Ребёнок: Я волчок-серый бочок – пустите меня в теремок.

Воспитатель: Просит вежливо впустить, негде бедному пожить. Пустили и волка.

А потом забрёл медведь и как начал реветь.

Ребёнок: Кто в теремочке живёт?

Дети с помощью воспитателя отвечают: заходи медведь, теремок у нас большой, места всем зверятам хватит.

Звери выходят из теремка играть с медведем в догонялки и приглашают ребят.

Молодцы у нас детишки,

Ловко бегали от мышки.

Рассказали сказку нам,

Всё расставив по местам.

Встали вместе в хоровод,

Вот так дружный здесь народ!

Пальчиковые игры с потешками

Поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

***

(зажимаем пальчики)

Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик – слабенький,
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – толстячок,
Ну а вместе кулачок!

***

(кисти рук прясем перед собой)

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем,
Рисовать опять начнем.

***

(зажимаем пальчики, крепко сжимаем кулак)

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.

***

(зажимаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
– Тс-с-с...

***

(зажимаем пальчики перед сном)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

***

(зажимаем пальчики)

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

***

(большим и указательным пальцами изобразить очки)

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

***

(все пальцы прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком»)

Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.

***

(делаем легкий массаж)

Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.

***

Четыре братца высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.

***

(Ладошки соприкасаются, при слове «открыл» раскрываются как книга)

Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.

***

(изобразить ёлку как сказано в потешки)

Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

***

(зажимаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!

(пальчики разгибаем)

Рекомендации для родителей по проведению

пальчиковых игр с ребёнком дома.

Пальчиковые игры для малышей от 1 до 7 лет

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения

занятий:

Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при

этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению

упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя

собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить

текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст

разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с

движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и

возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру,

показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей

ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или

поменяйте игру.

Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают

что - то неправильно, поощряйте успехи.

Подготовка к школе включает в себя помимо обучения письму и счету,

также развитие полезных для обучения письму навыков, а

именно – мелкой моторики пальцев. Этому поможет рисование, занятия лепкой из пластилина, глины, теста, массаж кончиков пальцев. Полезны будут также пальчиковая гимнастика, нанизывание бусин, застегивание пуговиц, конструирование из бумаги, катание мелких камешков или шариков пальцами, раскрашивание, завязывание узелков на веревках и

т.д. Мы редко задумываемся, выбирая на полках магазинов мелкие игрушки для наших детей. Мы руководствуемся принципами внешней привлекательности игрушек. А между тем множество педагогов и методистов придумывает их, стараясь сделать максимально интересными и полезными для развития мелкой моторики - основы хорошей речи в будущем. Важно развивать мелкую моторику рук с самого раннего возраста – ведь центры, отвечающие за речь и движение пальцев в головном мозге, расположены рядом. Стимулируя мелкую моторику рук,

 мы активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь. Многое сделала

для развития этого направления в педагогике итальянская женщина, врач - педиатр Мария Монтессори. В своей работе с детьми она опиралась на три принципа: формирование интереса у детей к игровой деятельности,

индивидуальный подход, упор на сенсорное развитие. Чтобы заинтересовать ребенка на этом этапе обучения, важно превратить

занятия в увлекательную игру – тогда ребенок будет с радостью выполнять

полезные упражнения на развитие моторики.

10 ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ИГРА 1.

Открытки.

Плотные и яркие открытки — прекрасный материал для создания пазла.

Сначала разрезайте картинку на два кусочка, потом на три и так далее. Со

временем отдайте ножницы ребенку, и пусть сам делит картинку и сам же

потом ее складывает

Игра 2.

Резиночка.

Обычную резинку для волос диаметром 4 - 5 сантиметров наденьте на все

пальцы детской ладошки. Задача ребенка — провернуть резинку вокруг руки на 360 градусов, сначала в одну, а потом в другую сторону.

ИГРА 3.

Пуговицы.

Из этих маленьких пластмассовых кружочков легко сделать отличную

мозаику: размажьте по листу картона тонкий слой пластилина и вместе с

ребенком начинайте выкладывать на нем пуговичную картину. Дом, собака, лес — полет фантазии неограничен.

ИГРА 4.

Спички.

Из спичек можно выкладывать картинки, строить срубы и даже возводить

домашние колизеи на зависть потомкам (в том случае, если удастся

подключить к делу клей и папу).

ИГРА 5.

Вода.

Для начала просто дайте малышу тазик с водой и пару стаканчиков, чтобы он мог переливать воду из одного в другой. Постепенно задачу можно усложнять, выдавая ребенку емкости с более узкими горлышками.

ИГРА 6.

Макароны.

Из нанизанных на ниточку макаронных изделий получаются роскошные

бусы для мамы или бабушки (если воспользоваться фломастером, то

«бусины» могут стать цветными).

ИГРА 7

Фольга.

Обычная кулинарная фольга отлично заменяет пластилин. Пусть ребенок

сначала скатывает ее в полоски или делает из нее колечки. Когда материал будет освоен, можно заворачивать в него разные мелкие игрушки или лепить фигурки.

ИГРА 8.

Крупа.

С мешайте манку с фасолью и предложите ребенку выбрать из большой

белой кучи все фасолины. Малыш с удовольствием откликнется на вашу

просьбу помочь и проделать «золушкину» работу.

Другой вариант: на глазах у чада высыпать такую же смесь в мешочек —

тогда искать фасоль придется на ощупь. Детям постарше можно поручить

более интеллектуальный труд — например, рассортировать рис и гречку.

ИГРА 9.

Мука.

В наш компьютерный век указательный палец—прямой путь к успеху.

Натренировать его совсем не сложно: возьмите немного муки, тонким слоем рассыпьте ее по подносу и предложите малышу нарисовать что-

нибудь миленькое. Например, экономическую карту Сомали.

10.Шнуровки–они развивают творческие способности, воображение,

логическое мышление, совершенствует художественный вкус

ребенка.

В комплект входит инструкция и шаблон для шнуровки. Дощечка шнуровки обычно хорошо моется, а шнурки можно просто постирать.

ИГРАЙТЕ С МУКОЙ, СКЛАДЫВАЙТЕ КОЛОДЦЫ ИЗ СПИЧЕК,

СОРТИРУЙТЕ ПУГОВИЦЫ—ВСЕ ЭТО РАЗВИВАЕТ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК РЕБЕНКА.

Консультация для воспитателей

«Использование элементов устного народного

творчества как средство развития речи

детей дошкольного возраста».


Описание материала: Использование элементов устного народного творчества

 как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Анонс статьи: данный материал будет полезен старшим воспитателям, воспитателям, родителям.

К. Д. Ушинский писал «Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов»
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пословицы, поговорки).
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Замечательно если мама с детства ребенку напевает колыбельные, проговаривает потешки, прибаутки все это легко и просто вплетается в общение и незаметно учит малыша родному языку.
Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи.
Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную, без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности, черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития.
Потешки очень помогают мне наладить эмоциональный контакт с детьми при приеме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности:
Одевание на прогулку
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Обед
На того кто ест опрятно,
И смотреть всегда приятно,
Мы едим всегда красиво,
После скажем всем "спасибо".
Вот и полдник подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат,
За обедом не сори,
Насорил - так убери.
Умывание
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
Щечки мыли?
Глазки мыли?
Ручки мыли?
ДА!!!
И теперь мы чистые-
Зайчики пушистые!
Расчёсывание
Дружат волосы с расческой,
Хороша моя прическа.
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Перед сном
Баю-баю, баиньки
В огороде заиньки,
Зайки травушку едят
Детке спать велят
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик.
Все давно уж спать должны,
Наши дети тоже
За многовековую историю России создано огромное количество пословиц и поговорок. Язык пословиц прост и доступен даже детям, излучает остроту и юмор. С незапаметных времен эти маленькие жемчужины народной мудрости живут в разговорной речи, выражая все оттенки отношения людей в обществе, друг к другу.
Пословицы и поговорки украшают речь ребенка, делая ее более образной и живой, расширяется словарный запас, развивается воображение.
Пословицы и поговорки использую в процессе повседневного общения с детьми.
- подбадриваю робкого: «Смелость города берет»;
- если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»;
- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»;
- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»;
- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»;
- кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, говорю: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун»;
- во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»;
- пословицы о труде: «Сделал дело - гуляй смело», «Любишь кататься, люби и саночки возить» .
Широко использую в своей деятельности загадки, как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Средствами загадки формируется любовь к родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии. Они обогащают слух ребенка разнообразными рифмами и мелодиями. Ритмико-мелодическая основа жанра загадки тесно связана с другими жанрами народного творчества-сказками , песнями, пословицами. Иногда четкий ритм загадки совпадает с ритмом считалочки:
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб
Поломала зуб, зуб (пила)
В других случаях плавная мелодия загадки напоминает напевный речетатив народной сказки. В темной темнице
Красны девицы
Без нитки, без спицы
Вяжут вязеницы (пчелы в улье)
Или присказки:
Летит птица,
Ни перната,
Ни крылата,
Носик долог,
Голос тонок,
Кто ее убьет,
Человечью кровь прольет (комар)
Напевность народных загадок, их эпическое спокойствие, лирическую задумчивость учитывают и современные авторы
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала – сыпала
На поля - озерушки
Белый пух да перышки (туча) А.Рождественская
Эта загадка по ритму и мелодии напоминает плавную народную песню или былину.
Былинный ритм создается повторением, одного и того же слова плыла, характерной для народной речи тавталогией кидала-сыпала и объединением предметов по смежности-на поля - озерушки.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Сама природа загадки, ее назначение требуют от разгадывающего вдумчивого отношения к ее языковой форме: словарю, морфологии, синтаксису. Загадки дают ребенку большое число новых или малознакомых для него слов: кушак, кафтан, хоромы, сито, лыко, хлев и др .Они помогают увидеть вторичные значения слов. «Идут часы», льет дождь «идет дождь» В загадке дети воспринимают слова сопоставлено, объединено: Стучат, стучат, не велят скучать, идут, идут, а все тут да тут (часы) Загадки развивают детские языковые представления о возможностях переносного употребления слова: Без ног бегут , без крыльев летят, без паруса плывут (облака)
Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но успешно развивает мыслительные способности.
Таким образом, через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней, устанавливает преемственность между прошлым и будущим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети

Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...

Отчёт по самообразованию в группе раннего возраста «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет»

Цель работы:1) повышение своего профессионального мастерства и компетентности;2) способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора.Задачи:1) приобщ...

План по самообразованию воспитателя группы раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражает...