Конспект образовательной области «Развитие речи» по теме «Насекомые вокруг нас»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Коханская Алла Владимировна

Цель: ознакомление детей с разнообразием мира насекомых, расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_rechi_nasekomye.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной области «Развитие речи»

по теме «Насекомые вокруг нас»

Цель: ознакомление детей с разнообразием мира насекомых, расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни.

Задачи

1. Способствовать развитию познавательных способностей; обобщить представления детей о насекомых; упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам.

 2. Способствовать развитию связной речи: формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы, развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

 3. Воспитательные задачи: формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации; закладывать основы экологического воспитания, воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Материалы: иллюстрации групп насекомых, аудиозапись звуки леса, насекомых, иллюстрация насекомых.

Словарная работа: насекомые, жук, бабочка, муравей, стрекоза, божья коровка, пчела, кузнечик, комар, голова, крылышки, брюшко, усики.

Игровое приветствие:

Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся,
Побежит тепло по кругу,
Будем вместе очень дружно,
Фантазировать играть,
Мы хотим, всё, все узнать. 

Вдруг звучит мелодия: стрекочут насекомые.

- Ребята,кто это?.Пойдем посмотрим.

Воспитатель с детьми подходят к музею "Насекомые" .

- Ой, ребята, посмотрите, кого вы видите?

- Мухи, стрекозы, божьи коровки, жуки, пауки, бабочки, кузнечики, пчелы, муравьи, гусеницы, червяки.(рассматривают насекомых)

- Правильно, ребята. А как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку?

- Насекомые.

- Правильно, ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в страну "Насекомые".

А теперь, пожалуйста, садитесь на стульчики.

- Ребята, давайте отгадаем загадки.

Загадки о насекомых.

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья... (коровка) 

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (Оса)

 

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас... (комар)

 

Целый день в цветках жужжит,

С медом в улей свой спешит.

Много меда запасла

Себе на зиму... (пчела)

 

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик)

  

Воспитатель ставит картинки насекомых.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, а чем похожи эти насекомые?

- У них 6 лап.

- Да, правильно. По рисунку рассматривают внешнее строение насекомого. У насекомых имеется голова, крылышки, брюшко.

- Ребята, а давайте мы с вами поиграем игру " Четвертый лишний?"

Воспитатель ставит на мольберт картинки и дети отгадают, кто лишний?

- Ребята, вы устали? Давайте отдохнем.

Физминутка. «Бабочка»

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком)

- А сейчас ребята будем составлять рассказ о насекомых.(ставит мнемо таблицу)

-Это бабочка. Бабочка- это насекомое. Бабочки отличаются по размерам и по цвету. У бабочки есть крылья, брюшко, 6 ног. На голове глаза, усики, хоботок. Бабочка летает и не произносит звуки. Она питается нектаром и соком растений и фруктов.

По этим мнемотаблицам дети рассказывают про муравьи, жуки.

-Молодцы, ребята.

Воспитатель ставит картинку мухи.

- Кто это ребята?

- Это муха.

- Да,муха. Муха любит, когда за ней повторяют чистоговорки. Звуки произносим четко. Сначала я говорю, а потом мы вместе. Начинаем!

За-за-за- прилетела стрекоза

Са-са-са- полосатая оса

Ла-ла-ла- вот красивая пчела

Ра-ра-ра- мы поймали комара

Жу-жу-жу- жужит жучок

Шо-шо-шо- жить на свете хорошо.

-Молодцы. Ребята, давайте поиграем.

 Игра с мячом «Назови-ласково»

Я буду вам бросать мяч и говорить насекомое, а вы мне будете называть его ласково.
Комар- а ласково(комарик)
Жук- а ласково (жучок)
Пчела- а ласково (пчёлка)
Муравей- муравьишка
Стрекоза- стрекозка
Муха- мушка

Молодцы, ребята! Ребята, посмотрите, пожалуйста ,на картинки, какие бывают насекомые?

Картинка"Вредные и полезные насекомые.
 Вос – ль: на какие группы мы их можем разделить? 
(Ответы детей: Полезные, вредные) 
Вос – ль: Назовите полезных насекомых? 
(Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей)
Какую пользу они приносят?
(Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары  леса )
- Назовите вредных насекомых?
(Ответы детей: Муха, комар, гусеница) 
- Какой от них вред?
(Ответы детей по картинкам)

10. Итог занятия. Рефлексия.

Вам понравилось наше занятие?

Что вы сегодня узнали?

Мы сегодня разговаривали о насекомых, насекомые бывают вредные и полезные. Они появляются весной и живут с нами все лето, осень, и исчезают с наступлением холодов.

- Вы сегодня такие молодцы, внимательно меня слушали, правильно отвечали на вопросы, играли!

- Ребята,посмотрите насекомое. Там чего то не хватает.

- Это божья коровка, не хватает точек

- Давайте,из пластилина будем лепить точки божьей коровки. Дети лепят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ННОД образовательной области «Развитие речи» по теме «Насекомые вокруг нас» для детей средней группы

Конспект ННОД образовательной области «Развитие речи»по теме «Насекомые вокруг нас» для детей средней группы «Лучики» Цели:1.Задачи на развитие познавательных способностей; обобщить представления...

Конспект НОД по образовательной области развитие речи на тему «Гостья из Дымково».

Интеграция областей: познание, развитие речиПрограммные задачи:Образовательные: закрепить знания детей о народном промысле, содержании, назначении предметов, материалах, из которых они сделаны, характ...

Конспект НОД для детей второй группы раннего возраста по реализации образовательной области "Развитие речи" по теме "Знакомство детей с русской народной сказкой Колобок"

Формировать у ребенка умение внимательно слушать и слышать рассказ взрослого, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности- умение сопереживать персонажам сказки. Проявлять ин...

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Развитие речи " на тему "Зимушка-зима"

Тематическое занятие, с элементами театрализованной деятельности, направлено на развитие речи через театрализованную деятельность.Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные ви...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в первой младшей группе по реализации образовательной области «Развитие речи» на тему: «Подари петушку перышко»

Возрастная категория:2 – 3 года.Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие&r...