Конспект по Развитию речи в средней группе на тему "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Смирнова Екатерина Валентиновна

«Насекомые»

 

Цель: ознакомление детей с разнообразием мира насекомых, расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни.

Задачи:

Образовательная: Способствовать развитию познавательных способностей; обобщить представления детей о насекомых; упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам.

 Развивающая: формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы, развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

 Воспитательная: формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации; закладывать основы экологического воспитания, воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Материалы: иллюстрации групп насекомых, аудиозапись звуки леса, насекомых, иллюстрация насекомых.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие -в страну «Насекомых». Вы готовы узнать много нового и интересного? (ответы детей) 

Встаем в круг

Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,

Побежит тепло по кругу,
Будем вместе очень дружно,
Фантазировать играть,
Мы хотим, всё, все узнать.

Вдруг звучит мелодия: стрекочут насекомые.

Воспитатель: Ребята, кто это? Пошлите посмотрим. С детьми подходят к музею "Насекомые" .

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кого вы видите?

 Мухи, стрекозы, божьи коровки, жуки, пауки, бабочки, кузнечики, пчелы, муравьи, гусеницы, червяки. (рассматривают насекомых)

Воспитатель: Правильно, ребята. А как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в страну "Насекомые".

А теперь, пожалуйста, садитесь на стульчики.

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки.

 

Загадки о насекомых.

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья... (коровка) 

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (Оса)

 

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас... (комар)

 

 

Целый день в цветках жужжит,

С медом в улей свой спешит.

Много меда запасла

Себе на зиму... (пчела)

 

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик)

  

Воспитатель ставит картинки насекомых.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, а чем похожи эти насекомые?

Дети: У них 6 лап.

Воспитатель: Да, правильно. По рисунку рассматривают внешнее строение насекомого. У насекомых имеется голова, крылышки, брюшко.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поиграем игру " Четвертый лишний?"

Воспитатель ставит на мольберт картинки и дети отгадают, кто лишний?

Воспитатель: Ребята, вы устали? Давайте отдохнем.

Физминутка. «Бабочка»

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком)

 

Воспитатель: А сейчас ребята будем составлять рассказ о насекомых.(ставит мнемо таблицу)

Воспитатель: Это бабочка. Бабочка- это насекомое. Бабочки отличаются по размерам и по цвету. У бабочки есть крылья, брюшко, 6 ног. На голове глаза, усики, хоботок. Бабочка летает и не произносит звуки. Она питается нектаром и соком растений и фруктов.

По этим мнемотаблицам дети рассказывают про муравьи, жуки.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель ставит картинку мухи.

Воспитатель: Кто это ребята?

Дети: Это муха.

Воспитатель: Да,муха. Муха любит, когда за ней повторяют чистоговорки. Звуки произносим четко. Сначала я говорю, а потом мы вместе. Начинаем!

За-за-за- прилетела стрекоза

Са-са-са- полосатая оса

Ла-ла-ла- вот красивая пчела

Ра-ра-ра- мы поймали комара

Жу-жу-жу- жужит жучок

Шо-шо-шо- жить на свете хорошо.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, давайте поиграем.

 Игра с мячом «Назови-ласково»

Я буду вам бросать мяч и говорить насекомое, а вы мне будете называть его ласково.
Комар- а ласково(комарик)
Жук- а ласково (жучок)
Пчела- а ласково (пчёлка)
Муравей- муравьишка
Стрекоза- стрекозка
Муха- мушка

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки, какие бывают насекомые?

Иллюстрации"Вредные и полезные насекомые.
Воспитатель: на какие группы мы их можем разделить? 
(Ответы детей: Полезные, вредные) 
Воспитатель: Назовите полезных насекомых? 
(Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей)
Воспитатель: Какую пользу они приносят?
(Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары  леса )
Воспитатель: Назовите вредных насекомых?
(Ответы детей: Муха, комар, гусеница) 
Воспитатель: Какой от них вред?
(Ответы детей по картинкам)

 

10. Итог занятия.

Воспитатель: Вам понравилось наше занятие?

-Что вы сегодня узнали?

-Мы сегодня разговаривали о насекомых, насекомые бывают вредные и полезные. Они появляются весной и живут с нами все лето, осень, и исчезают с наступлением холодов.

- Вы сегодня такие молодцы, внимательно меня слушали, правильно отвечали на вопросы, играли!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в средней группе "Кошка с котятами"

Открытое занятие для родителей и коллег. Использовала интерактивную доску и слайды. Очень понравилось....

"Предметы личной гигиены" план - конспект по развитию речи для средней группы

план - конспект по развитию речи для средней группы "Предметы личной гигиены"...

Конспект по развитию речи в средней группе. "Осень".

Конспект по развитию речи на тему: "Осень"....

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА»

Предварительная работа. Поговорите с детьми о смене сезонов года и проде­монстрируйте это на пособии-часах «Времена года». Обратите внимание детей на то, что зимой на деревьях нет листьев. Весной...

Конспект по развитию речи в средней группе «Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».

Технологическая карта по развитию коммуникативно-речевых способностей для детей 4-5 лет.«Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».г. Тамбов д/с «Радуга»  Воспитатель:...

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе. Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬ

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе.Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬЦель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в ...

Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».

Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками  «З», «зь»...