Занятие по речевому развитию с воспитанниками старшей группы «Поможем Буратино пойти в школу»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Николаева Марина Анатольевна

Методическая разработка ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, направлена на формирование первичных представлений о школе и обобщающего понятия «школьные принадлежности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_buratino_poyti_v_shkolu_2_konspekt.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

 Занятие по речевому развитию с воспитанниками старшей группы
«Поможем Буратино пойти в школу»

Составитель:

Николаева Марина Анатольевна, воспитатель,

ГБДОУ детский сад №102

Невского района Санкт-Петербурга

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Формировать первичные представления о школе.
  • Формировать обобщающее понятие «школьные принадлежности».
  • Дать представление о многозначности слова (ручка).
  • Учить составлять предложения по сюжетной картинке.
  • Совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные, существительные в родительном падеже, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие задачи:

  • Активизировать словарь по теме «школьные принадлежности».
  • Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать сочувствие, отзывчивость, желание помочь.

Оборудование:

  • Письмо от Буратино
  • Конверты с заданиями и частями ключа
  • Разрезные картинки – 4 шт.
  • Школьные принадлежности (или картинки школьных принадлежностей)
  • Портфель
  • Картинки, иллюстрирующие многозначность слов «Ручка», «Молния», «Замок» (рука ребенка, шариковая ручка, дверная ручка, ручка портфеля…)
  • Мяч
  • Сюжетные картинки на тему «Школа»
  • Целый ключ
  • «Волшебная» коробка

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Используемые технологии: элементы проблемного обучения, моделирование, игровые, здоровьесберегающие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.


Ход занятия:

Этапы деятельности, технологии

Действия педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Создание положительного настроя

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Вправо, влево повернитесь

И друг другу улыбнитесь!

Коммуникативная

Постановка проблемы Целеполагание

Ребята, сегодня Буратино вам прислал письмо и какие-то конверты. Давайте посмотрим, что написано в письме.

Дети рассматривают письмо, высказывают предположения, что написал Буратино.

От кого письмо?

Что он хочет?

Где этому можно научиться?

Кто мешает Буратино?

Что сделал Карабас-Барабас?

При каком условии он вернет ключ?

Почему Буратино грустный?

О чем он нас просит?

(Буратино хочет пойти в школу. Но Карабас-Барабас закрыл школу на замок, а ключ разделил на 4 части. Карабас-Барабас оставил 4 задания, за выполнение каждого он вернет часть ключика. Буратино просит ему помочь.)

Как же мы можем помочь Буратино? (выполнить задания Карабаса-Барабаса, получить части ключа и отправить их Буратино)

Выбирайте, с какого задания начнем.

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Разрезные картинки (формирование понятия «школьные принадлежности», образование существительных в родительном падеже)

Как думаете, что здесь надо сделать? (собрать разрезные картинки)

Что делать, картинок – 4, а вас 8? (надо разделиться на пары)

Дети делятся на пары и собирают картинки.

Назовите, что у вас получилось.

Как можно назвать эти предметы одним словом? Почему? (их используют школьники, ими пользуются в школе, они нужны, чтобы учиться)

Какие еще школьные принадлежности вы знаете?

Давайте представим, что предметов много.

Одна – тетрадь, а много? (тетрадей)

Ручка, а много… (ручек)

Карандаш, а много… (карандашей)

Учебник, а много… (учебников)

Доска, а много… (досок)

Линейка, а много… (линеек)

Точилка, а много… (точилок)

Ножницы, а много… (ножниц)

Парта, а много… (парт)

Портфель, а много… (портфелей)

Кисточка, а много… (кисточек)

Вы выполнили задание Карабаса-Барабаса и получаете часть ключа.

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Портфель

(формирование представлений о многозначности слова)

Отгадайте загадку:

Зимой по улице бежит,

А летом в комнате стоит.

Но только осень настает,

Меня он за руку берет

И снова в дождик и в метель

Со мной шагает мой… (портфель)

Как догадались?

Каким образом зимой портфель бежит по улице?
Почему летом стоит в комнате?

Почему для портфеля все начинается осенью?

Посмотрите, какие части есть у портфеля? (спинка, карманы, лямки, молния, ручка)

Какое из названных слов имеет другие значения? Вам могут помочь картинки-подсказки (рука ребенка, шариковая ручка, дверная ручка, ручка портфеля)

Что же можно сказать про слово «ручка»? (звучит одинаково, но имеет много значений)

Вы правильно отгадали загадку и нашли многозначное слово, получите часть ключа.

Коммуникативная Познавательно-исследовательская

Физминутка

Игра на внимание

Настало время отдохнуть! Я буду называть гласные звуки, нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите звук «О» и присесть, если назову звук «У». Будьте внимательны!

О-И-А-У-И-О-А-И-У-Ы-О-У-Э и т.д.

Двигательная

Игры с мячом

(словообразование)

Чтобы выполнить это задание Карабаса-Барабаса, надо встать в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы будете называть это слово ласково и бросать мне мяч обратно.

Пенал – пенальчик

Тетрадь – тетрадочка.

Линейка – линеечка.

Ручка – ручечка.

Карандаш – карандашик.

Книга – книжечка.

Доска – досочка.

Точилка – точилочка.

Ножницы – ножнички.

Портфель – портфельчик.

Учебник – учебничек.


Карандаш из дерева какой? (деревянный)

Портфель из кожи какой? (кожаный)

Линейка из пластмассы какая? (пластмассовая)

Тетрадь из бумаги какая? (бумажная)

Ножницы из металла какие? (металлические)

Ручка из пластмассы какая? (пластмассовая)

Парта из дерева какая? (деревянная)

Учебник из бумаги какой? (бумажный)

Доска из металла какая? (металлическая)

Точилка из железа какая? (железная)

Карандаши нужны, чтобы… рисовать

Книга нужна, чтобы ее… читать

Ручка нужна, чтобы… писать

Ножницы нужны, чтобы… резать, вырезать

Для чего нужна тетрадь?

Для чего нужна парта?

Для чего нужна доска?

Для чего нужна точилка?

Для чего нужна линейка?

Для чего нужен портфель?

Для чего нужны учебники?

Все задания Карабаса-Барабаса выполнили, получайте еще одну часть ключа.

Коммуникативная

Сюжетные картинки (составление предложений по картинке)

Как вы думаете, какое задание здесь придумал Карабас-Барабас? (надо сказать, что нарисовано на картинках)

Каждый ребенок выбирает себе картинку и составляет по ней предложение, например,

Осенью все школьники идут в школу.

В школу детей провожают родители, а встречают учителя.

Учитель в школе учит детей.

На уроках школьники пишут в тетрадях.

На переменах ученики играют в подвижные игры.

Школьники занимаются физкультурой в спортивном зале.

На уроках ученики получают оценки.

Учитель ставит оценки ученикам в дневники или журнал.

Школьники носят в школе форму.

На уроках, чтобы ответить на вопрос учителя, ученику надо поднять руку.

Много интересных предложений вы составили, придется Карабасу-Барабасу отдать вам еще часть ключа.

Коммуникативная

Рефлексия  

Ребята, как думаете, мы все части ключа собрали? Почему вы так решили? (больше конвертов с заданиями нет)

Тогда сложите все части ключа в коробку, я потрясу коробочку, вы скажете волшебные слова. Какие вы знаете? Посмотрите, что получилось! (воспитатель демонстрирует целый ключ)

Как нам передать этот ключ Буратино?

Что же сегодня мы делали?

Сложные задания приготовил для вас Карабас-Барабас?

Что у вас хорошо получилось?

Чему надо еще поучиться?

Так может вам тоже пора идти в школу? Почему?

Коммуникативная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового игрового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем Буратино пойти в школу".

Итоговое  занятие в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем Буратино пойти в школу" проводится в увлекательной игровой форме в зале.Интегрируемые образовательные...

Конспект открытого просмотра ООД по речевому развитию во второй младшей группе «Поможем Буратино»

Конспект открытого просмотра ООД по речевому развитию во второй младшей группе «Поможем Буратино»Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательной программе дошкольного уч...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: " Поможем Буратино"

Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Веселый герой Буратино в интересной для ребят форме  поможет продолжить знакомство с литературным творчеством-стихами, загадкам...

Занятие по речевому развитию в первой младшей группе «Поможем кошечке»

Программное содержание:1. Учить детей узнавать и называть домашнее животное.2. Формировать умение выделять характерные особенности пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т.д.3. Развивать умение...