Использование элементов театрализованной деятельности в работе по развитию речи дошкольников с ОВЗ
консультация по развитию речи

Ольга Юрьевна Щербина

Научить ребенка играть,брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретать жизненный опыт-всё это помогает осуществить тетатрализованная деятельность, которая способствует и развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_i_razvitie_rechi.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование элементов театрализованной деятельности

 в работе по развитию речи дошкольников с ОВЗ»

                                                        Подготовила: О.Ю.Щербина,

учитель-логопед

МБДОУЗАТО г. Североморск  д/с № 47

 Основными недостатками, мешающими обучению детей с ОВЗ, являются - плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего -либо и недостаточная познавательная активность. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. Желание получить роль персонажа - мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на занятиях с использованием театральных средств, атрибутов и их элементов, которые обогащают и актуализируют словарный запас детей, развивают навыки грамматического структурирования и связного оформления высказывания, нормализуют произносительную сторону речи, оказывают положительное влияние на развитие эмоциональной сферы. Занятия становятся интересными, эмоционально окрашенными, что исключает монотонность и скуку.

На этапе подготовки артикуляционного аппарата (для показа точных движений органов артикуляционного аппарата), на этапе вызывания звука для более четкого зрительного восприятия артикуляционных укладов  можно использовать  вязаную игрушку «Лягушку-Кваку» («Лягушку-Говорушку»), за которой дети повторяют артикуляционные упражнения. Или наоборот: «Лягушка -Квака» приходит к детям на занятие и просит научить ее выполнять гимнастику для язычка. Дети показывают, как нужно правильно выполнять упражнения, а лягушка повторяет движения за ребенком. Сначала «лягушкой» управляет логопед, а затем можно дать поиграть с ней и ребенку. 

Артикуляционную гимнастику можно выполнять в театральной форме«Покажи, как волк скалит зубы»«Как облизывается кошечка», «Как дышит собачка» и т.д.

Можно обыгрывать стихотворения, выдуманные сюжеты, выполняя артикуляционные упражнения для постановки определенного звука.

«Карлсон, который живет на крыше»

 (артикуляционные упражнения для постановки звука [р])

Оборудование: игрушка- Карлсон

Высоко на крыше живет Карлсон.

Дети тянутся кончиком языка к носу.

Он веселый, толстый.

Улыбаются, надувают щеки.

Утром просыпается, потягивается. Делает зарядку: наклоны в стороны.

Выполняют упражнения «Качели», «Часики».

Потом он умывается.

Облизывают губы по часовой стрелке и против нее.

Наводит чистоту в своем доме на крыше.

Имитируют чистку верхних и нижних зубов.

Завтракает плюшками, пьет чай с вареньем.

Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье».

После завтрака Карлсон заводит моторчик.

«Стучат» молоточком- язычком за верхние зубки: д-д-д.

Он сломался — не заводится.

«Смазывают» моторчик мёдом.

Поглаживание язычка губами.

Проверяет, крепкий ли мотор.

Выполняют упражнение «Грибок».

Отталкивается от края крыши и перелетает с крыши на крышу.

Произносят: др-р-р-р. (язычок прыгает, дрожит)

Есть комплексы артикуляционных упражнений, которые представлены в виде занимательных сказок о Язычке. Сказки вызывают у   дошкольников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия. Подобные артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лексической теме. В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям!  

Сказка о Весёлом Язычке

Жил-был Весёлый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы).

(Дети  улыбаются, обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.)

Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать. (Упражнение «Лопаточка».)

Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево. (Упражнение «Часики».) Покачался-покачался и в домик спрятался.

Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх- вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее. (Упражнение «Качели».) И он так же покачался.

Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками.

Язычок пошел гулять,

По ступенькам шагать.

 (Упражнение «Ступеньки»)

Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там... Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. (Упражнение «Чищу зубы».) Чистил он их старательно, вычистил добела……

Вот какая сказка о путешествии Весёлого Язычка у нас получилась. Но ведь на этом его приключения не заканчиваются.

Придумайте продолжение или новую сказку про то, что случилось с Весёлым Язычком!

Выполнение артикуляционных упражнений изо дня в день  процесс скучный, однообразный  и утомительный, а если на занятии приходят различные сказочные или мультипликационные герои, то дети с лёгкостью включаются в эту кропотливую монотонную работу. (Например, можно выполнять упражнения с Машей)

Используя театрализованную деятельность, дети выполняют упражнения для развития интонационной выразительности речи, диапазона голоса:

«Самолёт» («Пароход», «Паровоз»)

В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолёт. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком (а) или (у). Голос следует за движением самолёта то вверх, то вниз.

Приближение и удаление различных предметов (медведь ревёт, то приближается, то удаляется и др.). Произнести изучаемый звук с различной интонацией (звук (о) со страхом, с удивлением, с вопросом, радостно, грустно и др.).

Для автоматизации звуков так же можно использовать игрушки, выступающие в роли образа или модели звука: например, жук (или пчела) – звук Ж, комар – звук З, змея-шипелка – звук Ш, тигр и тигрёнок – звуки Р и Рь и т.п. При этом можно придумать целые этюды: жук и комар делят картинки, в названии которых есть звуки Ж и З.

А) Звук «Ж»

-Вот и попытаемся показать пчелу с помощью всего лишь одного звука - «ж».

       Как жужжит пчёлка? А как показать, что пчела подлетела ближе? А теперь улетела далеко. (Дети демонстрируют произнесение звука «ж» с эффектом приближения и удаления).

 Я буду вам рассказывать про пчёлку, а вы будете её изображать.

«Одна пчела возвращалась к своему улью издалека. Она в этот день набрала в свой хоботок много меду, мордочка у нее была вымазана в сладкой пыльце, и пчела была очень довольна сегодняшним днем.       Но вдруг, подлетая к улью, пчела зацепилась лапкой за цветочек, споткнулась и пролила свой мед! Она разозлилась! А потом улетела за новым медом!»

Б) Звук «З»

       Изображаем звучание комара (далеко - близко, добрый - злой).       При отработке разных оттенков произнесения звука «з» можно воспользоваться отрывком из известной сказки К. И. Чуковского «Муха -Цокотоуха»

- Вспомните, какие события произошли в сказке «Муха-Цокотуха» после того, как муха попала в лапы к злому пауку. В сказке появляется новый персонаж – отважный и смелый комарик. Сейчас вы услышите окончание сказки, а вам надо нужным произнесением звука «з» показывать действия комара и его настроение.

Встреча пчелы и комара, их беседа. (Диалог пчелы и комара с помощью звуков  з-ж)

В) Звук «Р»

       Где в жизни можно услышать этот звук? ( Рычат собаки, гудят автомобили, работают  трактора и т.д.) Теперь с помощью звука «р», который звучит везде по - разному покажите, как:

-урчит сытый тигренок (спокойно, негромко, безмятежно);

-действует бормашина у зубного врача (тоже негромко, но более активно, настойчиво, многократно)

- как работает мотоцикл. Как он заводится? Как он трещит, когда застрял и сердиться? Как уезжает и вновь приезжает обратно?  

Г) Звук «Ш»

-Произнесём все вместе звук «ш». Он может быть протяжным - «шшшшшш».

Вспомните, когда мы в жизни слышим звук «ш».

-Этот звук встречается, когда ветер шелестит листьями деревьев, спускается воздушный шарик, спускается шина, шипит змея, набегает и убегает с берега морская волна и т.д.

- Представьте себе солнечное утро в лесу, когда легкий ветерок лишь слегка шевелит верхушки деревьев. Поднимите руки вверх и изобразите голосом шум легкого ветерка.       Потом звук ветра усиливается, наконец, налетел сильный порыв ветра, верхушки деревьев качнулись, наклонились. Покажите это более сильное движение руками. Но после этого порыв ветра пробежал по деревьям и стих. Деревья вновь выпрямились.

-Представьте, что вы держите в руках воздушный шарик, у которого внезапно развязалась верёвочка, которой он был завязан.

- Убегает вода из раскаленного чайника – сначала несколько раз идет показ короткого произнесения звука (« из чайника капают отдельные капли»), а затем – продолжительное, протяжное звучание («вылилось много воды»);

- Так ещё шипит змея.

Для автоматизации поставленного звука в слогах можно пообщаться с «инопланетянами» на их непонятном языке.

«Инопланетяне» (автоматизация звука в слогах).

Взрослый  предлагает поговорить с инопланетянами(изображение инопланетянина) , но предупреждает, что они разговаривают только  слогами со звуком Л(или любой автоматизируемый звук). Вначале ребёнок повторяет за взрослым (который говорит за инопланетянина) слоги с автоматизированным звуком и одинаковыми гласными(ла-ла-ла;ло-ло-ло….), затем слоги с разными гласными(ла-ло-лу,….) и как усложнение: взрослый называет три слога подряд с вопросительной интонацией, ребёнок должен запомнить их и ответить с повествовательной интонацией. Например:

ЛА-ло-ла?– ЛА-ло-ла.

ла-лу-ЛЫ? – ла-лу-ЛЫ.

лэ-ЛО-ла? – лэ-ЛО-ла

ЛА-ло-ло? – ЛА-ло-ло

ла-ло-ЛЭ? – ла-ло-ЛЭ

Аналогично можно автоматизировать любые звуки в различных слогах.

Для «запуска речи» с неговорящими детьми хороший эффект дают пальчиковые игры и использование пальчикового театра. Использование пальчикового театра позволяет повысить интерес к выполнению задания, к речевому высказыванию, способствует раскрепощению ребенка  и вызывает желание «говорить».

Повстречались два котенка:

"Мяу-мяу!",
Два щенка: "Ав-ав!",
Два поросенка: "Хрю-хрю",
Два бычка: "Му-у-у".

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

Детям двух-трех лет предлагаются простые сценарии для представления на одной руке с одним или двумя героями. После трех лет можно использовать вторую руку. Детям среднего и старшего возраста доступно проигрывание сложных действий с несколькими героями.

Прежде всего, ребенка нужно познакомить с фигуркой, затем надеть куклу на пальчик и оживить ее. Первый опыт проведите в диалоге. Например, на вашем пальчике собачка, у ребенка кошечка. Поздоровайтесь, пообщайтесь.

Выполняя пальчиковую гимнастику с элементами диалога и театральной атрибутикой, можно решать такие задачи, как совершенствование звукопроизношения, слоговой структуры, развитие активного словаря и мелкой моторики рук.

- Пальчик-зайчик, где гулял?
- Я морковку собирал.
Съел капусты я вилок,
Горький лука корешок.

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья!

При инсценировки сказки (потешки, стихотворения)  взрослый сначала сам показывает детям спектакль. Когда ребенок усвоит смысл игры, вместе выбираем ему конкретную роль. Обязательно нужно делать акцент на интонацию. Фигурка надевается на указательный палец или на два пальчика: средний и указательный. По мере взросления детей инсценировки усложняются: добавляются другие герои и приобщаются другие пальчики.

Дети любят театр, так как он позволяет им отключиться от реальности и перейти в мир сказки, попробовать себя сразу нескольких ролях. Ребёнок при этом – и творец, и актёр, и зритель. А взрослым пальчиковый театр позволяет решать целый ряд образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач.

Лучше всего предлагать детям для инсценировки знакомые сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок».

Вязанный пальчиковый театр «Репка» можно применить на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи (тема “Овощи”). Чтобы хорошо известная сказка заинтересовала детей старшего дошкольного возраста, мы используется прием инверсии. Последовательность появления героев может быть случайной (ребенок самостоятельно достаёт пальчиковые куклы из “волшебного мешочка” в любой последовательности) или “задом наперед”, то есть рассказывание сказки с конца. Введение в сюжет сказки нового объекта (вместо репки другой овощ) так же модифицирует сюжет сказки, а значит, привлекает внимание ребенка.

Параллельно проводится работа по расширению, уточнению словаря признаков, действий. Взрослый говорит, что дети могут помочь героям сказки собрать урожай, если назовут как можно больше прилагательных. Например, репа желтая, круглая, крупная, спелая, крепкая. Дети подбирают подходящие слова-действия: Как убирают овощи? Выдергивают, срывают, выкапывают, срезают. Отрабатывается употребление простого предлога ЗА: Внучка взялась ЗА бабку, бабка ЗА дедку и т.д.

Можно предложить ребенку повторить разные чистоговорки с вопросительной, восклицательной интонацией, используя игрушки настольного театра, «би-ба-бо», маски, шапочки и т. д. Такие виды заданий направлены на закрепление правильного произношения, способствуют эмоциональному развитию детей.

        Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудности в общении. Театрализованные игры непродолжительны по времени и просты по своей организации, включаются в занятия, могут проводиться в совместной и самостоятельной деятельности детей. На слайде представлена игра «Жадный медвежонок». 2 варианта этой игры:

1вариант с предметами, которые можно подобрать по лексической теме (например, фрукты) и тогда ребёнок согласует существительное с местоимением в роде и числе («Мой, моя, моё, мои»), при этом ребёнок надевает маску и изображает «жадного медвежонка» (использование масок медведей).

2 вариант с предметными картинками. Ребёнок также изображает «жадного медвежонка», но теперь ещё должен назвать цвет предмета (согласование существительного с местоимением и прилагательным в роде и числе).

Игра «Расставим мебель»

Ребёнок помогает трём медведям расставить мебель в их доме, действуя за одного из медведей и комментируя свои действия.

        Таким образом, в процессе театрализованной деятельности активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

В статье рассматриваются возможности развития речи дошкольников посредством театрализованной деятельности и знакомством с театральным искусством. Приведены примеры игр используемых в театральной...

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, с...

Статья " Театрализованная деятельность - как средство развития речи дошкольников" Авторы Соколова О.А.; Багнич Т.Ю.

Работая с детьми более двадцати лет, отмечаем что уровень развития речи многих детей отстает от возрастной нормы. Ищем новые формы и методы развития речи детей, стремимся в игре вызвать речевую активн...

Перспективный план по самообразованию тема:" Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организованно может пронизыватть все режимные моменты : включается во все занятия , в совместную деятельность детей и ...

«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Театрализованная деятельность-это …не просто игра!   Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих спосо...

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников...

«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”. К.С.Станиславский...