Упражнения для развития речи юного журналиста
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Смирнова Елена Сергеевна

Любая передача начинается с обращения.

Вы никогда не задумывались: как вы говорите?

С какой интонацией? Всегда ли вас правильно понимают?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дошкольная журналистика26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития речи юного тележурналиста

Любая передача начинается с обращения. Вы никогда не задумывались: как вы говорите? С какой интонацией? Всегда ли вас правильно понимают?

                             ОСНОВЫ ТЕХНИКИ РЕЧИ

«Заговори, чтобы я тебя увидел»

 «Или как можно короче, или как можно приятнее»

 «Много говорить и много сказать – не есть одно и то же»

Основной принцип работы над речью: подчинение тренинга образу   действия в предполагаемых обстоятельствах.

«Изъяны дикции исправляются в воображении».

Константин Станиславский, советский режиссёр

Для начала определим физиологические системы речи:

а) энергетическая (система дыхания: лёгкие, диафрагма);

б) генераторная система (гортань, связки);

в) резонаторная система (акустическая – пустоты в голове, которые создают неповторимый тембр голоса);

г) артикуляционная система (поставленный голос и мимика лица).

Для взаимопонимания необходимо определить линии речевого взаимодействия, которые дают точное определение, как вам привлечь к себе внимание, дать возможность правильно вас понять:

УБЕДИТЕЛЬНО – ЭТО ДЕЙСТВЕННО!

Произношу – расслышал

Интонирую (интонация) – понимаю

Тембрирую – со-переживаю

    ВНЕШНЯЯ ТЕХНИКА РЕЧИ

Во внешнюю технику речи входят основные элементы:

1. дыхание;

2. голос;

3. артикуляция;

4. дикция;

5. орфоэпия (нормы правильного произношения).

Для проведения тренингов и ежедневных занятий нужно освоить фонационное дыхание-речевое 

Во-первыхглубокое дыхание, которое проводится таким образом: делается глубокий вдох и затем медленный, плавный выдох (один).

Во-вторых, высокое дыхание – посыл воздушной струи в головные резонаторы – помогает хорошо провентилировать лёгкие от старого, застоявшегося воздуха: после глубокого вдоха с силой плавно выдыхаем несколько раз, «выталкивая» воздух от диафрагмы (находится на расстоянии ширины ладони от пупка) и мысленно загоняя его в головные пустоты. Один вдох – один выдох.

В третьих, частое дыхание – тренирует диафрагму – короткие резкие толчки воздушных струй в голову. Один вдох – несколько выдохов.

Все эти упражнения делаются на определенные буквы.


                                          УПРАЖНЕНИЯ

* «Стон» – снятие зажимов, найти центр голоса (свой тембр), разбудить резонаторы.

Проводится с помощью буквы «М».

* «Звонок» – напоминаю, настаиваю, требую – вот три слова, которые характеризуют это упражнение. Проводится с помощью буквы «З» (изображаем звонок).

* «Шарик» – используем букву «С» как бы надувая шарик.

При выполнении всех упражнений необходимо изображать, что вы делаете. Например, нажимаете звонок или держите в руках надуваемый шарик. Все упражнения на дыхание выполняются не менее трёх раз, в том порядке, что указаны выше о фонационном дыхании.


                     КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Эти упражнения необходимы для самоконтроля: правильного выполнения вышеназванных заданий.

· Произнесите медленно несколько раз «чууууххх-чууууххх-чууууххх».

Если вы почувствуете щекотание в носу или что ваш голос «застревает» в горле, значит, занятия нужно проводить с большей интенсивностью. Вы неправильно дышите! При произношении «чух», вы должны почувствовать свой голос в груди. Он должен «рокотать». Этим упражнением добьётесь бархатности в голосе.

· Наберите полную грудь воздуха и медленно выдыхайте на «уррра– уррра-уррра». Как и в первом контрольном упражнении, этот звук должен вызывать рокот и вибрацию в груди. Если вы чувствуете звук, то с дыханием всё в порядке. При произношении, постарайтесь голосом совершить «горку»: буква У по тембру должна быть выше А. Задача упражнения – опустить голос в середину живота, до диафрагмы.

· Кончики пальцев поставьте на грудину и медленно произносите «муммм-муммм-муммм». Вы должны почувствовать резонанс в пальцах. Это сигнал, что все упражнения выполнены правильно. Кроме того, это даёт возможность дополнительно поработать с дыханием.

· Начинается с щёлканья языков, как бы изображая цокот копыт. Язык должен быть жёстким, щелчки – чёткими. Прощёлкав несколько раз, группа начинает очень медленно произносить скороговорку: «оТ Топопта копыТ пыль по полю летиТ». Все Т должны отделяться друг от друга очень чётко, даже утрируя. Постепенно скорость произношения скороговорки начинает увеличиваться до тех пор, пока вся группа может выдержать темп не теряя буквы Т.

Упражнение «Охота». Берём мысленно ружьё и начинаем «охотиться», используя скороговорку «Дробью по перепелам. Дробью по тетеревам». Как и в прошлом задании, скорость произношения ПОСТЕПЕННО увеличивается до тех пор, пока вся группа будет чётко произносить все буквы.

Упражнение «Мойдодыр». Стихи К. И. Чуковского никогда не считались лёгкими для произношения. Мы берём для отработки слова: «Чистим, чистим трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист». Как вы понимаете, все буквы, которые здесь расположены предательски близко, должны прослушиваться абсолютно. Способ исполнения упражнений такой же, как и выше: постепенное ускорение.

И последнее, перед переходом на артикуляцию. Дадим возможность расслабиться губам. Для этого начинаем изображать звук, как едет машина. Помните, как это делают малыши? Выдыхаем через закрытые губы и они начинают хлопать. Здесь мы добавляем и горловой звук. Но не просто, а по сигналу руководителя тональность постоянно меняется от средних к высоким, а затем и до максимально низкого, возвращаясь к собственной тональности.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: при работе со звуками горло не должно надрываться! Необходимо работать звуком через «дыхалку»! Звучать должно тело, а не превращаться горловое пение!


                                        АРТИКУЛЯЦИЯ

Артикуляция – это работа специальных органов по образованию звуков речи. Главные органы:

а) язык;

б) губы;

в) нижняя челюсть;

г) гортань;

д) диафрагма.


                                          УПРАЖНЕНИЯ

Работа над гласными. Смыслоразличительная функция речи.

* «Хобот» – вытягиваем губы, как можно больше на букву «У». Для простого понимания: выставьте перед собой ладонь и попытайтесь дотянуться до неё губами.

* «Улыбка» – растягиваем улыбку на букву «И». Попробуйте растянуть себе за щёки (МЫСЛЕННО!) улыбку. Не стоит реально хватать себя за ланиты и тянуть их в стороны!

* «Яблоко» – широко раскрываем рот, как будто кусаем яблоко, упражнение на букву «А».

Постепенно переходим к объединению упражнений попарно: УУ-ИИ (как бы по-французски «Да»), а также АА-ММ, то есть – кусаем яблоко и показываем, как вкусно.


                                           ДИКЦИЯ

Дикция = артикуляция + дыхание.

Дикция выравнивает разномощность звуков речи.


                                     УПРАЖНЕНИЯ

· Произносите буквосочетания: ДАПТАКРАКР, ПТКА, РАТ, ДЛА, СФА, ТЧКА, ГБДА, РАРАРАРЬ с изменением гласных поочерёдно. Например, выберите две линии гласных букв – «жёстких» и «мягких»:

а – о-у-ы-э

я-ё-ю-и-е

Затем подставляйте в эти буквосочетания буквы – ДАПТА, ДОПТО, ДУПТУ,

ДЫПТЫ, ДЭПТЭ и т. д.

* «Барабан» – используйте руки для изображения барабанщика на «парапам– парапам-пара-пара-парапам», при этом все буквы, особенно «П» и «М», должны чётко прослушиваться.

Это же упражнение, но на «даби-дуП-даби-дуП-даби-даби-даби-дуП». Постарайтесь разделить «б» и «п», которые находятся близко друг к другу.

* «Поливаем цветы» – берём в руки разбрызгиватель и изображаем поливание цветов на звуки «фс-фс-фс».

* «Рапира» – «Купи кипу пик, купи кипу пуха». На каждое слово удар шпагой по шпаге «противника». На последнем «к» вы должны «заколоть» соперника именно этой буквой. А на «х» должны отбить шпагу противника

* «Печатная машинка» – следует в предложении «Кукушка кукует ку-ку ку-ку» убрать все гласные при произношении. У вас должно получиться: «к-к-шк к-к-т к-к к-к», но не «кы-кы…» и не «кэ-кэ-шэ-кэ…».


                                         СКОРОГОВОРКИ

Для развития речи необходимы тренинги и скороговорки – это одно из многих средств, которые дают человеку не только хорошую дикцию, но и возможность блеснуть перед другими неожиданными способностями, что очень помогает в общении.

Хочу дать вам несколько скороговорок, которые можно использовать как тренинги, так и несколько шуточных – для компании. Остальные скороговорки вы можете прочитать в конце этого сборника. Думаю, они пригодятся и в жизни, и в работе.

* Константин констатировал.

* Рододендроны из дендрария.

* Инцидент с интендантом.

* Интервьюер интервьюировал интервента.

* Ротмистр с ротмистршей, вахмистр с вахмистршей.

* Во дворе дрова, на дворе дрова, за двором дрова, пред двором дрова, над двором дрова, под двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, полон двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.

* В шалаше шуршит шелками чёрный дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

* Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

* Хироманты и хирурги характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири.

* Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.

* А мне не до недомогания.

* Панкрат Кондратьев забыл домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на

тракте трактор.

* В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёжнику чертёж чрезвычайно чисто, чрезвычайно чётко.

* Поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

* Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара жестоко карала кавалера Карла за кражу кораллов.

* Брату Брежнева брови выбрили.

* Санька с Сонькой и Сенькой ехал на санках. Санки скок, Саньке в лоб, Сеньке в бок, все в сугроб.

* Кокосовары варили в скорококосоварках кокосовый сок.

* Милая Мила любила белила. Обильно белила Людмила дебила.

* Вчера была у Лавра, Лавру на Фрола наврала. Завтра пойду к Фролу. Фролу на Лавра навру.

* Мы в лимане лениво налима ловили и меняли налима вы мне на линя. Не меня о любви ли вы мило молили и в тумане лимана манили меня.


Любые другие скороговорки, которые вы захотите использовать в своей работе, никоим образом не помешают, а только помогут. Поэтому не стесняйтесь использовать все, что считаете полезным для себя. И ещё раз, более полный сборник скороговорок найдёте в конце книги.

В заключение «риторической» главы прошу запомнить некоторые правила, которые вам помогут в работе как на сцене перед слушателями, так и перед камерами на съёмочной площадке.

1. На высокий голос мы переходим не случайно. Это происходит, если человек волнуется или торопится что-то высказать. Кроме того, учтите, что высокий голос, как правило, «напрягает» слушателей и заставляет их не очень доверять вам.

2. Когда вам нужно привлечь к себе внимание собеседника, не говорите слишком торопливо и нервно. От торопливости вы можете случайно перейти на высокие ноты и спугнуть вашего слушателя.

3. Информация, изложенная низким голосом, вызывает больше доверия у слушателя.

4. Включайтесь в беседу не только информационно, но и интонационно. Перейдите на более низкий, грудной, «тёплый» тон.

Отсюда главное правило:

НЕ ТОРОПИТЕСЬ,

ГОВОРИТЕ ЧЁТКО И ВНЯТНО, УВЕРЕННЫМ ТОНОМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...

Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме «Упражнения для развития речи»

В помощь педагогам предлагаю ряд ураженений, направленных на развитие речи....

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"...

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Картотека упражнений на развитие речи -Упражнение "без чего не может быть"

Достаточно сложное задание на логическое мышление «Что/кто без чего не может быть?». Оно заключается в следующем: берем любое слово, например, игра. Спрашиваем ребенка, без чего игра не мо...

проект по развитию речи "Мы - журналисты"

Среднесрочный проект по развитию связанной диалогической речи детей старшего возраста через изучение основ профессии журналиста...