Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию на тему: «Полёт над родными краями» для детей 6-7 лет
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Попова Алина Витальевна

Методическая разработка,конспект непосредственно образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию на тему: «Полёт над родными краями» для детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по социально – коммуникативному развитию

на тему: «Полёт над родными краями»

для детей 6-7 лет

Выполнила:

Попова Алина Витальевна,

воспитатель первой квалификационной категории.

2023 учебный год

Пояснительная записка.

   В настоящее время одной из важнейших проблем является проблема нравственно - патриотического воспитания детей. Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду – это самый важный процесс зарождения патриотических качеств ребенка, знакомство с традициями народной культуры.  В основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур, которые несут в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Воспитание духовно-нравственных чувств представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. (Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр.и доп. – Москва: АРКТИ, 2014 – 80 с.)

Воспитатель обязан любить свою родину и доносить до детей это понятие. С огромным восхищением и красочными эмоциями рассказывать детям о родине, ее богатом крае, о знаменитых и отважных людях, о народных традициях и государственных праздниках. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотические чувства воспитываются и закладываются с раннего возраста, так как их нельзя сформировать за месяц или неделю. И уже к старшему периоду взросления, в детях формируется понятие «патриотизм», любовь к родине и Отечеству.

 Актуальность:

  Ежедневная, порой незаменимая на первый взгляд работа воспитателей по привитию любви к родине, в итоге даёт хороший результат. Воспитатель, проводит большую часть времени с детьми, знакомит с народными промыслами, символикой России, окружающим миром, природой, именно наша любовь к родине постепенно передаётся детям.

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

Тип: интегрированное, комплексное, комбинированное.

Методы образовательной деятельности:

•Словесный (объяснение, рассказ, чтение художественной литературы, беседа, диалог)

•Наглядный (картинки, портреты, фотографии, презентация, пазлы.)

•Аудиовизуальный (видео- и аудиоматериалы)

• Работа под руководством педагога.

•Инструктивно-продуктивный метод (дидактические игры, работа над изготовлением листовки)

•Самостоятельная работа.

•Метод проблемного обучения (проблемное изложение материала, постановка проблемных вопросов, самостоятельный поиск ответов на      поставленную проблему)

Форма организации:

беседа, путешествие, обсуждение, игры с правилами, рассказ – описание, чтение наизусть.

Цель: Формирование чувства патриотизма к многонациональной родине – России, любви к малой Родине, уважение и гордость к героям родного посёлка Средней Ахтубы.

Задачи:

1.Формировать у детей чувства любви и уважения к родине, своей малой родине, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

2.Воспитывать нравственно-патриотических чувств через изучение государственной символики России.

3.Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за героев своего родного поселка.
4.Формировать любовь и гордость к своей национальности.
5.Закрепить виды транспорта, символику России Герб, Флаг, промыслы.

Участники: дети подготовительной группы компенсирующей направленности, 6 лет.

Словарь новых слов: многонациональная страна, герой ВОВ Смирнов Виктор Петрович.

Предварительная работа: заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций с изображением улиц посёлка, флага и герба поселка и России, просмотр Видео о летчицах.

Оборудование и материалы: проектор, ноутбук,  теп – платформы (сидения в воздушном шаре), костюм русский народный для воспитателя, шкатулка расписная, степ платформы для игры -13шт,  дидактическая  игра «Составь правильно флаг и герб России» с использованием разрезных картинок: флаг и герб  России,  дидактическая игра «Сложи узоры» с использованием разрезных картинок:  Жостовской, Гжелевой, Мезенской, Городецкой росписей, дидактическая  игра «Найди пару» с использованием разрезных картинок: парных картинок военной техники, листовки с рассказом о летчике Симонове В.П. для изготовления «треуголок», карточки с изображением самовара для подарка детям,  угощение: пряники.  

Ожидаемые результаты: У детей сформированы представления о нашей стране России, ее символике, культуре родины. Знают о своем поселке, о героях, в честь которых названы улицы в родном крае. Проявилась любовь и гордость к своей национальности, уважительное отношение к другим народам населяющих Россию.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я вас очень рада видеть!

Давайте встанем дружно в круг. Поприветствуем друг друга.

Приветствие детей (речь с движением):

Здравствуй, солнце золотое! (руки подняты вверх)

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок! (раскачиваем руки, вытянутые перед собой)

Здравствуй, маленький дубок! (руки поднять вверх)

Мы живем в одном краю, (руки опущены вниз)

Я вас всех приветствую!

Давайте за руки возьмёмся, (берёмся за руки)

И друг другу улыбнёмся.

Основная часть.

 Воспитатель: Посмотрите, я сегодня пришла к вам в необычном наряде.

Как выдумаете? Что это за наряд?

Дети: Платье, костюм.

Воспитатель: Правильно, это платье. Чей это наряд?

Дети: Русский народный женский наряд.

Воспитатель: Как вы думаете, почему я в таком платье?

Дети: Потому что красивый, цветной, яркий, наряд. Так на Руси одевались в старые времена женщины и девочки. У мужчин тоже был красивый наряд, посмотрите на экран.

 Презентация  (Слайд 1 «Русский народный наряд»)

Воспитатель: Почему я сегодня пришла в таком наряде?        

Дети: предполагаемые ответы детей

Воспитатель: Чтобы узнать, нам надо выполнить задания! Для этого мы отправляемся в путешествие.  С собой я взяла шкатулку, посмотрите какая она красивая. В ней лежит для вас подарок, это сюрприз. О нем мы узнаем в конце занятия. Вы готовы?

Дети: Готовы!

Воспитатель: На чем же нам отправиться?

Дети: На самолете, поезде, автобусе, машине.

Воспитатель: Какие вы молодцы, знаете много видов транспорта, но сегодня, транспорт наш не обычный. Для этого отгадайте загадку:

С теплым воздухом шар,

А под ним корзинка,

Под ногами земля -

Словно на картинке.

Дети: Воздушный шар.

Воспитатель: Правильно ребята, садимся все в воздушный шар.

 Презентация (Слайд 2 «Воздушный шар»)

Чтобы наш воздушный шар взлетел, нам надо три раза повторить очень важные слова: Россия-Родина-Семья.

Дети: повторяют три раза слова Россия-Родина-Семья.

Воспитатель: Полетели.

 (звучит видеоклип «Воздушный шар» Т. Музыкантова,/Е.Салманов)

Видео:  https://youtu.be/fgEOHWILLzg 

Воспитатель: Мы с вами прилетели на первую остановку, выходим. Вот вам первое задание!

Воспитатель: Как называется главный город нашей страны? 

Дети: Главный город нашей страны называется Москва.

 Презентация (Слайд 3 «Красная площадь»)

Воспитатель: Как называется это место? И что здесь проходит?

Дети: Красная площадь. Концерты, военные парады, экскурсии.

Воспитатель: Все главные праздники страны, военные парады проходят именно здесь, на Красной площади.

Воспитатель: Молодцы! Послушайте стихотворение Олеси Емельяновой «Наша Родина-Россия!»

Дети читают стихотворения (предварительная работа)

Наша Родина – Россия!

Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Должен Родину, как мать,
Ты беречь и защищать!

Воспитатель:

Много стран на планете Земля, но самая большая и любимая наша. В какой стране мы все живём?

Дети: Мы живем в России.

Воспитатель: Что же такое Россия? 

Дети: Это наша страна, государство, наша Родина.

Воспитатель: Как называются люди, которые живут в России?

Дети: В России живут россияне.

Воспитатель: Наша страна многонациональная, в ней живут разные народы, татары, армяне, таджики, киргизы, казахи, и их очень, очень много.

Воспитатель: Кто главный в нашей стране?

Дети: Президент В.В. Путин

Презентация (Слайд 4 «Портрет В.В. Путина»)

Воспитатель: У каждой страны есть свой флаг, герб и гимн.

Презентация (Слайд 5 «Флаг, герб и гимн»)

Что обозначают цвета нашего флага?

Дети: Белый - чистоту, березку, мир, синий - небо, чистоту, красный -  восход, силу, мужество, правду.

Воспитатель: Что изображено на гербе нашей страны?

Дети: Орёл двуглавый, он смотрит на запад и восток и не подпускает к нам врагов.

Воспитатель (читает стихотворение)

Герб России – не простой:
На щите — орёл златой,
Коронованный, двуглавый
Держит скипетр и державу.

Эта царственная птица
Зорко смотрит на границы
Государства своего,
Бережёт покой его.

У орла — нагрудный щит —
Воин на коне сидит.
Змея он копьём пронзает,
Родину от зла спасает.

Всем защитникам державы
Трижды — слава, слава, слава!

Воспитатель: Третье задание. Вам нужно из разрезных картинок прямоугольной формы собрать флаг и герб России.

Дидактическая игра «Составь правильно флаг и герб России». (Приложение №1).

Цель: способствовать закреплению знания флага и герба своей страны.

 Видео клип «Страна моя, Москва Моя» https://www.youtube.com/watch?v=TgL2zuUGoSE 

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, правильно собрали флаг и герб России!

Воспитатель: а какие мы веселые, русский народ. Четвертое задание. Давайте покажем, как мы любим веселиться.

Физминутка: «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).

Воспитатель: Хорошо повеселились, продолжаем путешествие по главному городу страны. Наша страна славится народными символами. Назовите чем славиться Россия?

Дети: Березой, валенками, самоварами, балалайками, гармонью, медведями, росписями.

Воспитатель: Вот и пятое задание. Нужно собрать четыре картинки, на которых изображены: Городецкая, Гжелевская, Мезинская, Городецкая росписи. Для того, чтобы вам было легче, на экране появятся картинки – подсказки.

Дидактическая игра «Собери узоры»

Цель: закрепить умение детей узнавать и различать росписи русских мастеров. 

Звучит песня «Валенки, валенки, да не подшиты стареньки»

Видеоклип: https://www.youtube.com/watch?v=TrDZo5avkVY 

Материал: дидактическая игра «Сложи узоры» с использованием разрезных картинок: Жостовской, Гжелевой, Мезенской, Городецкой росписей. Разрезные картинки с изображениями народных промыслов.

(Приложение №2).

Воспитатель: Молодцы ребята! Справились с заданием, а мы продолжаем путешествие. Садимся в наш воздушный шар, летим в наш родной поселок. А чтобы он взлетел, повторяем три раза слова: Мама-Родина-Семья.

Дети: повторяют три раза слова: Мама-Родина-Семья. Полетели.

Воспитатель: Ребята, поиграем, пока летим к нам в поселок.

Гимнастика для глаз. Цель: снять зрительное напряжение, повысить зрительную работоспособность, улучшить кровообращение и способствовать предупреждению нарушений зрения.

Посмотрите дружно вниз

Посмотрите дружно вверх

А затем налево и потом направо.

Молодцы!

Воспитатель: В какой области находится наш поселок?

Дети: Волгоградская область.

Воспитатель: Как он называется?

Дети: Рабочий поселок Средняя Ахтуба.

Воспитатель: Мы летим над нашим родным посёлком. Посмотрите, какой он красивый!

Звучит видеоклип: «То берёзка, то рябинка» Михаил Васильевич Михайлов.  

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=Eg1J-XTtt7M 

Воспитатель: Мы с вами пролетаем над улицей Клавдии Нечаевой. Презентация (Слайд 7 «Портрет К. Нечаевой и фото улицы»).

А в честь кого названа эта улица?

Дети: Улица названа в честь летчицы, которая погибла во время боя с фашистскими самолетами в средней Ахтубе в годы ВОВ.

Воспитатель: Правильно ребята! Мы с вами проводили акцию 9 декабря, посвященную «День Героев Отечества» и её посвятили лётчице К. Нечаевой.

Мы всегда будем помнить о наших героях, «Никто не забыт и ничто не забыто!»

Просмотр Видео о летчицах (предварительная работа с детьми)

Ссылка https://www.youtube.com/watch?v=cXlatXHi1_c 

Воспитатель: Сейчас пролетаем над улицей Гагарина.

 Презентация (Слайд 8 «Фото Юрия Гагарина»).

А эта улица в честь, кого названа?

Дети: Улица названа в честь первого космонавта, который первый облетел земной шар.

Воспитатель: Правильно ребята, мы всегда должны помнить о наших героях и быть похожими на них. Любить свою Родину и защищать её. У нашего поселка есть свой герб и свой гимн.

 Презентация (Слайд 6 «Герб, гимн и фото Средней Ахтубы»).

Воспитатель: Ребята, мы приземляемся. Здесь нас ждет шестое задание. Нам надо, из разрезных картинок найти пару военной техники.

Дидактическая игра: «Найди пару» (Приложение №3).

Цель: закрепить названия и виды военной техники.

Звучит видеоклип «Солнечный круг»

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=Doaisl0hN34 

Воспитатель: Молодцы ребята. Справились с заданием. Полетели дальше. Чтобы воздушный шар взлетел, проговариваем слова: Средняя Ахтуба, Клавдия Нечаева, Юрий Гагарин.

Дети: проговаривают слова: Средняя Ахтуба, Клара Нечаева, Юрий Гагарин.

Воспитатель: Мы пролетаем над улицей героя Великой Отечественной Войны Смирнова В.П. Ребята, вы знаете об этом герое?

Дети: Незнаем?

 Презентация (Слайд 9. фото Смирнова В.П.)

Воспитатель: Смирнов Виктор Петрович (1921 — 02.10.1942) — летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1943, посмертно), старшина. Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 г. Воевал в составе 629 истребительного авиационного полка. Совершил 129 боевых вылетов, в 37 воздушных боях сбил 6 самолетов противника. 2 октября 1942 г. под Сталинградом при возвращении с боевого задания был атакован группой истребителей. Когда кончились боеприпасы, таранил одного из них. Погиб в этом бою. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, старшине Виктору Петровичу Смирнову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.  Он награждён двумя орденами Ленина.

Мы познакомились еще с одним героем ВОВ, в честь которого названа улица в Средней Ахтубе. Это наши герои!

Воспитатель: Наше путешествие на воздушном шаре подошло к завершению, вот мы и дома, сейчас, наш воздушный шар отправляется на свой аэродром.

 И последнее седьмое задание, не менее важное! Предлагаю сделать вам письма - треуголки с информацией о летчике Викторе Петровиче Смирнове и подарить их ребятам из других групп нашего детского сада.

Дети изготавливают «Треуголки».  (Приложение №4)

Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы ребята!!! Справились со всеми заданиями!

Ребята, так что же у меня в шкатулочке, а у меня для вас подарок. Дарю каждому из вас сувенир из бумаги «Самовар».  (Приложение №5). Возьмите его и скажите, почему вы любите свою Родину и что нового сегодня узнали. Что было интересно и почему?

    Вот вам за отличную работу по сладкому русскому прянику, кушайте, наслаждайтесь, родину свою любите и отважными растите. А наряд то почему у меня сегодня такой? Потому что я русская и Родину свою люблю!!!

Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о её людях, истории, берегите её природу, храните её обычаи и традиции.

                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию на тему "Моя семья"

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  по социально - коммуникативному развитию  "Моя семья"...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию. На тему: «Магазин игрушек» для детей первой младшей группы.

Актуальность социально-коммуникативного возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелате...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по «Социально-коммуникативному развитию» на тему «Моя малая родина – мой дом, моя семья» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по «Социально-коммуникативному развитию» на тему «Моя малая родина – мой дом, моя семья» для детей старшего дошкольн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию на тему "Один дома" для детей средней группы

Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения дома. Обучающие задачи: - расширить у детей предложение об опасных предметах, которые встречаются в быту, необходимости этих предметов ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию на тему «Дружные ребята» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Цель: создавать условия для формирования навыков самостоятельной коммуникативной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать другого человека, оказывать ему помощь.Задачи: формир...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию на тему: «Семейный альбом» для детей старшей группы. (форма проведения: телепередача)

Закрепление  представлений о семье, где  все любят друг друга, заботятся друг о друге, вместе работают и отдыхают, помнят предков, живут в радости и дружбе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально- коммуникативному развитию на тему: «Легенда о Черном Тигре» подтема: «Современные подходы в воспитании детей» для детей старшей группы. + Самоанализ

Цель: помочь детям научиться управлять своими эмоциями, настроить на бесконфликтное общение. Задачи:Образовательные:дать понимание, что возможно в приемлемой форме выплеснуть свой гнев.научи...