ООД по ознакомлению с грамотой "По островам"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Овечкина Елена Анатольевна
Занятие в виде увлекательной; игры для старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Мулымская СОШ

Технологическая карта построения ООД по речевому развитию (Обучение грамоте)

Возрастная группа:

 Подготовительная  

Воспитатель:

Овечкина Елена Анатольевна

Тема:   «Путешествие по островам  звуков, слов  и предложений»

 Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по развитию речи и обучению грамоте.

Задачи:

 Образовательные:

закрепить знания детей о гласных и согласных звуках

 Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Закреплять умение делить слова на слоги.

Уточнить знание детей о предложении.

Развивающие:

развивать фонематический слух, слуховое внимание, логическое мышление.   - развивать связную речь, память. - развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

 воспитывать умение анализировать деятельность сверстников; формировать навык самооценки. воспитывать умение слушать товарища  Отрабатывать навыки взаимодействия  детей  в группе и в парах

 I этап. Мотивационно – ориентировочный  (3 минуты)

Задачи:

−создать положительный эмоциональный настрой на дальнейшую деятельность;

−актуализировать, имеющихся у воспитанников знаний, умений и навыков;

−мотивировать детей на получение нового

Материалы,

среда:

видео звуковое письмо, ноутбук, интерактивная доска, мяч, карта.

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности детей

Формирование предпосылок УУД

(Игра с мячом) Ребята, какое сейчас время года? Какие зимние месяцы знаете? Почему происходит смена времен года? Назовите родственные слова к слову «зима». (зимушка, зимний, зимовать, зимовка, по-зимнему, озимый, зимовщик, перезимовать, зимовье, зимующий).

Ребята к нам сегодня пришло необычное письмо (видео слайд 1)  от следопытов из страны звуков, слов, слогов и предложений. Вот оно:

«Дорогие друзья! Мы следопыты из сказочной страны Слов. Следопыты первыми ступают на новые земли, разгадывают тайны. Мы хотим, чтобы вы тоже стали следопытами. Для этого посылаем вам необходимую карту. Если вы благополучно выполните все задания, ответите на вопросы, вас ждёт сюрприз». (Появляется да доске карта,  слайд 2)

- Ну что, не боитесь отправиться в путешествие по этой карте?

Воспитатель   и   дети   стоят   на

ковре в круге, дети  ловят мяч, отвечают на вопросы.

Воспитатель   и   дети   стоят   на

ковре  рядом с интерактивной доской.

 Ответы детей

Личностные

Дети проявляют познавательный

интерес, имеют мотивацию к

деятельности.

Познавательные

Понимает смысл услышанного.

Коммуникативные

Позитивно относятся к процессу

сотрудничества. Слушают

собеседника и вступают в диалог.

  II этап .     Постановка и решение  образовательных задач. (21 мин.)

2.1

Задачи: выявить знания детей о гласных и согласных звуках;  закреплять умение делить слова на слоги;  уточнить знание детей о предложении;  развивать фонематический слух, слуховое внимание, логическое мышление;  воспитывать умение анализировать деятельность сверстников;  формировать навык самооценки.

2.2

Материалы, среда:

схемы предложений, слов, фишки цветные для обозначения звуков, предметные  картинки на каждого,  обручи, звуковые домики, лесенка с пятью  ступеньками.

Содержание деятельности педагог

Содержание деятельности детей

Формирование предпосылок УУД

Первый остров  – РЕБУСОВ (слайд 3)

Что вы заметили в этих заданиях, кроме букв?

Из чего состоит первый ребус?

Из чего состоит второй ребус?

Разделимся на две команды и решим ребусы

Второй остров -  ОСТРОВ ЗВУКОВ.  (слайд 4)

Мы живём среди разнообразных звуков, их великое множество. Но есть особые звуки, из которых можно составлять слова. С помощью этих звуков мы с вами разговариваем. На какие две группы можно разделить эти звуки?

Чем отличаются гласные от согласных?

На какие группы можно разделить согласные звуки?  

 (На интерактивной  доске появляется  изображение  зимы слайд 5). Что изображено на доске?

Предлагаю вам провести звуковой анализ слова «Зима».

Первый звук в этом слове? И т.д.

Разгадывают ребусы

Цифры, картинки.

Из цифры и буквы.

Из картинки и буквы.

Делятся на 2 команды.

Отвечают на вопросы (гласные и согласные), (схематично).

(звонкие, глухие, мягкие, твёрдые), (схематично).

Хоровые ответы (зима)

Дети выполняют самостоятельно. Один ребенок  у доски.

Познавательные

Выстраивают произвольное речевое

высказывание в устной форме.

Выдвигают   и      обосновывают

гипотезы.

Регулятивные

Осуществляют     действия     по

определенному правилу.

Доводит  начатое до конца.

Коммуникативные

Позитивно   относится   к   процессу

учебного сотрудничества.

  Оценивает,   контролирует   свои

действия   и   действия   партнера,

корректирует их.

   Участвует   в   коллективном

обсуждении, строит высказывание в

соответствии   с   нормами   родного

языка

                                                                                 II этап. 2 динамические  паузы (4 минуты)

3.1.

Задачи  

−Снять физическое напряжение;

−Создать эмоционально положительный настрой на дальнейшую  деятельность детей.  

3.2.Материалы, среда:

Картотека физкультминуток

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности детей

Формирование предпосылок УУД

Выполняют движения

Регулятивные

Проявляет волевые усилия.

Осуществляют     действия     по

определенному правилу и образцу.

II этап.  Постановка и решение  образовательных задач (продолжение).

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности детей

Формирование предпосылок УУД

Молодцы, вы справились с заданием, теперь можно отправляться дальше. Куда ведёт стрелка? (На ОСТРОВ СЛОГОВ). Что такое слоги?

На этом острове поселились животные в названиях которых 1, 2 и 3 слога. Животных нужно расселить по домам. (В обручах картинки с изображением  домиков с 1, 2  и 3 комнатами)

Дети садятся.

Плывём к следующему острову. На горизонте ОСТРОВ СЛОВ! (слайд   А сейчас мы поиграем в игру «Добавки». Всего одна буква может совершенно изменить слово, его значение.

Я буду  показывать вам таблички со словами. Вы должны к каждому слову добавить  по одной букве в начале так, чтобы получилось новое слово. Желающие назвать  букву и называть новое слово, должны поднять руку.

(слова: рот, лень, кол,  кран, мех, оса)

 Игра «Найди пару».

Замените в слове первый звонкий согласный глухим, чтобы у слова появилась пара. Изменилось ли значение слова?

1 команда:                              2 команда:

дочка- (точка)                                     жаль-(шаль)

день- (тень)                                              злой- (слой)

бочка- почка)                                           гость(кость)                                            

                       

Подвижная игра «Рифмы»

Танцуйте под музыку, как музыка закончится, встаньте парами  с рифмующимися  словами -картинками.

(шишка- мишка, лягушка- подушка)

И с этим заданием вы справились. Вот последний остров. Как он называется? (ОСТРОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ)

Послушайте, что расскажу. Сосчитайте сколько здесь предложений: «этот остров самый большой. Здесь живут весёлые человечки. Они живут в разных домах. Дома большие и маленькие. Они образуют улицы».

Сколько слов в первом предложении? Составьте предложение по схеме.

1команда: ________  __________  ____________  _______ .

2 команда:

 __________  __________  ____________ ?

 «Составь схему предложения по сюжетной картинке». (для каждого ребенка)

И так мы добрались до сюрприза (сундучок со сладостями)

 На доске показано место, где находится сюрприз.

Ответы детей

(это части слова)

Раскладывают картинки с животными в названиях которых 1 слог, в обруч  с домиком  из одной комнаты, 2 слога  в  обруч с домиком из 2 комнат,  с тремя слогами из 3 комнат

Путем добавления буквы, изменяют слово

Вспоминают парные согласные звуки, меняют слова

Двигаются под музыку, находят рифмующиеся слова по картинкам.

Ответы детей (остров предложений)

Называют количество предложений

Составляют предложения по схемам

Дети  ориентируются по показу на доске,  в группе находят сундучок.

Выстраивают произвольное речевое

высказывание в устной форме.

Выдвигают   и      обосновывают

гипотезы.

Регулятивные

Осуществляют     действия     по

определенному правилу.

Доводит  начатое до конца.

Коммуникативные

Позитивно   относится   к   процессу

учебного сотрудничества.

  Оценивает,   контролирует   свои

действия   и   действия   партнера,

корректирует их.

   Участвует   в   коллективном

обсуждении, строит высказывание в

соответствии   с   нормами   родного

языка

V этап. Оценка образовательного результата  (2 минуты)

4.1.Задачи:

−формировать у детей рефлексивные умения;

−учить выражать словами свое отношение к деятельности;

−формировать желание детей выбирать деятельность по интересам.

4.2.Материалы, среда: картинка лесенка из пяти ступенек; кружки-смайлики разного цвета;

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности детей

Формирование предпосылок УУД

Понравилось ли вам наше путешествие? Какое задание было для вас самым интересным? А самым трудным? 

 Кому очень

понравилось,  как мы поработали –

возьмите  красную фишку, кому было

трудновато – синюю, кто поскучал –

зеленую.

У вас на столах есть лесенка. На какую ступеньку вы бы поставили сегодня себя? Почему?

Ответы детей.

Дети выбирают фишки и

отмечают себя на лестнице.

Регулятивные

Адекватно принимают оценку своего

результата.

Предвосхищают   результат   своих

действий, делают выбор

деятельности.    

Коммуникативные

Участвуют     в     коллективном

обсуждении

Образовательный результат.

 1.У детей сформировались знания  о гласных и согласных звуках.

 2.Дети умеют делить слова на слоги.

3.Дети познакомились с  предложением и схемой.

4.Хорошо взаимодействовали в командах, помогали друг другу

Самоанализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие «Кораблекрушение около необитаемого острова»

Моделирование проблемных ситуаций, развитие поисковой деятельности детей...

Спортивное развлечение "На острове Буяне"

                               «На острове Буяне…»Цели:Совершенствование образно-чувственного восприя...

Конспект занятия в старшей группе "В поисках острова Сокровищ"

Материал представляет собой авторскую разработку развлечения на воде с детьми старшей группы....

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе. Тема:"Остров на море лежит Град на острове стоит..."

Тема: "Остров на море лежит             Град на острове стоит..."Знакомство детей с архитектурой древней Руси, отметить её оригинальность, красоту, прочность построе...

Сюжетно - ролевая игра "Невероятные приключения на необитаемом острове"

Конспект сюжетно – ролевой игры «Невероятные приключения на необитаемом острове». Проблемная ситуация. Во время игры с воздушными шарами дети находят записку со странным письмом. Они расшифровывают за...

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Путешествие по островам Математики"

Цель: Обобщить математические представления детей подготовительной группы. Задачи: Учить понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно. Развивать психические процессы: зрительную ...