«Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Денисова Екатерина Васильевна

Программное содержание: Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирёва).

Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.

Расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание.

Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, воспитание добрых чувств.

Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.

Оборудование: изображения героев сказки, иллюстрации к сказке.

Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.

                                                  Ход занятия

 

  1. Вводная часть

 

С добрым утром, с новым днём!
Как мы дружно здесь живём.
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.

(Дети проходят на свои места)
 

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, а чему учат нас сказки?

(Дружить, помогать, узнавать что-то новое)

Воспитатель: А Вы дружите друг с другом?

(Да)

Воспитатель: А кто такие друзья?

(Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем)

Воспитатель: Ребята, а какими должны быть друзья?

(Дружными, хорошими, веселыми, вежливыми)

Воспитатель: А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?

(Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить)

Воспитатель: Как хорошо, когда все друг друга любят и дружат между собой. Но иногда так бывает, что одно слово может сильно обидеть, и сейчас про это я прочитаю Вам эскимосскую народную сказку.

 

  1. Основная часть

 

Воспитатель: Сегодня мы с вами прочтем сказку  называется она «Как лисичка бычка обидела»

Воспитатель: Ребята, из названия сказки вы поняли, кто кого обидел?
(Лисичка обидела бычка)

Воспитатель: А кто такой бычок?

(Теленок).

Воспитатель: Вы думаете, что бычок – это теленок?

 (Да).

Воспитатель: А я Вам открою секрет. Вы знаете, что некоторые слова звучат одинаково, но обозначают разные предметы.

Воспитатель: И в нашей сказке все не так просто, бычок в ней не теленок, а … отгадайте мою загадку и узнаете, кто.

         Плаваю под  мостиком, 
         И виляю хвостиком. 
         По земле не хожу, 
         Рот есть, но не говорю……………….. (Рыба)

Воспитатель: Молодцы, ребята, в нашей сказке бычок – это рыба.

Воспитатель: Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.

Воспитатель: Герои сказки, которую мы будем читать — лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием — бычок.  Сказку вы запоминайте, чтоб потом пересказать!

                                Чтение сказки

«Как лисичка бычка обидела»

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

-  Бычок, бычок,

Пучеглазый,

    Бычок, бычок,

    Большеротый,

    Бычок, бычок,

      Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

 

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса- мать спрашивает:

 

-Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

 

-Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

 

А лиса спрашивает:

 

-А ты ему ничего не говорила?

-Сказала.

-Что ты ему сказала? – спросила лиса.

- А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

- Вот видишь,- сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела.

 

Беседа по сказке

                                   

- Как называется сказка?

«Как лисичка бычка обидела»

- Где шла лисичка?

(Лисичка шла по берегу моря)

- Кто высунулся из воды?

(Из воды высунулся бычок  - рыба морская)

-Вспомните, какими словами обзывала лисичка бычка.

(Пучеглазый, большеротый).

- Если лисичка называет бычка «пучеглазый», значит глаза у бычка какие?

 (Большие)

 А «большеротый», значит рот у бычка какой?

 (Большой)

- Что ответил бычок?

(У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь)

- Понравились слова бычка лисичке?

(Нет, не понравились, она заплакала)

- Что спросила лиса – мать?

(Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?)

- Как ответила лисичка?

(Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь)

- Что еще спросила лиса -мать?

(А ты ему ничего не говорила?)

 - Что ответила лисичка?

(Сказала, что он пучеглазый да большеротый)

- Какой вывод сделала мама-лиса?  

(Вот видишь, ты первая его и обидела)

 

Воспитатель: Ребята, а у меня есть иллюстрации к сказке. Ой, что такое? Все картинки перемешались, как теперь узнать в каком порядке они должны лежать. Может вы мне поможете?

 (Да, поможем)

Дети выставляют картинки по порядку

Воспитатель: Спасибо ребята, что помогли правильно распределить картинки, а теперь предлагаю Вам немного отдохнуть. Подходите ко мне и встаньте в рассыпную. Молодцы. А теперь слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения. 

 

                         Физминутка «Лисонька»

 

У лисицы острый нос,  (показываем «острый» носик)

 

У нее пушистый хвост, (показываем руками сзади «хвост»)

 

Шуба рыжая лисы  (поглаживаем себя по плечам, рукам)

 

Несказанной красоты.  (идем важно, покачиваясь)

Лиса важно похаживает,

 

Шубу пышную поглаживает. (поглаживаем себя по плечам, рукам)

 

Я - охотница до птицы! (хватательные движения перед грудью)

 

Кур ловить я мастерица! (ладонь ставим на лоб «козырьком»)

 

Как увижу - подкрадусь,

И тихонько затаюсь. (присесть, сжаться в комок)

 

После прыгну и схвачу, (прыжок в сторону)

 

Деткам в норку отнесу. (побежали по кругу)


Воспитатель: Давайте присядем на стулья и еще раз прочтем сказку. А потом будем ее пересказывать. Слушайте внимательно.

 

ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ СКАЗКИ

 

Воспитатель: Теперь попробуем пересказать эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела». Кто хочет попробовать?

Воспитатель: Вам помогут картинки и мы с ребятами.

 

Выходит ребенок.

 

  1. Итоги занятия

                                                                                         

Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились?

«Как лисичка бычка обидела»

Воспитатель: Про что была сказка?

(Лисичка бычка обидела).

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?

(Нет, нельзя дразнить, потому что все не могут быть похожими друг на друга. Каждый по своему особенный.)

 

Воспитатель: Ребята, а подскажите мне пожалуйста, что нужно сделать лисичке, чтобы помириться с бычком?

 (Попросить прощения, извиниться)

Воспитатель: А какими словами можно попросить прощения?

(Прости меня пожалуйста, я так больше не буду)

Воспитатель: На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями!

                           

 

 

 

                          

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_lisa_bychka_obidela.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 258»

             Конспект занятия по развитию речи

                            (старшая группа)

       Тема: «Пересказ эскимосской сказки

             «Как лисичка бычка обидела»

Выполнила: воспитатель высшей                                                              квалификационной   категории

                                                                Денисова Екатерина Васильевна

                                                             

г. Новосибирск

2023г.

Программное содержание: Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирёва).

Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.

Расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание.

Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, воспитание добрых чувств.

Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.

Оборудование: изображения героев сказки, иллюстрации к сказке.

Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.

                                                  Ход занятия

  1. Вводная часть

С добрым утром, с новым днём!
Как мы дружно здесь живём.
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.

(Дети проходят на свои места)

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, а чему учат нас сказки?

(Дружить, помогать, узнавать что-то новое)

Воспитатель: А Вы дружите друг с другом?

(Да)

Воспитатель: А кто такие друзья?

(Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем)

Воспитатель: Ребята, а какими должны быть друзья?

(Дружными, хорошими, веселыми, вежливыми)

Воспитатель: А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?

(Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить)

Воспитатель: Как хорошо, когда все друг друга любят и дружат между собой. Но иногда так бывает, что одно слово может сильно обидеть, и сейчас про это я прочитаю Вам эскимосскую народную сказку.

  1. Основная часть

Воспитатель: Сегодня мы с вами прочтем сказку  называется она «Как лисичка бычка обидела»

Воспитатель: Ребята, из названия сказки вы поняли, кто кого обидел?
(Лисичка обидела бычка) 

Воспитатель: А кто такой бычок?

(Теленок).

Воспитатель: Вы думаете, что бычок – это теленок?

 (Да).

Воспитатель: А я Вам открою секрет. Вы знаете, что некоторые слова звучат одинаково, но обозначают разные предметы.

Воспитатель: И в нашей сказке все не так просто, бычок в ней не теленок, а … отгадайте мою загадку и узнаете, кто.

         Плаваю под  мостиком, 
         И виляю хвостиком. 
         По земле не хожу, 
         Рот есть, но не говорю……………….. (Рыба)

Воспитатель: Молодцы, ребята, в нашей сказке бычок – это рыба.

Воспитатель: Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.

Воспитатель: Герои сказки, которую мы будем читать — лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием — бычок.  Сказку вы запоминайте, чтоб потом пересказать!

                                Чтение сказки

«Как лисичка бычка обидела»

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

-  Бычок, бычок,

Пучеглазый,

    Бычок, бычок,

    Большеротый,

    Бычок, бычок,

      Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса- мать спрашивает:

-Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

-Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

-А ты ему ничего не говорила?

-Сказала.

-Что ты ему сказала? – спросила лиса.

- А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

- Вот видишь,- сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела.

Беседа по сказке

                                   

- Как называется сказка?

«Как лисичка бычка обидела»

- Где шла лисичка?

(Лисичка шла по берегу моря)

- Кто высунулся из воды?

(Из воды высунулся бычок  - рыба морская)

-Вспомните, какими словами обзывала лисичка бычка.

(Пучеглазый, большеротый).

- Если лисичка называет бычка «пучеглазый», значит глаза у бычка какие?

 (Большие)

 А «большеротый», значит рот у бычка какой?

 (Большой)

- Что ответил бычок?

(У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь)

- Понравились слова бычка лисичке?

(Нет, не понравились, она заплакала)

- Что спросила лиса – мать?

(Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?)

- Как ответила лисичка?

(Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь)

- Что еще спросила лиса -мать?

(А ты ему ничего не говорила?)

 - Что ответила лисичка?

(Сказала, что он пучеглазый да большеротый)

- Какой вывод сделала мама-лиса?  

(Вот видишь, ты первая его и обидела)

Воспитатель: Ребята, а у меня есть иллюстрации к сказке. Ой, что такое? Все картинки перемешались, как теперь узнать в каком порядке они должны лежать. Может вы мне поможете?

 (Да, поможем)

Дети выставляют картинки по порядку

Воспитатель: Спасибо ребята, что помогли правильно распределить картинки, а теперь предлагаю Вам немного отдохнуть. Подходите ко мне и встаньте в рассыпную. Молодцы. А теперь слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения. 

                         Физминутка «Лисонька»

У лисицы острый нос,  (показываем «острый» носик)

У нее пушистый хвост, (показываем руками сзади «хвост»)

Шуба рыжая лисы  (поглаживаем себя по плечам, рукам)

Несказанной красоты.  (идем важно, покачиваясь)

Лиса важно похаживает,

Шубу пышную поглаживает. (поглаживаем себя по плечам, рукам)

Я - охотница до птицы! (хватательные движения перед грудью)

Кур ловить я мастерица! (ладонь ставим на лоб «козырьком»)

Как увижу - подкрадусь,

И тихонько затаюсь. (присесть, сжаться в комок)

После прыгну и схвачу, (прыжок в сторону)

Деткам в норку отнесу. (побежали по кругу)


Воспитатель: Давайте присядем на стулья и еще раз прочтем сказку. А потом будем ее пересказывать. Слушайте внимательно.

ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ СКАЗКИ

Воспитатель: Теперь попробуем пересказать эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела». Кто хочет попробовать?

Воспитатель: Вам помогут картинки и мы с ребятами.

Выходит ребенок.

  1. Итоги занятия

                                                                                         

Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились?

«Как лисичка бычка обидела»

Воспитатель: Про что была сказка?

(Лисичка бычка обидела).

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?

(Нет, нельзя дразнить, потому что все не могут быть похожими друг на друга. Каждый по своему особенный.)

Воспитатель: Ребята, а подскажите мне пожалуйста, что нужно сделать лисичке, чтобы помириться с бычком?

 (Попросить прощения, извиниться)

Воспитатель: А какими словами можно попросить прощения?

(Прости меня пожалуйста, я так больше не буду) 

Воспитатель: На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями!

                           

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД Пересказ эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела"

Данная работа состоит из: орг.момента, чтения сказки, вопросы по сказке, физминутки, работы по мнемотаблице, пересказ сказки детьми, итога....

Пересказ эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела"

Сценарий открытого занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе "Как лисичка бычка обидела" (эскимосская сказка)....

"Пересказ эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела".

Формировать умение детей связно и последовательно пересказывать....

Пересказ эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела"

#каклисичкабычкаобидела #развитиеречи #пересказ #открытоезанятие Формирование у детей умения связно, последовательно пересказывать небольшую сказку; совершенствование слухового восприятия детей....

Пересказ эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности...

"Пересказ эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела". Дифференциация звуков С–Ш"

Пересказ эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела"...