Конспект ООД «Пересказ по мнемотаблицам рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Давлетшина Регина Раисовна

Конспект ООД по образовательной области: "Речевое развитие", развитие речи, связная речь.«Пересказ по мнемотаблицам рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Цель: Развивать умение логично и содержательно пересказать рассказ, при помощи мнемотаблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._oodkostochka_davletshina_r.r.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального районаТуймазинский район

                                                  Республика Башкортостан.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский  сад № 18

г.Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

Организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие».

Направление: «Связная речь».

Тема: «Пересказ рассказа

Л.Н.Толстого «Косточка»

Возрастная группа: 1 старшая группа.

Выполнил воспитатель

                                                                                          Давлетшина Р.Р.

Кв.категория: высшая

                         Стаж: 15 лет.

г.Туймазы 2022

Цель: Развивать умение логично и содержательно пересказывать рассказ, при помощи мнемотаблицы.

Задачи:

Образовательные:

-  Способствовать формированию и развитию у детей умения связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ Л.Н.Толстого «Косточка», грамматически правильно строя предложения;

- способствовать активизации словаря по  лексической теме: «Фрукты»;

- обогащать словарь образными выражениями языка.

Развивающие:

- способствовать развитию диалогической и монологической речи;

- способствовать формированию умения у детей пересказывать рассказ по частям и воспроизводить рассказ в целом, опираясь на мнемотаблицу;

- способствовать умению у детей образовывать прилагательные от существительных;

- уточнять правила безопасности в употреблении фруктов с косточками;

- способствовать развитию памяти, слухового восприятия, логического мышления, произвольного внимания.

Воспитывающие:

- Воспитывать умения дослушивать ответы другого ребенка, не выкрикивать ответы, поднимать руку для ответа на вопрос.

Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа: горница, сочла.

Средства  реализации:

Демонстрационный материал: картинки фруктов (сливы, сливы с косточкой, косточки сливы, яблок, груш, слив, мандаринов, персиков),  магнитофон, музыка на флешке, мнемотаблицы к рассказу «Косточка», косточка, контейнер, готовая книжка с мнемотаблицей.

Раздаточный материал: косточки, контейнер, цветные карандаши, «пустые» книжечки для зарисовки мнемотаблицы.

Методические приемы:

Приветствие «Здравствуй, солнышко родное!»; дидактическая игра: «Назови фрукт»; загадывание загадки; обследование косточки сливы; беседа по содержанию рассказа «Косточка»; пословица«Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят»;физкультминутка «На ветке»; пересказ рассказа детьми с опорой на мнемотаблицупо частям и в лицах; дидактическая игра «Вкусное варенье»; пальчиковая игра: «Фрукты»; рисование мнемотаблицы в книжки; включение музыки: «Релаксация»; поощрение; привлечение детей к оценке,оценка воспитателя.

Предварительная работа:чтение и пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка», разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики, рассматривание иллюстраций: «Фрукты», отгадывание загадок, беседа о фруктах.

Ход ООД:

1-ая часть: Организационный момент

Дети стоят в кругу.

Приветствие «Здравствуй, солнышко родное!»

«Здравствуй, солнышко родное!Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка-земля!Здравствуй, ты, и здравствуй я!»

Воспитатель: Дети, назовите, какие вы знаете фрукты. А назовет, только тот на кого я посмотрю глазами. Будьте внимательными! (ответы детей)

Дидактическая игра в кругу: «Назови фрукт»

Дети, садятся на стульчики

Воспитатель:Я тоже знаю один фрукт, хотите узнать, что это за фрукт?

Дети: (да)

Воспитатель: Что за фрукт, вы узнаете из ответа к загадке.

Я сейчас вам ее загадаю. Готовы?

2-ая часть. Основная часть:

Загадывание загадки

«Средь фруктовых муз она,

Выделяется всегда,

Любит красоваться в синем,

Сарафан зеленый снимет

Догадались, что за дива,

Ну конечно это…» (слива)

Дети: (это слива)

картинка «Слива»

Воспитатель: Совершенно верно! Дети, это слива, а какая она на вкус?

Дети: (сочная,сладкая, вкусная)

Воспитатель: А когда мы съедаем сливу, что остается?

Дети: (косточка)

картинка «Слива в разрезе косточка»

Воспитатель:Верно, косточка. Давайте мы рассмотрим косточку сливы

Дети рассматривают и ощупывают косточку

картинка: «Косточка»

Воспитатель: Возьмите ее в руки, какая косточка на ощупь?

Дети: (косточка жесткая, с бороздками)

Воспитатель: Какая косточка, по форме и размеру?

Дети: (По форме косточка овальной формы и маленькая)

Воспитатель: уберите косточки обратно в контейнер. Сейчас я прочитаю рассказ Л.Н.Толстого «Косточка».

Чтение рассказа

«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив и когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: — А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали: — Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: — Нет, я не ел.

Тогда отец сказал: — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал».

Беседа по содержанию рассказа «Косточка».

Воспитатель:Скажите, что купила мама?

Рамина: ( Мама купила сливы).

Воспитатель: Как вел себя Ваня?

Тимур: (Ваня ходил вокруг слив и все их нюхал).

Воспитатель: Почему они интересовали Ваню?

Искандер: ( Они ему очень понравились, он никогда не ел слив).

Воспитатель: Как повел себя Ваня, когда  остался один в комнате?

Ксюша: (Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел).

Воспитатель: Кто заметил, что одной сливы не стало?

Егор: (Мама сочла сливы и заметила, что одной не хватает).

Воспитатель: Признался ли Ваня в своем поступке?

Самира: (Дети ответили, что сливы они не ели и Ваня сказал тоже, что он не ел слив).

Воспитатель: Почему беспокоился папа?

Рамазан: (Он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу - это не хорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрет).

Воспитатель: Что ответил Ваня?

Ясмина: (Ваня сказал, что косточку он выбросил в окошко).

Воспитатель: Почему Ваня заплакал?

Айгиза: (Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок).

Воспитатель: Дети, как вы понимаете слово горница? А сочла?

Дети: (Я понимаю, как комната; помещение)

Пословица: «Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят».

Воспитатель:Есть такая пословица: «Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят». Как вы ее понимаете?

Дети: (предположения детей)

Воспитатель: Назовите еще фрукты с такой же косточкой, как у сливы.

Дети: (Я еще знаю фрукт персик, абрикос, алыча,…)

Воспитатель: Где растут эти фрукты?

Дети: (Они растутна дереве в саду).

Воспитатель: Давайте встанем и попробуем достать с ветки абрикос.

картинка «Абрикос на ветке»

Физминутка «На ветке»

Вот на ветке – абрикос,                     (Потянуться руками вверх),

Он на солнце так подрос!                 (Развести руки в стороны)

Ты за ним тянись, тянись,  (Подняться на носочки, потянуться руками вверх)

Но смотри, не оступись!                  (Быстро присесть)

Садятся. Обращаем внимание на посадку детей,осанку.

Воспитатель:Сейчас я еще раз  прочитаю рассказ Л.Н.Толстого «Косточка», а поможет мне моя мнемотаблица рассказа. Вы внимательно послушайте, а потом будете пересказывать.

Красный круг в мнемтаблице мама,синий-папа,зеленый-Ваня.

картинки мнемотаблицыпо сюжетам рассказа

Воспитатель:А сейчас перескажем рассказ «Косточка» по частям. Внимательно слушайте друг друга, когда один остановился, следующий продолжит рассказ.

На доске мнемотаблица. Дети по очереди пересказывают части рассказа

Воспитатель: А теперь, кто хочет пересказать рассказ «Косточка» полностью от начало до конца?

картинки «Фрукты»

Дидактическая игра «Вкусное варенье»

Воспитатель: А я знаю одну игру, хотите поиграть? Я назову вам фрукт, а вы назовите, какое варенье из них можно приготовить. Например: из абрикосов- абрикосовое варенье;

Из яблок -яблочноеваренье;

Из груш - грушевоеваренье;

Из слив -сливовоеваренье;

Из мандаринов - мандариновоеваренье;

Из персиков -персиковоеваренье.

Воспитатель:А сейчас я предлагаю вам, нарисоватьсвоюмнемотаблицу по рассказу Л.Н.Толстого «Косточка»  такую, которая вам поможет пересказать этот рассказ дома маме и папе. А перед рисованием подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра: «Фрукты»

Пальчиковую гимнастику делаем стоя

«Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша, просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас, фрукт для вас и для нас

(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, затем сжимают и разжимают кулачки).

Воспитатель: А теперь возьмите любые карандаши.

Дети на своих местах и каждый в своей книжке рисуют свой последовательнуюсхему рассказа.

Самостоятельная работа

Включение музыки: «Релаксация».

Индивидуальная работа с детьми, у кого есть затруднения.

3-ая часть.Заключительная часть.Итог ООД:

Воспитатель:Дети, отложите карандаши и посмотрите на меня.

1)Как называется рассказ, который вы пересказывали?

2)Дети, вспомните, кто автор рассказа «Косточка»?

3)А как-бы вы поступили на месте Вани?

4)Дети, скажите, чему научил вас этот рассказ?

Дети теперь вы знаете, как есть фрукты с косточками.

На этом наше занятие закончено.Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область Коммуникация Тема: Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"

Программное содержание:1. Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту.2. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их.3. Развивать умение, пересказывать, опираяс...

КОММУНИКАЦИЯ Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

Чётко прослеживается ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Музыка». Очень интересное занятие как для детей , так и д...

Конспект ООД ОО "Речевое развитие" по теме "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»

Программные задачи:ОО «Познавательное развитие»1.     Закрепить представление детей о фруктах2.     Развивать мышление, воображение, внимание, зрительное воспри...

Развернутый конспект занятия по пересказу рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

Цель: Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить  предложения....

Конспект по обучению пересказа "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Зада...

Конспект НОД по развитию связной речи с детьми 6-го, 7-го года жизни. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Косточка".

Закреплять правильное употребление в речи детей имён существительных в творительном падеже....