Развитие речи детей (мнемотехника)
консультация по развитию речи (старшая группа)

НиколаеваЕленаАнатольевна

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemo_.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

                              он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите

                                                  двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

К. Д. Ушинский 

Речь - чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения.

Должно пройти  время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.   

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Ребенок с рождения воспитывается родителями, в жизни которых телевизор, компьютер, смартфон занимают далеко не последнее место. В связи с этим в большинстве семей присутствует дефицит общения. Мы и наши дети в основном потребляем информацию, увидев, прочитав или услышав, не пытаемся её воспроизвести, потому что она и так очень доступна любому члену семьи. Лучше включить ребенку мультфильм, чем прочитать сказку и обсудить поступки героев. И это объяснимо и естественно, когда человек идет по легкому пути и намеренно не создает себе трудности. Ежедневные эмоциональные перегрузки на работе, финансовые проблемы, слабое здоровье, катастрофическая нехватка времени и сил – всё это неприятные побочные эффекты нашей развитой цивилизации. Всё это отражается на наших детях. Если взрослые и дети в семье мало общаются, то и речевой опыт их ограничен, языковые средства несовершенны; разговорная речь бедна, немногословна.

Век информации освободил нас от необходимости что-то долго удерживать в памяти. Поэтому у детей развивается в основном только краткосрочная память. Следствие - ребенку трудно пересказать только что услышанную сказку или рассказ от начала и до конца, выучить стихотворение и не забыть, подобрать подходящее слово для выражения собственной мысли.

Поэтому очень важна роль образовательных учреждений, где происходит живое общение и ведется целенаправленная работа по развитию речи подрастающего поколения. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи.

В речи детей существует множество проблем:

•Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

•Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

•Употребление нелитературных слов и выражений.

•Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

•Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

•Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

•Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

•Плохая дикция.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника – это техника развития памяти.  Если по-научному, мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, т.е. техника развитие речи.


С помощью мнемотехники   решаются  следующие задачи:

  • Развивать связную и диалогическую речь.
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
  • Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Как любая педагогическая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.  Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы  служат  своеобразным зрительным  планом. 

Работу на занятиях по мнемотаблицам можно строить в три  этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 

2этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ или рассказ по заданной теме.

Мнемотаблицы  можно использовать для заучивания стихов, пословиц, скороговорок, составления описательных рассказов по темам (овощи, фрукты, посуда, животные и т. д.), пересказа произведений художественной литературы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. 

Стихотворения.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
  В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы. На начальном этапе воспитатель предлагает готовый план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. 

Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Творческие рассказы.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.


Описательный рассказ.

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Отгадывание и придумывание загадок.

Можно предложить детям модель для составления загадок.

Обучение правильному построению предложений.

Модель построения предложений позволит детям стороить правильные распространенные предложения.

Для составления мнемотаблиц можно взять готовые сюжетные картинки, также  воспитатель может нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная, солнышко - желтое. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д.  Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

В более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого могут  выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа, например,  литературного произведения.

Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим детей :

1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. Применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов : внимания, памяти, мышления.

Согласна с авторами, которые говорят, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Основные авторы мнемотаблиц

Валентина Константиновна Воробъева, разработавшая сенсорно-графические схемы;

Татьяна Александровна Ткаченко, автор предметно-схематической модели;

Вадим Петрович Глухов предложил использование блок-квадратов;

Татьяна Васильевна Большева ввела коллаж в «Мнемотехнику»;

Людмила Николаевна Ефименкова, предложившая схему составления рассказа.

Рекомендованная литература

1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

2. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

3. Омельченко Л.В. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи»

4. Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов»

Используемые источники

https://infourok.ru/ispolzovanie-mnemotehniki-v-razvitii-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta-5124511.html?ysclid=lekzc63xdw823465330

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2022/05/24/konsultatsiya-dlya-pedagogov-ispolzovanie-mnemotehniki-v?ysclid=lekzgpzgu4835735538

https://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-mnemotehniki-v-razviti-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta.html?ysclid=lekzha4ae3920453403

https://multiurok.ru/files/iz-opyta-raboty-mnemotekhnika-v-rechevom-razvitii.html?ysclid=lekzof64r4803597967

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0&stype=image&lr=194&source=serp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Проект по развитию речи «Развитии речи детей старшего дошкольного возраста с использование мнемотехники»

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагоги...