Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Сто одежек и все без застежек»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Зуева Светлана Антоновна

Задачи:
- Уточнить значение обобщающего наименования «одежда».
- Обогащать словарь детей образными словами и выражениями.
- Побуждать строить предложения разной структуры.
- Учить передавать диалог персонажей по ролям. Учить рассказывать сказку близко к тексту.
- Закреплять правильное произношение звуков ш, ж в словах и фразах, дифференцировать звуки на слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Сто одежек и все без застежек»

Задачи:
- Уточнить значение обобщающего наименования «одежда».
- Обогащать словарь детей образными словами и выражениями.
- Побуждать строить предложения разной структуры.
- Учить передавать диалог персонажей по ролям. Учить рассказывать сказку близко к тексту.
- Закреплять правильное произношение звуков ш, ж в словах и фразах, дифференцировать звуки на слух.
Материалы, инструменты, оборудование: Карандаш, подушка с наволочкой из кукольного уголка, луковица, свеча.
Картинки: дерево, капуста.
Игрушки: еж и заяц. Мяч.

Содержание занятия

Воспитатель загадывает детям загадки, демонстрируя предметы-подсказки:
Умный Ивашка,
Красная рубашка,
Где пройдет, коснется, —
Там след остается. (Карандаш)

Без рук, без ног, а рубашку носит. (Подушка)

Воспитатель обсуждает с детьми, что это за рубашка на подушке. (Наволочка.)

Затем воспитатель предлагает детям послушать загадку о тонкой девчонке в белой юбчонке с красным носом:
Чем длиннее ночи, —
Тем она короче
От горючих слез.
После чтения загадки спрашивает, с какой одеждой сравнивают в загадке свечу.

Воспитатель загадывает детям следующую загадку о дереве, которое «весной и летом видели одетым»:
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.

Спрашивает детей:
— С какой одеждой сравнивают в загадке листву? (Рубашки.)
— А в какие меха, в какую шубу одели метели зимой дерево? (Снег.)

Воспитатель читает загадку:
Сидит дед
В семь шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)

Загадывает следующую загадку и спрашивает у детей, как они догадались, что это капуста.
Сто одежек
И все без застежек. (Капуста)

Затем воспитатель просит детей вспомнить, какие предметы сравнивались в загадках с рубашкой (карандаш, дерево, лук); назвать одним словом рубашку, юбку, шубу. (Одежда.)
Воспитатель обсуждает с детьми, какую одежду они знают, зачем нужна одежда.

Предлагает детям послушать веселое стихотворение «Лягушка на дорожке»:
Вот лягушка на дорожке.
У нее озябли ножки.
Значит, ей нужны
Теплые штаны.
(Чешская народная песенка в пересказе С. Маршака)

Воспитатель организует игру в кругу с мячом:
— Я буду бросать мяч и называть слово. Если услышите звук ж, бросьте мяч мне и хлопните в ладоши. Если звука ж нет, в ладоши не хлопаете.
(Слова: пиджак, шарф, жабо, жилет, шапка, жакет, шорты, пижама, манжеты, джинсы, шуба, шерсть, шелк, кожа, пряжа, штапель, шляпа, рубашка, шлепанцы, замша, шлем, тельняшка, бриджи)

Воспитатель просит детей вспомнить, о каких шубах говорится в сказках о животных.
Предлагает детям послушать сказку о животных и их одежках:

К. Ушинский "Еж и заяц"
Беленький гладенький заяц сказал ежу:
— Какое у тебя, братец, некрасивое колючее платье.
— Правда; — отвечал еж, — но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шубка?
Зайчик вместо ответа только вздохнул».
Воспитатель просит детей вспомнить, как укорял ежика заяц, что ему ответил ежик.
Воспитатель показывает детям игрушечных зайчика и ежа.

— Вот ежик и заяц, о которых я вам рассказала. Кто хочет рассказать сказку? Кто будет зайцем? Ежом?
Далее воспитатель читает слова автора, а дети разыгрывают диалог.
Выслушав желающих (две-три пары), предлагает кому-нибудь рассказать сказку от начала до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....