Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Татьяна Владимировна Рыжова

Цели:

Образовательные:

—  обучать детей навыкам составления расска­за по сюжетной картине;

—  учить выделять событийную основу и суще­ственные детали изображения.

—  учить составлять предложения.

Развивающие:

—  активизировать и расширять словарь детей по теме;

—  развивать  умение  образовывать  сложные слова;

—  развивать навыки планирования разверну­тых высказываний.

Воспитательная:

—  воспитывать у детей самостоятельность и от­ветственность за свои поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_syuzhetnoy_kartine.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома».
План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Составила: воспитатель высшей категории Рыжова Т.В.

Цели:

Образовательные:

—  обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине;

—  учить выделять событийную основу и существенные детали изображения.

—  учить составлять предложения.

Развивающие:

—  активизировать и расширять словарь детей по теме;

—  развивать  умение  образовывать  сложные слова;

—  развивать навыки планирования развернутых высказываний.

Воспитательная:

—  воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Оборудование: сюжетная картина  «Одни дома», ткань, клубок ниток, мяч,   на каждого ребенка: фонарик,  картинка-невидимка, схемы на липучках , игра «Собери бусы» .

Ход занятия:

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

-Доброе утро!

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Давайте с вами вспомним, какие вежливые слова бывают.

Игра «Волшебный Клубочек»

Дети стоят в кругу, воспитатель передает клубок ниток ребенку и при этом произносит «волшебное вежливое слово», затем передает клубок следующему ребенку. ( Вежливые слова: спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый день, добрый вечер, хорошего дня, будьте здоровы, простите, приятного аппетита, благодарю, спокойной ночи, угощайтесь, приятно познакомиться, привет)  

Организационный момент. На магнитной доске закрытая  картина.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами будем составлять рассказ по картине, но что нарисовано на  этой  картине мы  не знаем. А для этого нам понадобятся фонарики и картинки- невидимки.

 Игра «Отгадай, что  спрятано?».

На каждого ребенка фонарик и картинка- невидимка: мама, девочка, бусы, машинки, медведь, мальчик . Ребенок, светя фонариком должен сказать, что изображено на картине.  Дети называют изображения. Воспитатель снимает завес с картины. Дети сравнивают, изображения на картинках-невидимках и картине.

 Объявление темы.  Рассматривание картины с последующим обсуждением.

Воспитатель: Картина называется  «Одни дома» Вы видите на картине только окончание рассказа, нам нужно придумать, что же случилось, пока мамы не было дома. Давайте дадим имена  героям картины (Катя и Вова)

•    Кого вы видите на картине?

•    Какие игрушки вы видите на картине?

•    Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?

•    Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?

•    Когда это могло случиться? (Пока мамы не было дома.)

•    Как вы думаете, куда ходила мама?

•    Кто оставался дома один?

•    Чем занималась Катя? А Вова?

•    А чьи бусы рассыпаны на полу? (Мамины.)

•    Как вы думаете, мама разрешала брать бусы?

•    А кто их взял?

•    Почему бусы оказались разорванными?

•   Что почувствовали дети, когда вернулась мама? /.

Составление рассказа ребенком с помощью воспитателя и схеме на липучках.

Воспитатель: картина «Одни дома»

Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Катя взяла своего любимого мишку и стала читать ему сказку, а Вова играл машинками.

Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Но Вова сказал, что мама не разрешает брать бусы. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Кати

Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время  из магазина вернулась мама. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что порвали бусы.

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, что нельзя детям делать, когда они остаются одни дома. Есть одно правило, начинать предложение «Детям  дома нельзя…..»

Игра с мячом « Доскажи предложение..»

Детям дома нельзя….. включать электро приборы, совать предметы в розетку, брать рабочие инструменты, совать предметы в нос, рот и уши, трогать посуду на плите, играть с острыми предметами, брать спички и зажигалку, брать лекарства, выглядывать в открытое окно, есть не мытые овощи, открывать дверь незнакомым,  устраивать потоп, рассказывать знакомым о семье, заходить в лифт с незнакомыми.

Рассказы детей.

Воспитатель  просит детей самостоятельно составить рассказ.

Рефлексия:

Игра «Собери бусы»

Воспитатель (подводит итог занятия): О ком мы сегодня составляли рассказ? Кто виноват в том, что бусы оказались разорванными? Как нужно себя вести, когда взрослых нет рядом.

Давайте порадуем мамочку и соберем бусы. Если вам понравилось на занятии, то соберите бусы зеленого цвета. Если занятие не понравилось, то бусы сделайте красного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа по сюжетной картине "Едем на автобусе"

Формированию навыков рассказывания в детском саду уделяется особое внимание. Уже с трехлетнего возраста детей обучают связным высказываниям, начинают подготовку к овладению двумя типами устной монолог...

Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома», с придумыванием начала.

Цели:Коррекционно-образовательные:—  обучать детей навыкам составления расска­за по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий;—  учить выделять событийную основу и суще­ственн...

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа....

Конспект образовательной деятельности по самообразованию. Старшая компенсирующая группа. Тема: « Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома»»

Конспект образовательной деятельности  по самообразованию.Старшая компенсирующая группа.Тема: « Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома»»Цель:  обучение д...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала и конца рассказа»

Цель: учить детей придумывать рассказ по сюжетной картине с придумыванием начала и конца рассказаЗадачи:1.Формирование правильного речевого дыхания2.Закрепление форм Т.п. существительных;3.Обогащение ...

План-конспект занятия с детьми старшей группы с ТНР Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура, здоровье, безопасность. Задачи: 1. Обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием ...