Конспект занятия с развития речи в подготовительной логопедической группе "Весна, весна на улице".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кучинка Ирина Васильевна

Конспект занятия с развития речи в подготовительной логопедической группе "Весна, весна на улице".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с развития речи

в подготовительной логопедической группе

                                                        «Весна, весна на улице»

Цели:

Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе.

Расширение и активизация словаря детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами). Совершенствование навыка звукового анализа слов. Совершенствование навыка составления и чтения предложений.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и тонкой моторики, координация речи с движением, упражнение в правильном дыхании. Развитие памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности. Воспитание у детей чувства любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны; предметные картинки: торт, радуга, апельсин, ваза, арбуз; атрибут-солнышко; конверты с заданием; звуковые символы, буквы, мячик, рисунки цветов для штриховки, карандаши, CD-проигрыватель, CD с записью музыки к занятию.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание логоритмических и пальчиковых упражнений по теме «Весна».

 Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

Если птицы прилетели,

Песни весело запели,

А медведь в лесу дремучем

Пробудился ото сна,

Значит, к нам пришла … (весна)

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе

 У нас хорошее настроение, ведь наступила долгожданная весна. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам? (Дети: солнышко)

-А какое весной солнышко? (Дети: солнышко - весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое…т.д.)

- Догадались, о каком времени года мы будем говорить? (Дети: о весне)

- Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…

- Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте мы все вместе позовём весну и каждый попросит, кто что пожелает.

(Воспитатель передаёт атрибут - солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети повторяют закличку и просят принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

1. Задание «Найди весну».

-  Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 4 картинки времён года: весна, лето, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, воспитатель добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег…, с крыш капают сосульки, … прилетели птицы, …дети надели весеннюю одежду и т.д.).

2. Игра «Подбери словечко».

-  Я напомню вам признаки весны, а вы мне поможете. (Воспитатель говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово. Появляются подобранные воспитателем картинки).

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

Появляются первые… (проталины).

Бегут звонкие…(ручьи).

С крыш домов капают… (сосульки).

На деревьях набухают… (почки).

С тёплых краёв прилетают… (птицы).

Ребята строят для скворцов… (скворечники).

Мы очень любим первые весенние… (цветы).

- Молодцы, вы правильно подобрали слова, и составили предложения, у нас получилась весенняя картина.

3. Игра «Хлопни в ладоши».

- Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните, если услышите слово, относящееся к весне. 

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Воспитатель просит объяснить слова: проталины, половодье, капель, ледоход).

4. Массаж лица. (выполняем стоя)

- На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

 Светит яркое весеннее солнышко                            - поглаживание

и ласкает нам лицо.

Дождик ещё холодный.                                             - постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец.          - пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее.                     - снова поглаживание

5. Упражнение «Что лишнее?».

- Посмотрим, как вы знаете приметы ранней весны. Слушайте меня и определите, какая из примет лишняя, и объясняйте почему.

-Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины.

- Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха.

- Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнезда.

- С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.

6. Упражнение «Подбери слова-действия».

- Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова - действия и закончите предложения.

Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)

Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются…)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят…)

Весной птицы… (возвращаются, прилетают…)

Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)

Весной лёд на реке… (тает, трещит, ломается, плывёт…)

Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)

Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет…)

7.Игра «Назови ласково».

- У весны много друзей. Давайте назовём их ласково (Логопед называет первое слово, а дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным значением).

Солнце – солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец, дерево, почка, ручей, цветок…)

8. Дыхательное упражнение «Цветочек».

- Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите: «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

9. «Составь предложение».

- Весенний ветерок принес в нашу группу конвертики, а в них задание для каждого составить предложение из предложенных слов.

- Дети, что у вас получилось. Ответы детей.

10. Игра «Скажи наоборот».

- Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (Дети: нет) Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот».

Зимой снег белый, а весной… (серый).

Зимой снег чистый, а весной… (грязный).

Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)

Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).

Зимой небо серое, а весной … (голубое).

Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).

Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).

Зимой похолодало, а весной… (потеплело).

11. Подвижная игра «Веснянка».

А уж ясно солнышко (Идут по кругу, взявшись за руки)

Припекло, припекло. (Медленно поднимают руки).

И повсюду золото, золото

Разлило, разлило.

Ручейки по улице (Опускают руки и бегут на носочках «ручейком».

Все журчат, журчат.

Журавли курлыкают  (Бегут  взмахивая руками)

И летят, и летят.

12.  Задание «Шифровка».

 А я предлагаю вам выполнить ещё одно задание и помочь мне разгадать зашифрованное слово. (Воспитатель вывешивает картинки. Дети собирают слово из первых букв в названии каждой картинки: торт, радуга, апельсин, ваза, арбуз, буквы вывешиваются на доске, получается слово трава, далее выкладывают его звуковую схему).

- Ответим полными предложениями.

- Сколько звуков в слове «трава»? (Дети: 5 звуков).

- Произнесите их по порядку. (Дети: [т], [р], [а], [в], [а]).

Сколько гласных звуков в слове «трава»? Назовите их. (Дети: 2 гласных звука: [а]).

- Сколько согласных звуков? Назовите звуки и дайте им характеристику.

- Сколько гласных звуков в слове «трава»? Назовите их. (Дети: 2 гласных звука: [а]).

- Сколько слогов в слове трава?

13. Рассказ «Наступила весна».

- С наступлением весны мы чаще выезжаем в леса. Сейчас я хочу прочитать вам рассказ о том, что случилось с ребятами весной.

«Наступила весна. Снег растаял, и лес стал одеваться в зеленую листву. Прилетели из далеких краев перелетные птицы. Было тепло, и мы с другом Колей отправились в лес. Коля взял с собой нож. Он подошел к березе, надрезал ее ствол, и мы стали пить березовый сок. Он был очень вкусный. Скоро нам надоело пить сок, и мы стали бегать и кричать. Мы стучали палками по деревьям так громко, что птиц не стало слышно. В лесу было много цветов, и мы нарвали по огромному букету. А потом мы отправились домой. Как мне понравилось в лесу!». (Далее проводится беседа.)

- Правильно ли вели себя ребята в лесу? Чего нельзя делать в лесу? Какой вред они нанесли окружающей среде? Можно ли так поступать? (Ответы детей)

14. Штриховка.

- Я предлагаю вам не рвать цветы, как это сделали мальчишки. Давайте мы с вами, наоборот, создадим цветочную полянку. Наши весенние цветы заштрихуем и создадим весеннюю полянку. Я думаю, что она получится замечательной и красивой. (Раздаю детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, мать-и-мачеха. Дети их раскрашивают и развешивают на доске, образуя весеннюю, цветочную поляну). 

Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. 

 Итог.

- Ребята, какие вы молодцы. О чем мы сегодня говорили на занятии?

- Назовите приметы ранней весны.

Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Ранняя весна"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Ранняя весна"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме: «Животные жарких стран».

Цели:1. Коррекционно-образовательные: -уточнить названия животных жарких стран и их детенышей;-учить согласовывать существительные с числительными;-учить образовывать названия детенышей животных;-учит...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе

Конспект по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему «Москва – столица нашей Родины»....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Встречаем весну».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Встречаем весну».Цель: Закрепление знаний о весне, как времени года.Задачи: - Формировать умения определять время года, ориенти...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Встречаем весну».

Цель: Закрепление знаний о весне, как времени года.Задачи: - Формировать умения определять время года, ориентируясь на характерные признаки.- Продолжать развивать память, внимание, наблюдательность, в...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Здравствуй весна"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Здравствуй весна"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе " Крымская весна.Воссоединение Крыма с Россией"

Тема: «Крымская Весна. Воссоединение Крыма с Россией»ЦЕЛЬ: Расширять знания детей о России и Крыме.ЗАДАЧИ:1. Закрепить знания о символике России и Крыма.2. Расширить знания ...