Мастер-классы для педагогов
методическая разработка по развитию речи

Серова Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников.

Задачи:

познакомить педагогов с игровым пособием «Кубики историй»

упражнять педагогов в практическом составлении рассказов

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего ИПМ: «Развитие речи с помощью технологии «Сторителлинг»

Цель: Обучение детей рассказыванию историй

Сегодня я  познакомлю вас с технологией, которая позволяет в игровой увлекательной форме с использованием интересного детям дидактического пособия создать историю. Это технология «Сторителлинг».

Понятие «Сторителлинг» в переводе с английского означает «рассказывание истории». «Сторителлинг» помогает не только раскрывает его творческие способности и развивает познавательный интерес, но и развивает речь ребёнка.

Существует несколько  видов сторителлинга:

  1. Классический сторителлинг, где реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.
  2. Активный сторителлинг, где дети придумывают истории самостоятельно.

      3. Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика-), как пример озвучивание мультфильмов. Применим для среднего и старшего дошкольного возраста.

Метод сторителлинга позволяет:

  • разнообразить образовательную деятельность с детьми;
  • заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
  • научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
  • обогатить устную речь дошкольников;
  • облегчить процесс запоминания материал

Структура сторителлинга

1. Вступление.

     Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления:

• Когда-то давным-давно….

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были….

• Это произошло темной и дождливой ночью…

• Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2. Развитие событий. Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается во вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённая.

3. Кульминация.

  Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

4. Заключение.

   Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.

Игра « Кубики историй»  – состоит из 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают в мир фантазий, иллюзий и приключений. Историю можно составлять без определённой темы.

Изготовление кубиков.

Для изготовления кубиков нам понадобятся старые кубики. Распечатанные картинки по вашему желанию. Я изготовила наборы кубиков историй следующих типов:

  1. сказочные герои
  2. погодные явления
  3. семья
  4. волшебные предметы
  5. место действия
  6. эмоции

      7.   транспорт

       8.  эмоции

       9. одежда

Вариант игры. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - взрослый. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Используя такой интерактивный способ организации детской деятельности, можно услышать ребёнка и помочь ему развить грамотную связную речь. Игра «Кубики историй» открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы, вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику. Важно не только рассказывать детям разные истории, но и давать возможность самим создавать эти истории

И я предлагаю вам, сейчас составить свою историю.



Предварительный просмотр:

Тема: Развитие диалогической речи у дошкольников с использованием технологий ОТМС -общая теория сильного мышления ТРИЗ-теория решения изобретательских задач.

Цель: – обучение детей пользоваться диалогом как формой общения.

Методы

1. Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Метод разговора воспитателя с детьми (неподготовленный диалог) — это наиболее общедоступная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.

2. Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Беседа—организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.

3.  Одним из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

4. Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.

Проведенная работа:

Проект «Где живет сказка»-продукт инсценировка сказки «Теремок»

Дидактическая игра «Кто где живет»

Дидактическая игра «Ты спроси, а я отвечу»

Один Ребенок выбирает объект из предметных картинок, а остальные дети выбирают  

карточки с признаками, и задают восполняющие вопросы,

Например: Лиса, какая ты по цвету…какая ты по характеру, какая ты по рельефу…

Ответы лисы: рыжая, оранжевая, хитрая, коварная, умная, пушистая, мягкая

Дидактическая игра «Лишний предмет» по признакам «цвет», «форма», «вкус»,

«действие».

            Сюжетно ролевые игры: «Магазин», «Больница» и т.д

Инсценировки: «Репка», «Теремок», «Рукавичка».



Предварительный просмотр:

Тема: Цифровой «Сторителлинг».

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию  речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием цифрового «Сторителлинга».

Задача: Познакомить с аппликационно-визуальным компонентом.

Я работаю над данной темой второй год. В первый год мы с детьми использовали  классический и активный вид сторителлинга.

В этом году мы используем цифровой «сторителлинг».

Цифровой «сторителлинг» – это формат «сторителлинга», в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами через ИКТ. Педагогом может задаваться тема истории  (сказки) либо его начало, и ребенок или же группа детей составляют историю.

Использование цифрового «сторителлинга» и информационно-коммуникационных технологий помогает визуализировать придуманные истории.

Начиная сочинять историю, нужно подумать, как создать ее визуальный компонент. Визуальный компонент – это вся визуальная информация, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики. Например:

  • «Рисовальная» визуальная история. Это-классический вариант. Картинки, схемы нарисованы заранее, либо изображаются параллельно со звучащим текстом.
  • «Аппликационная» визуальная история. На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

В этом году мы сняли мультфильм, используя ИКТ (телефон), а для монтажа использовала приложение «INshot». Мультфильм снят в технике «Перекладки».

Мы с детьми использовали аппликационную-визуальную историю.

  1. Сочинили историю с помощью кубиков «Историй».
  2. Зарисовали её схематично (а также я записала историю).
  3. Изготовили декорации в технике «аппликации» из бумаги.
  4. На белом листе бумаге выкладывали объекты в той последовательности, в которой они появлялись в истории, параллельно фотографировали весь процесс.
  5. Монтаж и озвучка мультфильма.


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Тема «Создание мультфильмов вместе с детьми»

Цель: Познакомить педагогов с этапами  создания мультфильмов.

Задачи:

1.Повысить педагогическую компетенцию педагогов

2.Познакомить с дидактическим пособием «Экран историй»

Последовательность создания мультфильма делится на несколько этапов.

Вам необходимо сделать 5 важных этапов и ваш мультфильм готов.

1.Сненарий (история)

2.Декорации(герои)

3.Сьёмка

4.Монтаж (выбрать лучшие кадры)

5.Озвучка

1 этап Сценарий(история)

Мультфильм всегда начинается с истории. На профессиональном языке это называется «сценарий». Любой фильм начинается со сценария. Именно интересный сценарий – это уже половина успеха в создании вашего фильма.

Возможны два варианта:

Сценарий вы можете придумать свой собственный. Мы с детьми истории сочиняем с помощью дидактического пособия «Экран историй».

Сделать мультфильм, взяв за основу любое литературное произведение, которое вам нравится.

Историю очень важно записать правильно - она должна быть не рассказом, а изложением действий. Такой сценарий построен на глаголах, в нем нет лишних описаний, в сценарии всегда изложены действия (Пошел, взял, повернулся и т. д.).

2этап Декорации

Эта самая творческая ступень в создании мультфильма, здесь творится изготовление героев и декораций для будущего произведения. Можно декорации создать из бумаги (Аппликационные герои или пластилина (кукольные герои).

3 шаг. Съёмочный

На этом этапе происходит съёмка по эпизодам мультфильма (передвижение персонажа). Либо можно назвать технический этап, мы готовим аппаратуру, на которую будем снимать мультфильм.

Теперь необходимо сделать фотографии, перекладывая действующих лиц на сценах в соответствии со сценарием. Первым делом сделайте 2-3 кадра пустого фона. Потом у нас должны появиться персонажи. Персонаж появляется от самой границы кадра, двигается приблизительно на 1 см (чем меньше шаг, тем реалистичнее передвижение). Чем меньше перемещаем, тем медленнее будет движение и качественнее. Это деятельность требует внимательности, усидчивости. В детской анимации от 4 до 6 кадров в секунду. Это зависит от возраста участников.

4.этап Монтаж

Для создания анимации на компьютере существуют специализированные программы.

        1.VideoPad

        2.Киностудия Windows Live

        3.Shot Cut

        4.DaVinci Resolve 17

        5.Movavi Video Editor

        6.Filmore Video Editor

Для монтажа мультфильма на телефоне вам помогут такие программы как:

1.Stop Motion Studio

2.RoughAnimator animation

3.Animation Desk Create Cartoon amp Animated Videos

5 Этап. Озвучка

На этом этапе происходит подбор звукового оформления мультфильма в соответствии со сценарием.

Озвучить можно:

1.Наложив известное музыкальное произведение

2.Озвучив главных героев при помощи своего голоса

3.Вставив шумовые эффекты

Для звукового оформления мультфильма вы можете использовать специальные программы:

http://audacity-free.ru - бесплатный, простой, но мощный редактор аудио.

Шумовые эффекты можно получить с помощью простых предметов

1.Хруст костей – разламывания макарон

2.Шаги на снегу — сдавливание ложкой кукурузного крахмала

3.Взмахи крыльев птицы в полёте — открытие и закрытие зонта

4. Капли дождя — стук ногтей пальца по поверхности

5.Треск костра — сжатие рукой газеты

6.Звуки волн — помешивание воды в емкости

Мультфильм готов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...