Методическая разработка организации непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «В поисках домовёнка Кузи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Создание условий для совершенствования речи детей.
Расширение словарного запаса детей по теме «Дом и его части» через участие в словесно – речевых играх.
.Совершенствование навыков словоизменения и словообразования.Совершенствование грамматического строя речи: правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже; умение составлять сложноподчиненные предложения с союзами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_na_pokaz.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка организации
непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию
«В поисках домовёнка Кузи»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
на тему: Квест – игра «В поисках домовёнка Кузи»
Образовательная область: речевое развитие.
Цель: Создание условий для совершенствования речи детей.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять словарный запас детей по теме «Дом и его части» через участие в словесно – речевых играх.
2.Совершенствовать навыки словоизменения и словообразования:
-образование качественных, относительных и сложных прилагательных от существительных;
-образование притяжательных прилагательных от существительных;
-образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
3. Упражнять в подборе антонимов.
4. Совершенствовать грамматический строй речи: правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже; умение составлять сложноподчиненные предложения с союзами.
Развивающие:
1.Развивать связную речь, умение логически последовательно и грамматически правильно выстраивать свое высказывание.
2. Развивать навыки диалогической речи, умения участвовать в коллективном разговоре, отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение работать в микрогруппе, умение выслушивать высказывания товарищей, доброжелательно относиться друг к другу.
Форма НОД: квест – игра.
Технологии: технология квест – игры, технология интервьюирование, «мозговой штурм», здоровьесберегающие технологии (зрительная гимнастика, физминутка, пальчиковая гимнастика, рефлексия), информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)
Методы и приемы: наглядные (показ слайдов на проекторе, работа по карте поиска, использование атрибутов, работа с плакатами);
• словесные (интервьюирование, ТРИЗ – технология, составление описательного рассказа по мнемотаблице, беседа, игровые упражнения, речевые игры, словесные задания, вопросы)
• практические (игровые ситуации, составление пазлов, работа с картой поиска);
• игровые (игра с мячом, игра с колокольчиком, логическая игра, игровые упражнения, физминутка)
Материалы и оборудование: ПК, проектор, экран, красные и синие бейджики, указатели на стол (синий и красный), мяч, микрофон, карта поиска, письмо, конверты с заданиями и подсказками (фрагменты здания), карточки с буквами (К, У,З,Я), карточки с цифрами от 1 до 6, 2 плаката «Чей домик» ,2 плаката домов с недостающими частями, картинки - части дома на липучке , мнемотаблица «Дом и его части», конверты с пазлами «Дома», датчик настроения по количеству детей.
ХОД НОД:
- Инициация (приветствие).
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!
II. Мотивационно – ориентировочный этап.
- Ребята, сегодня утром на пороге группы я нашла необычный конверт. Хотите узнать, от кого оно? Это, ребята приглашение в гости. Но вот от кого - не написано. Только сказано, что он живёт в сказке.
-Вы хотите в гости к таинственному другу?
-Тогда оправляемся.
(Включается сказочная музыка)
Зрительная гимнастика
-Отправляемся друзья,
В чудо сказку - вы и я.
Глазки наши закрываем
Чудо - сказку представляем.
А теперь их открываем
И немного поморгаем: раз, два, три, четыре, пять.
Головою не верти,
А вокруг ты посмотри.
Вверху над нами облака
Внизу луга, поля, река.
Справа горы, слева лес
Впереди страна чудес.
III. Основная часть.
- Ребята, вот мы и попали в сказку. Сейчас мы узнаем, кто же нас пригласил в гости.
(Дети поворачиваются, встают полукругом и видят на экране сказочный дом. На двери написано «Кзяу»).
-Прочитайте, кто живёт этом доме ?
-Ребята, мне кажется, что наш таинственный друг допустил ошибку в своём имени. Разложите карточки и составьте правильно имя.
( Дети на столе из карточек составляют слово «Кузя»).
-Арина, прочитай, что у тебя получилось.
- Кто такой Кузя? (Это домовенок)
-Здесь, ребята, записка ещё какая – то:
«Ребята, мне срочно пришлось уйти. Я приготовил вам очень ценный подарок. Если вы выполните мои задания, вы узнаете, где я нахожусь, и получите подарок от меня. Я вам оставил карту поиска и подсказки, которые помогут меня найти».
-Посмотрите, на карте, номерами указаны, где находятся задания.
(Дети рассматривают карту и определяют, где находится первая подсказка).
1 задание. Игра - интервьюирование «Репортёр» («Какой дом»)
- Где же находится 1 задание? (В уголке «Больница)
-Арина принеси, пожалуйста, конверт с 1 заданием.
Слушайте задание: «Ребята, дома бывают разные, и строят их из разных материалов. Назовите, какие бывают дома»
-Ребята, разрешите мне стать репортёром и взять у вас репортаж.
(Воспитатель с микрофоном берёт интервью. На экране выставляются картинки с изображением домов из разных материалов).
-Если дом построен из кирпича, он какой дом? (Дом из кирпича - кирпичный дом).
-Дом из панелей, какой? (…….-панельный дом).
-Дои из блоков, какой? (……-блочный дом).
-Дом из камня, какой? (……..-каменный дом).
-Дом из дерева, какой? (……-деревянный дом).
-Дом из брёвен, какой? (…….-бревенчатый дом).
-Дом из глины, какой? (……..-глиняный дом).
-Дом из соломы, какой? (…….-соломенный дом).
-Дом из бумаги какой? (…….-бумажный дом).
-А как вы думаете, какой дом будет непрочным? (Бумажный дом будет непрочным, потому что он порвётся. Соломенный дом будет непрочным, потому что он может разлететься от ветра).
-Ребята, но дома бывают разными и по высоте.
-Если дом из одного этажа, то он какой? (Дом из одного этажа – это одноэтажный дом).
-Если из трех этажей, то какой? (…….-трехэтажный).
-Если из девяти этажей, то какой? (……..-девятиэтажный).
-Если у дома много этажей, то он какой? (……..-многоэтажный).
-Молодцы, А вот и первая подсказка.
(воспитатель вынимает из конверта подсказку).
-Арина, прикрепи на мольберт. На что это похоже? (фундамент здания).
2 задание. Речевая игра «Скажи наоборот».
-Продолжаем наши поиски. Смотрим на карту, где находится 2 подсказка домовенка Кузи?
-В парикмахерской. Настя принеси второе задание.
(Воспитатель читает задание)
- Кузя предлагает поиграть в игру «Скажи наоборот».
Ребята, встаньте в круг.
(Дети встают в круг).
-Я буду бросать мяч и называть слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением.
Высокий дом – низкий дом
Новый дом – старый дом
Большой дом – маленький дом
Старый дом – новый дом
Далекий дом – близкий дом
Широкое крыльцо – узкое крыльцо
Светлые окна – тёмные окна
Современный дом – старинный дом.
-Молодцы, вот и вторая подсказка. Настя, прикрепи на мольберт. На что это похоже? (стены)
3 задание. Игра «Чей дом?»
-Ребята, отправляемся дальше на поиски. Яна, подойди к карте и определи, где находится 3 задание. Принеси его.
- В уголке рисования.
-Для выполнения этого задания, я предлагаю разделиться на 2 группы по цвету бейджиков и пройти за свои столы.
-Кузя пишет:
«Дома бывают не только у людей, но и у животных. Назовите, чей это дом?»
Соедините изображение животного с его домом. По цепочке отвечайте «Чей это дом?». Например, у барсука – барсучий дом.
(Дети маркером проводят линию от животного к дому)
У зайца – заячий дом.
У волка – волчий дом.
У белки – беличий дом.
У лисы–лисий дом.
У собаки – собачий дом.
У кошки – кошачий дом.
У мыши – мышиный дом.
У медведя – медвежий дом.
-Молодцы. А вот и подсказка.
-Гордей, прикрепи на мольберт. На что это похоже? (окна )
-Ребята, чтобы продолжить поиски я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать небольшую разминку. Для этого встанем в красивый круг .
Физкультминутка «Игрушечная стройка».
Получили мы подарки: | Дети изображают, как выкладывают предметы из коробки. |
Кирпичи, бруски и арки. | |
Из коробки мы берем, | Кулачок ставят на кулачок. |
Строим мы красивый дом. | Стучим кулачками. |
Строим быстро, строим скоро, | Дети садятся на корточки, постепенно выпрямляясь, |
Без цемента из раствора. | |
Дом растет все выше, выше, | а потом встают на носки. |
Есть карниз, труба и крыша | Сомкнуть руки над головой. |
4 задание. Речевая игра «Чего не хватает».
-Отправляемся на поиски 4 подсказки. Марк, посмотри по карте поиска, где находится 4 подсказка.
-В музыкальном уголке.
-Принеси, пожалуйста.
-Слушайте следующее задание.
«Дома действительно разные, но у них есть общее: части из которых они состоят, без которых дома просто не может быть».
-Ребята, разделитесь на свои группы и подойдите к столу со своим цветом.
(на двух столах лежат изображение недорисованного дома и отдельные части дома – картинки на липучке: )
-Посмотрите, Кузя приготовил вам недостроенных дома: у одной группы деревенский дом, у второй группы - городской. На столе лежат недостающие части дома, с помощью которых надо достроить дом.
-Но прежде, чем приступить к выполнению задания, предлагаю вам превратиться в строителей.
Пальчиковая гимнастика.
Молотками мы стучим, Строить новый дом хотим. | Дети постукивают кулачками друг о друга, держа сверху то один, то другой кулачок. |
Кто в доме будет жить? | Выполняют упражнение Домик. |
С нами кто будет дружить? | Сжимают и разжимают переплетённые пальцы рук. |
Девочки и мальчики, | Поочередно сжимают и разжимают кулачки обеих рук. |
Маленькие пальчики. | Выполняют упражнение Пальчики здороваются. |
-Начинайте строить.
-Чего не хватало у вашего дома? (У дома не хватало крыши, двери, окон, крыльца, трубы).
-Чего не хватало у вашего дома? (У дома не хватало фундамента, балконов, лестниц, лифтов, батарей)
-Молодцы. Вот и подсказка от Кузи за выполненное задание.
-Арина, прикрепи на мольберт. Что это означает? (крыльцо здания).
5 задание. Логическая игра «Для того чтобы…»(технология ТРИЗ)
-Посмотри, где нам искать 5 подсказку и принеси.
- В книжном уголке.
-Для выполнения следующего задания нам нужно подойти к экрану.
-Послушайте задание. На экране будут появляться детали дома. Кузя просит ответить, для чего они нужны. Кто будет готов отвечать, поднимет сигнальную карту, которую я вам дам.
1.Для чего нужен фундамент дому? Подумай, как правильно составить предложение.
(Фундамент нужен дому для того, чтобы он стоял прочно)
2.Для чего нужна дому крыша?
(Крыша нужна дому для того, чтобы была защита от дождя и снега).
3.Для чего нужны стены дому?
(Стены нужны дому для того, чтобы в доме было тепло)
4.Для чего нужны двери дому?
(Двери нужны дому для того, чтобы защитить от чужих людей).
- А кто скажет по – другому? Не забывайте , я буду спрашивать, кто поднимет сигнальную карточку.
-(чтобы не было холодно,….)
5.Для чего нужны окна дому?
(Окна нужны дому для того, чтобы в доме было светло).
-А ещё для чего? (чтобы можно было посмотреть на улицу)
6.Для чего дому нужен лифт? (Лифт нужен для того, чтобы не подниматься пешком)
7.Для чего дому нужен балкон? (Балкон дому нужен для того, чтобы можно было выйти подышать).
8.Для чего дому нужно крыльцо? (Крыльцо нужно дому для того, чтобы подняться в дом)
9.Для чего дому нужна труба? (Труба дому нужна для того, чтобы выходил дым).
Снятие зрительной нагрузки.
-Ребята, наши глаза устали. Закройте глаза, отдохните. Откройте, на меня все посмотрите.
- Молодцы. И за выполненное задание мы получаем подсказку. На что похоже? (крыша здания).
-Марк, прикрепи на мольберт. Ребята, посмотрите, что у нас получилось?
-Здание, дом.
-А как дом ласково назвать?
дом-домик;
-А окно?
окно - окошечко;
крыльцо - крылечко;
комната – комнатка;
балкон — балкончик;
лестница — лесенка;
звонок — звоночек.
-Но что это за здание, мы узнаем, когда выполним последнее задание.
-Марк, посмотри, где находится 6 задание от Кузи и принеси.
-В строительном уголке.
6 задание. «Расскажи про свой дом» Составление рассказа по мнемотаблице.
-Кузя предлагает нам построить каждому свой дом и рассказать о нём. В помощь он нам прислал таблицу, которая поможет составить рассказ.
Возьмите и откройте конверты. Аккуратно выложите содержимое на стол. Соберите из частей свой дом на листочках.
(Дети выполняют.)
- Илья, подойди со своим проектом к доске и расскажи про свой дом. Пользуйся таблицей. Арина, расскажи про свой дом. Марк, расскажи про свой дом. А остальных ребят мы послушаем потом.
-Вот и последняя подсказка. Что это?
-Буквы. Кузя предлагает составить из букв слово. Подойдите к столу.
-Что получилось? (Школа)
-Арина прикрепи на здание, которое мы построили.
-Кузя пошёл в школу, чтобы учиться и стать грамотным.
-Посмотрите на экран. Вот и Кузя. Он пошёл в школу, чтобы стать грамотным. Он вам приготовил в подарок ценную книгу.
-Что это за книга? (Букварь)
-А зачем она нужна? (чтоб научиться читать).
III. Итог НОД. Рефлексия.
- Ребята, Кузя интересуется, понравилось вам выполнять его задания? Какие задания для вас были лёгкими, а какие - трудными?
В руки ты Букварь возьми,
Что понравилось, расскажи.
-Ребята, ну а нам пора возвращаться в детский сад, встаньте в круг.
1,2,3 взлетаем, глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать.
- Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия к домовёнку. Возьмите датчик настроения. Если вам всё понравилось и с заданиями легко справились, покажите на датчике весёлого смайлика, если вы затруднялись при выполнении заданий, но вы справились, поднимите на датчике грустного смайлика.
-Ребята, мне очень понравилось, как вы выполняли задания. Вы многое рассказали о домах, какие они бывают, что у них есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: «Волшебная страна Времени»
Методическая разработка конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: «Волшебная с...
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в подготовительной группе на тему:"Волшебница вода"
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в подготовительной группе на тему: "Волшебница вода"...
Методическая разработка организованной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе "В поисках сокровища"
quot;В поисках сокровища"...
Методическая разработка "Организация непрерывной образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО"
Методическая разработка по организации НОД в соответствии с ФГОС ДО для воспитателей ДОУ....
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию "По следам золотой осени" для детей старшей группы
Конспект НОД по речевому развитию "По следам золотой осени" для детей сташей группы с использованием игровой технологии и мнемотехники....
Методическая разработка КОНСПЕКТ Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию и с использованием нетрадиционных техник рисования для детей подготовительной группы «Народные традиции»
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к народной культуре и быту. Народное искус...
Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы с ОНР "До свидания, Лето"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы с ОНР "До свидания, лето"...