Чтение литературного произведения В.П. Бороздина «Звездолетчики»
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Дуденкова Наталья Владимировна

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение литературного произведения В.П. Бороздина «Звездолетчики»

Задачи: развивать внимание, память, игровые навыки; учить слушать произведение и отвечать на вопросы; уметь поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимать литературное произведение В. Бороздина «Звездолетчики» и выражать свое отношение к персонажам рассказа.

Ход

На мольберте портрет Ю.А. Гагарина и иллюстрации

Воспитатель. Дети, кто из вас знает, чей это портрет? (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно – это Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт Земли. Он покинул Землю на космическом корабле и увидел землю всю сразу. (Обращает внимание на иллюстрации, показывает, называет то, что изображено).

Воспитатель. Об этом я вам прочитаю. Сегодня у нас в гостях книжка, которой уже много лет. Она называется «Звездолётчики». Слушайте внимательно. (Читает отрывки из рассказов В. Бороздина: «Хочу летать», «Необыкновенная школа», «Поехали».)

«Хочу летать»

Когда у Юрия впервые зародилась мысль стать летчиком, трудно сказать. Мальчишкой он с увлечением мастерил на отцовском верстаке модели самолетов и запускал, правда не всегда удачно. А как- то в школе они сделали модель с бензиновым моторчиком. Вот тот уж полетел так полетел! Потом они с трудом его отыскали.

Но все это было еще только забавой. Решение стать летчиком пришло позже. А пока Юра пошел на завод учиться на литейщика.

В литейном ему понравилось. Огромная печь пышет жаром, расплавленный металл течет по желобу, брызжет искрами – того гляди, сожжет. А люди не боятся. Они что хотят, то из него и делают.

Но как ни хорошо в литейном, а Юре хотелось учиться дальше, и он поступил в техникум. Юрий много читал. Однажды ему попалась книга великого русского ученого К.Э. Циолковского о ракетах, на которых можно будет долететь до Луны, Марса, Венеры. Это было так интересно, что Юра тут же взял в библиотеке все, что там было о полетах в космос. Ему представились космические корабли, мчащиеся далеко-далеко от Земли.

Вот Луна. Оказывается, она не такая маленькая, как казалось ему раньше. Вблизи она огромная, с ее горами, высохшими морями... А может, воды на Луне никогда и не было? И воздуха там нет. А как на Марсе?

Полететь бы на Марс и узнать, что за полосы видят на нем ученые в телескоп? Каналы? А кто их прокопал? Марсиане?

Прочитанные книги не давали Юрию покоя. Ракеты, о которых в этих книгах было написано, еще не были построены. Но в небе каждый день кружили самолеты, и Юрию неудержимо захотелось самому летать. Он поступил сначала в аэроклуб, а затем в летное училище.

«Необыкновенная школа»

В отряд будущих космонавтов Юрий Гагарин прилетел на самолете. Ему не терпелось узнать, где и как они будут заниматься.

Школ у нас очень много, и все они разные. Есть такие, где учат читать, писать, считать. В классах таких школ стоят парты, на стенах черные доски, на них пишут мелом. Есть школы, где учат разным ремеслам – столярному, слесарному, токарному. В таких школах стоят верстаки, разные станки – сверлильный, строгальный, токарный; разложены инструменты – рубанки, молотки, пилы, напильники. Есть музыкальные школы; там стоят рояли, виолончели, баяны. Ну, а школа летчиков-космонавтов — какая она? Ведь таких школ еще не было. Это была первая.

Юрий увидел дома – одни круглые, другие какие-то изогнутые, и на дома-то непохожие. Внутри них стояли огромные и совсем непонятные машины.

– Здесь мы будем тренироваться к полетам, – объяснил Павел Романович Попович.

Они прошли по всем комнатам и залам.

В классах на столах было множество хитрых приборов – их нужно будет все изучить. В шкафах много книг, учебников. В спортивных залах – разные кольца, брусья, батут – сетка для прыжков. Был и бассейн для плавания и вышка.

Павел Романович сказал, что придется прыгать не только с этой вышки. Будущим космонавтам надо будет сделать много прыжков с самолета на парашюте. Прыгать придется днем и ночью, опускаться не только на землю, но и на воду...

«Поехали!»

Лететь должен Космонавт-1 – Юрий Гагарин. Проводить его в небывалый полет собрались ученые, конструкторы, инженеры – те, кто создал этот замечательный корабль. Все были очень взволнованы. Каждому хотелось сказать космонавту доброе слово, пожелать удачи.

Гагарин сел в удобное кресло. Перед ним были приборы, кнопки, ручки управления. Все они были ему давно знакомы. Точно в такой кабине он провел много часов тренировок. Три круглых окошка-иллюминатора были закрыты специальными шторами. Там, наверху, когда он взлетит, он их откроет.

По радио сообщили, что до взлета осталось десять минут... пять... две... одна... Взлет! Тысячью голосов взревел двигатель, ракета задрожала...

– Поехали! – крикнул Гагарин.

Те, кто наблюдал со стороны, видели, как из-под ракеты вырвался огненный вихрь. Пламя окутало почти всю ракету. Она медленно, словно раздумывая, лететь или не лететь, оторвалась от бетонной площадки, потом, как бы решив, что надо лететь, рванулась ввысь и в одно мгновение растаяла в голубой дали.

Запомните, ребята: это произошло 12 апреля 1961 года.

Вопросы:

– Интересные рассказы я вам прочитала? О ком они?

– Кто прилетел на самолете в отряд будущих космонавтов?

– Что такое школа летчиков-космонавтов?

– Какие предметы находятся в необыкновенной школе?

– Чему нужно учиться будущим космонавтам?

Воспитатель. Мы с вами живём в удивительное время, когда самые необыкновенные мечты начинают сбываться. Наш замечательный лётчик-космонавт Юрий Гагарин первым из людей уже совершил полёт в космос. Следом за ним в космосе побывали ещё пять советских героев – Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект НОД по чтению литературного произведения Тема: “Путешествие по сказкам К. И. Чуковского”.

План конспект НОД по чтению литературного произведенияТема: “Путешествие по сказкам К. И. Чуковского”.Цели и задачи: Обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Формиров...

Конспект выразительного чтения литературного произведения Рассказ: В. Драгунский «Друг детства»

Конспектвыразительного чтения литературного произведенияРассказ: В. Драгунский «Друг детства»Цель: осмысление содержания произведения, оценивание поступков героев, прогнозирован...

Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 7 года жизни на основе чтения литературного произведения Е. Пермяка "Чужая калитка"

Цель: познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка», поддерживать потребность заботу о людях, делать добрые дела, беречь чужое имущество.Образовательные задачи:Воспитательные: формиро...

Технология чтения литературных произведений

Технология чтения литературных произведений  младшим дошкольникамОзнакомление с литературными произведениями :1. первая ступень формирования родной речи: фонематического (звукового) слуха, грамма...

Чтение литературных произведений «Стих о родном городе»

На сегодняшний день проблема воспитания патриотизма в старшем дошкольном возрасте означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, что становится основой для преданности, любви и уважения к с...

«Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению литературных произведений»

Приемы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений...