Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гостева Елена  Досиориевна

                                                                                      Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе        «Космическое путешествие».

                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект по развитию речи24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе        «Космическое путешествие».

                               

                                   Программное содержание:

 Цель: Развитие лексико -грамматического строя речи.

Задачи:

-Уточнить знание о первом  космонавте и солннчной  системе;

-закреплять образования р. п. существительных множественного числа

-закрепления согласования прилагательных с существительными в и. п. мужского и женского рода единственного числа;

-закреплять образования уменьшительно-ласкательной формы существительных;

-учить подбирать слова-антонимы;

-учить составлять сложносочиненные предложения

- Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей

-. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.

-развитие диологической  речи:

- Повторение и закрепление звука Р

-учить составлять краткие  рассказы  по схеме;

-развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику;

-воспитывать  любовь  к своей  планете.

Оборудование: картинки космоса, мяч, Лунтик.

                                                          Ход занятия.

- Ребята, давайте с вами сегодня отправимся в космическое путешествие!
- А на чем мы полетим в космос? /дети: — На ракете!/
- Какой первый звук в слове РАКЕТА?
- А что мы с вами обязательно наденем? /дети: - скафандр!/.
- А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР?
- Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
 

- Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
- Вокруг нашего солнца вращаются восемь планет.

- Послушайте внимательно стихотворение о планетах.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.

Готовы  лететь в космос   становимся  в кружок.

-  Проверяет запас  топлива ( с - с -с -с )

- Проверяем герметичность ракеты ( а-а-а-а вверх, вниз)

-  проверяем  радио(  у-у-у разной  интонацией)

- заводим моторы ( р-р-р-р-р)

-надеваем   скафандры. (  шух-шух-шух)

5-4-3-2-1 пуск.

Мы скафандр надеваем
Чтобы в космос полететь
Много нового узнаем
Нужно только захотеть!
- Наш экипаж к полету готов
Внимание! Внимание!
Отправляемся в полет!

- Первая планета Меркурий. (показываю изображение планеты).
Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты!
/На каждой планете дети выполняют задания./
Задание1:»  ПОДЕЛИ  СЛОВА  НА  СЛОГИ»

Я буду  называть , а вы будете прохлопывать  их  по  слогам( Ракета, планета ,работа , лунатик телескоп, звездочка, звезда, Луна.)

Молодцы,  справились  с заданием.

Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку,

- Вторая планета, на которую мы прилетели называется Венера. (показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово и запомним его.
/дети произносят слово Венера и находят звук «р»/
Задание 2  Звуковой  анализ  слов  (Ракета, земля, планета, Венера)

- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше.

Ребята, нам пора нам отправляться дальше!

                                  Физминутка

Космическая физкультминутка
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх).
А внизу леса, поля –
(Наклониться).
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны).

- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше.
/Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/.
- Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его.
/дети произносят слово МАРС и находят звук «р»/
Задание 3     «Скажи наоборот».

Игра с мячом. Дети стоят полукругом. Воспитатель называет слово и его признаки и бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает мяч и подбирает слово-признак, противоположное по значению.

-Близкая планета – далекая планета.

-Яркая звезда – тусклая звезда.

-Большая ракета – маленькая ракета.

Маленький звездолет – большой звездолет.

-Злой гуманоид- добрый гуманоид.

 Упражнение «Назови ласково»

-Звезда – звездочка

-Космический корабль – космический кораблик

-Солнце – солнышко.

_Космонавт - космонавтик.

-Скафандр – скафандрик.

-Звездочет - звездочетик.

           облако-…облачко;

солнце -…солнышко;
небо -…небушко;
самолет -…самолетик;
Упражнение  «Образуй множественное число».
Например: ракета-…ракеты;
комета – …кометы;
планета-…планеты;
космонавт-…космонавты,
созвездие-… созвездия.

/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.
Мы приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание.
Задание  4 «однокоренные  слова» (звезда, планета  ,солнце,   космос).

- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше.

- Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. (показываю изображение планеты). Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его.
/дети произносят слово Сатурн и находят звук «р»/.
Задание:5«Составь предложение, используя картинку».
Например: «ракета» - Ракета летит в космос.
«луна» - В небе светит луна.
«созвездия» - Звезды в небе образуют созвездия.
. Упражнене «Что с начало? Что потом?»

-Ребята посмотрите на картинку  и   скажите, что вы увидели с начало, а что потом?

Упражнение «Расскажи –ка»

Составление детьми предложений о вымышленной планете и ее обитателях по вопросам (с опорой на картинный план, объединение их в рассказ.

Вопросы:

-Как назовем планету?

-Как она выглядит из космоса?

-Что есть на этой планете?

-Как выглядят ее жители? Как их называют, что они делают? -Что вы расскажите им о своей планете?

-Ваше отношение к планете и ее обитателям

Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
- Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо.
- Ребята, какие созвездия вы знаете?
/ответы детей: Большая медведица, Персей, Малая  медведица,, Малый пес, Северная   каронаи  т.д./
Задание  6 «Собери созвездие»

Пальчиковая  гимнастика

/Дети делятся на команды и по образцу выкладывают свои созвездие./
Молодцы, справились  с заданием.

/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
- Ребята, нам осталось долететь еще до  последней планеты солнечной системы – это Нептун Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание.
Задание  7« Отгадайте загадки.
1. Что за птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд?
(ракета)
2. Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …
(астроном)

3. Не месяц, не луна, не планета, не звезда,
по небу летает, самолеты обгоняет.
(спутник)

4.Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

млечный путь увидеть, чтоб

нужен мощный (телескоп).

5.Астроном- он звездочет,

Знает все на перечет!

Только лучше всех видна

В небе полная (луна).

У ракеты есть водитель

Невесомости любитель

По английски «астронавт»

А по русски (космонавт)

6.Космонавт сидит в ракете

Проклиная все на свете-

На орбите как назло

Появилось (НЛО).


- Молодцы ребята, с заданием справились.
- Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!

- Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.
- Ребята у планеты Земля есть свой спутник.
- Послушайте загадку и отгадайте, какой у Земли спутник.
- Ребята, к нам в гости с Луны пришел «Лунтик».
Он хочет с вами поиграть.

Игра-викторина «Угадай-ка».
- Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце)

-Какая планета находится ближе  к солнцу?

- Человек, который летает в космос (космонавт).
- Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).
- Как называется и животное, и созвездие? (Медведица).
- Почему на земле есть день и ночь? (Планета вращается вокруг себя)
- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).
- Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).
- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)
- Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики).
-Солнце – планета или звезда?

-Спутник  земли?

Рефлексия Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?
- Сейчас Лунтик раздаст всем вам ребята звездочки на память о нашем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну сказок»

Тема: «Путешествие в страну сказок» Программные задачи: 1. Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать эпизоды из знакомых сказок без помощи воспитателя, передавать диалогическую ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Путешествие в Страну Сказок»

Работа с детьми по обогащению лексического словаря и развитию грамматического строя речи. Занятие легкое к восприятию детей!...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну пословиц»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в страну пословиц»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Путешествие в Страну Сказок»

Работать по обогащению лексического словаря и развитию грамматического строя речи. Формировать навык образования и употребления притяжательных прилагательных; закрепить навык практического употреблени...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в Страну Красивой речи» 2024

Цели и задачи: развивать связную, диалогическую и монологическую речь, умение содержательно отвечать на вопросы, умение выполнять различные игровые заданияразвивать коммуникативные навыки; обогащ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в Страну Красивой речи» 2024

Цели и задачи: развивать связную, диалогическую и монологическую речь, умение содержательно отвечать на вопросы, умение выполнять различные игровые заданияразвивать коммуникативные навыки; обогащ...