Опыт реализации технологии развития речи детей через театрализованную деятельность
статья по развитию речи (старшая группа)

Цехановская Ирина Олеговна

Опыт реализации технологии развития речи детей через театрализованную деятельность

Актуальность связана с тем, что своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка.

Дошкольный возраст, как отмечают Г.М. Андреева, Л.И. Божович, А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова, И.Г. Вечканова, – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Старший дошкольный возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в формировании специальных знаний и навыков, необходимых качеств в течении всей жизни человеку.

Формирование развития речи, коммуникативной компетенции, определенной в основополагающих документах как ключевой, решающей проблему активной социализации личности, должно обеспечиваться достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

Общение играет решающую роль в психологическом развитии ребенка. В детском саду ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического общения со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах деятельности.

Между тем, работая с детьми, часто сталкиваюсь с проблемой развития речи у детей. Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Неразвитая диалогическая речь отрицательно влияет на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации, так как полноценная социальная адаптация невозможна без способности к диалогическому общению. В связи с этим возникла необходимость разработки системы образовательной работы.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания дошкольников  является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:

- дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,

- осваивают способы их внешнего выражения,

- осознают причины того или иного настроя.

Театрализованная игра является эффективным средством развития речи дошкольника в процессе озвучивания ролей, ведения диалогов, пересказа сказки.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития дошкольников (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Реализация технологии осуществлялась в 2021-2023 гг. в старших группах.  Мы наблюдали, как проявляются сформированные навыки диалога, монолога в повседневной жизни детей. Так было замечено, что многие дети научились вступать в беседу, стали более активны, овладели речевым этикетом.

Наблюдения показали, что в результате взаимодействия детей друг с другом и взрослым в совместной игровой и учебной деятельности формировались такие качества, как доброжелательность, отзывчивость, готовность прийти на помощь, умение выслушать товарища, тактичность. Были использованы различные методы формирования речевой культуры, развития связной речи у детей:

- создание ситуаций для общения детей с другими детьми;

- использование разнообразных форм работы с детьми в течение дня по отношению к другим детям;

- включение игр-драматизаций в занятия по развитию речи.

Развитию развития речи способствовали чтение художественной литературы и театрализованные игры по сказкам «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», «Айболит».

На занятиях по театрализованной деятельности мы развивали диалогическую речь детей, учили  детей составлять короткий пересказ сказки, развивали умение понимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, продолжили учить составлять рассказ по картине, используя в речи существительные, прилагательные и глаголы; учить отвечать на простые вопросы.

Освоив эти игры, дети переходят к более сложным формам общения. Это игры типа "Я и моя семья", "Мой дом", "Моя страна" и т.д. В них дети учатся строить диалог, используя слова, обозначающие предметы, действия, качества, состояния. В этих играх дети учатся формулировать свои мысли и чувства, выражать свое отношение к собеседнику, правильно строить речь, развивать связную форму речи, умение высказывать свою точку зрения, договариваться.

В процессе театрализованных игр дошкольникам приходилось разрешать конфликтные ситуации, отстаивать свое мнение, им приходилось договариваться, учитывать точку зрения другого, воздействовать на собеседника, склонять его к своему мнению, разрешать конфликты и т.д.

Мы наблюдали, как в самостоятельной театрально-игровой деятельности дети демонстрировали речевые способности, развивали такие умения, как умение осуществлять полноценное общение со взрослыми и сверстниками.

Театрализованные игры позволили научиться детям начинать и заканчивать общение, обращаться с просьбой, отвечать на вопросы, обращать на себя внимание собеседника, высказываться таким образом, чтобы тебя поняли.

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 
  2. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2015. - 48 c.
  3. Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родного языка дошкольников: Учебное пособие. - М.: Академия, 2015. – 138 с.
  4. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе / Н.П. Аникеева. – Новосибирск: изд-во НГУ, 2015. – 127 с.
  5. Артемова Л. В.  Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. – Москва :  Просвещение, 2016. – 192 с.
  6. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками – М.:  Просвещение, 2017. – 192 с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatraliz_stat.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт реализации технологии развития речи детей через театрализованную деятельность

Актуальность связана с тем, что своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка.

Дошкольный возраст, как отмечают Г.М. Андреева, Л.И. Божович, А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова, И.Г. Вечканова, – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Старший дошкольный возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в формировании специальных знаний и навыков, необходимых качеств в течении всей жизни человеку.

Формирование развития речи, коммуникативной компетенции, определенной в основополагающих документах как ключевой, решающей проблему активной социализации личности, должно обеспечиваться достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

Общение играет решающую роль в психологическом развитии ребенка. В детском саду ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического общения со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах деятельности.

Между тем, работая с детьми, часто сталкиваюсь с проблемой развития речи у детей. Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Неразвитая диалогическая речь отрицательно влияет на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации, так как полноценная социальная адаптация невозможна без способности к диалогическому общению. В связи с этим возникла необходимость разработки системы образовательной работы.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания дошкольников  является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:

- дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,

- осваивают способы их внешнего выражения,

- осознают причины того или иного настроя.

Театрализованная игра является эффективным средством развития речи дошкольника в процессе озвучивания ролей, ведения диалогов, пересказа сказки.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития дошкольников (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Реализация технологии осуществлялась в 2021-2023 гг. в старших группах.  Мы наблюдали, как проявляются сформированные навыки диалога, монолога в повседневной жизни детей. Так было замечено, что многие дети научились вступать в беседу, стали более активны, овладели речевым этикетом.

Наблюдения показали, что в результате взаимодействия детей друг с другом и взрослым в совместной игровой и учебной деятельности формировались такие качества, как доброжелательность, отзывчивость, готовность прийти на помощь, умение выслушать товарища, тактичность. Были использованы различные методы формирования речевой культуры, развития связной речи у детей:

- создание ситуаций для общения детей с другими детьми;

- использование разнообразных форм работы с детьми в течение дня по отношению к другим детям;

- включение игр-драматизаций в занятия по развитию речи.

Развитию развития речи способствовали чтение художественной литературы и театрализованные игры по сказкам «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», «Айболит».

На занятиях по театрализованной деятельности мы развивали диалогическую речь детей, учили  детей составлять короткий пересказ сказки, развивали умение понимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, продолжили учить составлять рассказ по картине, используя в речи существительные, прилагательные и глаголы; учить отвечать на простые вопросы.

Освоив эти игры, дети переходят к более сложным формам общения. Это игры типа "Я и моя семья", "Мой дом", "Моя страна" и т.д. В них дети учатся строить диалог, используя слова, обозначающие предметы, действия, качества, состояния. В этих играх дети учатся формулировать свои мысли и чувства, выражать свое отношение к собеседнику, правильно строить речь, развивать связную форму речи, умение высказывать свою точку зрения, договариваться.

В процессе театрализованных игр дошкольникам приходилось разрешать конфликтные ситуации, отстаивать свое мнение, им приходилось договариваться, учитывать точку зрения другого, воздействовать на собеседника, склонять его к своему мнению, разрешать конфликты и т.д.

Мы наблюдали, как в самостоятельной театрально-игровой деятельности дети демонстрировали речевые способности, развивали такие умения, как умение осуществлять полноценное общение со взрослыми и сверстниками.

Театрализованные игры позволили научиться детям начинать и заканчивать общение, обращаться с просьбой, отвечать на вопросы, обращать на себя внимание собеседника, высказываться таким образом, чтобы тебя поняли.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) // Гарант. – URL Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 31.10.2018).
  2. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2015. - 48 c.
  3. Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родного языка дошкольников: Учебное пособие. - М.: Академия, 2015. – 138 с.
  4. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе / Н.П. Аникеева. – Новосибирск: изд-во НГУ, 2015. – 127 с.
  5. Артемова Л. В.  Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. – Москва :  Просвещение, 2016. – 192 с.
  6. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками – М.:  Просвещение, 2017. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы " Развитие речи детей через театрализованную деятельность" (теоретическая часть)

Педагогический опыт работы " Развитие речи детей через театрализованную деятельность" (теоретическая часть)...

Педагогическая технология развития речи дошкольников через театрализованную деятельность

Данный материал освещает цели, задачи, основные направления и технологии в работе по развитию речи дошкольников через театрализованную деятельность....

Педагогический опыт работы «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи р...

Педагогический опыт работы «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи р...

Технологии развития речи детей через театрализованную деятельность

Актуальность технологииАктуальность связана с тем, что своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка.Дошкольный возраст, как отмечают Г.М. Ан...

Применение технологии развития речи детей через театрализованную деятельность

Применение технологии развития речи детей через театрализованную деятельностьДошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон ре...